Добрый день, дорогие исследователи! Меня зовут Анна Николаевна. И сегодня я проведу у вас урок биологии.
Я не просто так назвала вас исследователями. Сегодня нам предстоит узнать много интересного. А начнем мы с того, что вспомним, на какие 4 группы делятся плоды? Приведите по 1 примеру. И дайте характеристику этой группе. 1 слайд (ягодовидные (смородина, клюква, томат), костянковидные (слива, вишня, малина), коробочковидные (мак, дурман, горох), ореховидные (фундук, подсолнечник, кукуруза).
Молодца. А теперь посмотрите сюда. У меня на подносе имеется лишнее, то что не относится к плодам, найдите и объясните что не является плодом.
2 слайд. Правильно. Это семена подсолнечника. Скажите, пожалуйста, какое значение имеют семена в жизни растений? С помощью них, вырастают растения.
Сейчас я вам прочитаю сказку. А вы слушайте ее внимательно.
«На опушке рос дуб – хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка-норушка и говорит: «Разреши взять у тебя два желудя. Один я съем, другой посажу на дальней полянке, чтобы и там вырос дубочек».
А дуб на нее как набросится: «Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!» Испугалась мышка и убежала. С тех пор никто из зверей не осмеливался приближаться к дубу: ни мыши, ни белки, ни бурундуки. Так и жил он в полном одиночестве.
Временами у дуба появлялись желуди. Созрев, они падали на землю и тут же, под кроной, прорастали. Но росткам не хватало места и солнца. Они мешали друг другу, глушили друг друга и погибали в малом возрасте.
Прошли годы. Дуб состарился, одряхлел и однажды, в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик себе смены».
- Как вы думаете, почему дуб не дождался смены?
- Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами поговорим? Сформулируйте тему нашего урока.
«Распространение плодов и семян.» Запишем число и тему урока. (пишу на доске)
- А какой выход вы ему предложите?
- Молодцы. Если бы все созревающие семена падали прямо под материнское растение, то их прорастанию и развитию препятствовала бы острая конкуренция.
Давайте вспомним, что такое семя. Семя — это генеративный орган растения, служащий для размножения и расселения растений. Запишем термин в тетрадь.
Ученые выделяют 4 основных способа распространения семян. Посмотрим на экран. 3 слайд. Скажите, с помощью чего могут распространяться растения? (С помощью ветра)
Запишем в тетрадях: 1. С помощью ветра.
Поразмышляем. Что будет являться приспособлением для полета? Парашютик.
Молодцы. Парашютик позволяет семена распространяться на дальние расстояния. Найдите в файлике, который находится у вас на столах, растение и приспособление для полета и приклейте к себе в тетрадь. На обратной стороне рисунка имеется двусторонний скотч.
Ребята посмотрите, а что такое происходит. С дерева падают семена в воду и не тонут. Мало того, они еще могут плыть по течению. Подумайте и скажите, с помощью чего семена перемещаются? (с помощью воды). 4 слайд. Правильно. А как вы думаете, почему семена не тонут?Они не смачиваются водой и не тонут благодаря имеющимся выростам или воздушным полостям. Такими растениями являются ольха, ива, ясень.
Записываем в тетради. 2. С помощью воды. И приклеиваем картинку из файла.
5 слайд
Физич. минутка.
Наши алые цветки распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
А сейчас мне потребуется 2 добровольца. 1 ученик будет деревом. 2 – лисой.
В одном маленьком селе жил да был красивый репейник. Но стоял он в гордом одиночестве у курятника. И как то повадилась лиса бегать в курятник и кур ловить. А репейник был этим очень доволен. Лиса то, семена на своей шкурке в лес перенесла. И стал жить репейник ни один, а со своей большой семьей.
Кто помог репейнику с расселением семьи?Лиса.
А кто- то еще, помимо лисы может помочь растениям расселиться? Разные животные и человек.
Правильно.Молодцы. А какие приспособления имеются у репейника, чтобы прицепиться к животному?Крючки.Хорошо. Запишем как распространяются растения.6 слайд. 3. С помощью животных и человека.
Семена, заключенные в сочных плодах, распространяются растительноядными животными, поедающими эти плоды. Яркие, вкусные плоды рябины, черемухи, малины, калины привлекают многих птиц. Поедая плод вместе с мякотью, они проглатывают и семена. Мякоть в желудке и кишечнике переваривается, а защищенные плотной кожурой семена проходят непереваренными и выбрасываются вместе с пометом. Так семена оказываются высеянными и притом вместе с удобрениями.
А как человек может распространить семена и плоды? С помощью одежды. Перевезти с места на место.
7 слайд. Совершенно верно. В нашей стране появился картофель благодаря царю Петру Первому. Император привозил из Европы новые продукты, одежду, предметы быта. И таким образом, в начале 18 века на Руси появился картофель, который стали выращивать крестьяне по приказу царя.
Найдем в файле плоды и семена, которые могут распространять животные и люди и приклеим. (Пока остальные ребята выполняют задание, найдем какие еще растения перевез человек, стр. 77 со слов Так из Европы в Америку…)
Мы с вами определили уже 3 больших способа по распространению растений. Но есть еще один способ, с которым мы должны познакомиться. Посмотрим на экран. 8 слайд.
Что только что было? Кто знает? Плоды сами выбрасывали свои семена. Молодцы. При созревании плоды раскрывают створки и выстреливают своими семенами. Такими представителями у нас являются бешеный огурец, горох, акация.
Записываем 4. Саморазбрасывание. Этот метод, по сравнению с остальными, будет не особо эффективен и уступает другим методам. Потому что распространение семян будет близко к материнскому растению. Найдем в файле растения и приклеим.
Подведем итоги.
Что такое семя?
Какова роль семян в жизни растений?
Какие 4 метода распространения семян и плодов мы узнали?
9 слайд. Молодцы.
Ребята, вы также у себя на столах видите цветочек: красный и синий. На доске вы видите мишень. На которой написан уровень вашего знания и интереса. Если все было интересно и понятно, то вы прикрепляете цветочек к цели под номером 5. Если было интересно, но не все понятно, то к цели под номером 4. Цель под номером 3 было неинтересно. Цель под номером 2 было неинтересно и непонятно. Поцепочке прикрепляем свой цветочек.
Спасибо ребята за активную работу на уроке. До свидания!
8 . «Мишень»