Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Русский язык
  3. Конспект урока русскогоя языка в 5 классе по повторению синтаксиса и пунктуации

Конспект урока русскогоя языка в 5 классе по повторению синтаксиса и пунктуации

Конспект урока русского языка «Путешествие в страну выученных уроков, или Тайны королевства Синтаксис» для 5 класса с привлечением здоровьесберегающих компонентов. Урок включает различные элементы, которые можно использовать в ходе урока для сохранения здоровья учеников

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Русский язык

Категория

Русский язык
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

План урока русского языка в 5 классе с включением здоровьесберегающих компонентов

«Путешествие в страну выученных уроков, или Тайны королевства Синтаксис»

Тип урока: урок закрепления изученного материала

Цель урока: повторить изученное по синтаксису; закрепить навыки синтаксического анализа

Задачи урока:

1.создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия текстов разных стилей;

2.развить коммуникативные компетенции, освоить разные формы учебной кооперации;

3. воспитывать ценностное отношение к русскому языку.

Планируемые об­разовательные результаты:

Предметные:

-уметь применять полученные знания на практике;

- развитие мотивации к аналитической деятельности;

-уметь работать с учебным материалом, использовать приёмы получения информации, объяснять языковые явления.

Метапредметные:

- способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров.

Личностные:

- воспитание интереса к предмету через разные виды работы;

- умения ставить и решать проблемы, умения работать с информацией;

- стремление к речевому самосовершенствованию.

Основные понятия: синтаксис, единицы синтаксиса, синтаксический разбор предложения, пунктуационный разбор предложения.

Ресурсы урока: учебно-методические:УМК Баранов М.Т., Т.А.Ладыженская, Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2023; карточки с заданиями; лист достижений;

материально-технические: ПК учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте, дети. Присаживайтесь.

Посмотрела я на вас:

Вот какой хороший класс!

Приготовились учиться,

Ни минутки не лениться,

Не скучать, не отвлекаться,

А стараться и стараться.

Аутогенная тренировка.

Теперь закройте глаза, повторяйте со мной:

«У меня хорошее настроение. Я буду предельно внимателен на уроке. Я смогу сделать все!»

Пусть урок принесет вам радость! Я желаю вам успеха, а вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок! Спасибо!

Слайд

Учитель: Сегодня нам предстоит совершить небольшое путешествие. А его тему вы определите сами. У каждого из вас на столе лежат карточки с синими и зелеными буквами. Сейчас мы попробуем составить первое слово нашей темы. Взяли листочки в руки. На обратной стороне есть цифра. Она обозначает номер вашей буквы в слове. Те ребята, у которых буквы гласные, должны прискакать и встать на место. У кого согласные – крупными шагами определить свое место в слове. Вперед! (Игра «Живой алфавит»)

Тема нашего урока – синтаксис и пунктуация.

А чтобы подружиться с этими сложными, но очень интересными разделами грамматики, мы побываем в фантастическом королевстве – королевстве Синтаксиса и Пунктуации. Мы с вами станем участниками лингвистического фэнтези под названием «Путешествие в страну выученных уроков, или тайны королевства Синтаксиса».

Вам, ребята, предстоит стать полноправными подданными короля Синтаксиса и королевы Пунктуации, а для этого необходимо познакомиться с условиями и порядком вступления в это звание.

Слайд

Учитель зачитывает условия и порядок вступления в подданные короля Синтаксиса и королевы Пунктуации.

Условия и порядок вступления в подданные короля Синтаксиса и королевы Пунктуации

  1. Знать родословную короля Синтаксиса и королевы Пунктуации (Что такое синтаксис и пунктуация как разделы грамматики)

  2. Усвоить характерные особенности нрава короля и королевы (Знать синтаксические единицы, их отличительные особенности).

  3. Уметь прославлять и воспевать короля и королеву (Делать синтаксический и пунктуационный разборы словосочетаний и предложений).

  4. Постоянно строить и носить их образ в своем сердце (Уметь конструировать предложения и словосочетания).

  5. Прибегать к их милости в случае необходимости (Использовать различные виды предложений в письменной и устной речи).

  6. Никогда не ошибаться при устном и письменном упоминании их величеств короля и королевы (Соблюдать нормы строения словосочетания и предложения, постановки знаков препинания).

Выбираем короля и королеву

Слайд

Присяга короля

Я, король Синтаксис, обязуюсь придать речи своих подданных строгую грамматическую четкость, смысловую емкость, логическую стройность и завершенность.

Присяга королевы

Я, королева Пунктуация, обязуюсь придавать устной и письменной речи своих подданных логическую стройность, лаконизм и красоту высказывания.

Слайд

Жил – был в стране Грамматике молодой и сильный король Синтаксис. Ценил он в своих подданных лаконичность, образность, красоту строения, выразительность. Но однажды, вернувшись из дальних странствий, обнаружил, что исчезли из дворца его подданные. Что же делать? Надо было срочно выручать их. Узнал король, что заточили их в старинном замке. Когда приблизился король со своим войском к замку, испугались враги столь могучего войска и сбежали. Но остались подданные короля в темницах подземелья. Помогите им, верните свободу подданным короля, назвав единицы синтаксиса.

Демонстрация слайда «Тайна старого замка»

Ответ: словосочетание, предложение.

Учитель: Хорошо, ребята, вы помогли королю и королеве освободить их подданных. Поэтому по высочайшему указу их величеств вы тоже можете стать в ряды их подданных. Для этого надо пройти испытания.

Но перед этим проведем разминку – веселую зарядку.

Игра «Руки-ноги»: «Один хлопок - команда рукам: их надо поднять или опустить; два хлопка - команда ногам: нужно встать или сесть», после чего пре­подаватель тут же подает сигналы. (1 мин)

Вот теперь вы готовы к испытаниям! Ну что же, вперед!

Испытание 1. Фронтальный опрос «Веришь – не веришь». Если вы согласны с утверждением, то поднимаете руку, если не согласны, то руку не поднимаете.

Веришь ли ты, что…

  • в простом предложении одна грамматическая основа?

  • словосочетание состоит из главного и зависимого слова?

  • синтаксис – раздел языкознания, который изучает строение словосочетаний и предложений?

  • перед союзом И запятая всегда ставится?

  • перед союзом А запятая всегда не ставится?

  • сложное предложение может состоять из 2 простых предложений?

  • сложные предложения бывают союзными и бессоюзными?

ФизкультминуткаПальчиковая гимнастика (1 мин)

  • «Ленивые восьмерки» – рисование в воздухе, на листочке, рисуем то правой рукой, то левой, то одновременно двумя руками, начиная от серединной точки.

  • «Двойные рисунки» – рисуем двумя руками одинаковые удивительные формы.

  • «Постукивание пальчиками» – имитация игры на пианино,

  • «Пальчики замерзли» – растираем каждый пальчик в отдельности либо все одновременно.

  • «Салютик» – пальчики сжаты в кулачок, резким движением их расправляем,

  • «Замочек», «Здравствуй, пальчик» – большой пальчик левой руки здоровается с большим пальчиком правой руки, с соседними пальчиками, с ладошкой, также указательный, средний, безымянный и мизинчик; письмо букв и цифр в воздухе.

Испытание 2. Словарная работа. «Кто напрасно бежит за слоном?»

Задание: найти ошибки и исправить их.

1 группа: ключ, дочь, нож, тишь, (много) дач.

2 группа: увидишь, сберечь, стеречь, услышишь, рисуешь.

3 группа: тоннель, дежурный, тетрадь, воробей, медведь.

Физкультминутка. Японская печатная машинка. (2 мин)

Испытание 3. Работа с предложением. Конструктор «Погадаем на ромашке» (1 мин)

здоровом

-



в

здоровый



дух

теле

В здоровом теле – здоровый дух.

Задания: *выписать словосочетание из предложения

Испытание 4. Графическая работа. Игра «Корректор» (1 мин)

Начальнику отдела «Грамотность» бригадира грузчиков Недосмотрова И.М.

Объяснительная.

При транспортировке ящика «Схемы предложений» грузчиками Расхлябовым П.П. и Лентяйкиным Д.И. было допущено его опрокидывание. Чтобы скрыть эту оплошность, они быстро собрали рассыпавшиеся предложения и их схемы. По причине неграмотности это было сделано ими неверно.

7 сентября 2018 года.

Недосмотров И.М.



Резолюция начальника отдела «Грамотность»: «Принять меры по приведению содержимого ящика в исходное состояние».

Тексты предложений:

  1. В коробке оказались какие-то провода, гвозди, гайки.

  2. В речи героя проявляются его чувства: тревога, волнение, печаль.

  3. Воротись, дурачина, ты к рыбке!

  4. Где сосна взросла, там она и красна.

  5. Перед последним рейсом нагрянула снежная буря, и ледокол поскорее ушел из залива.

Схемы предложений:

Shape3Shape2Shape1 [ , , ] - А

Shape7

Shape4Shape5Shape6 [ : , , ] - Б

[ . . . , О , . . . ]! В

(Где. . . ), [ ]. - Г

[ ], и [ ] - Д

Физкультминутка для глаз (30 сек)

На экране появляются разноцветные шары. Последим за ними глазками.

Испытание 5 “Кто больше?” (30сек. )

Проверим ваши знания.

Задание: Из предложенного списка выбрать как можно больше терминов, относящихся к теме урока. Кто выберет больше, тот и получит звание “Подданный короля Синтаксиса и королевы Пунктуации».

Слайд

Итоги испытаний.

Король и королева благодарят всех за хорошую работу на уроке и надеются увидеть всех в дальнейшей работе в качестве своих подданных.

Рефлексия. Ребята, я благодарю вас за урок. И если вам понравилось занятие, прикрепите к дереву золотые листочки, а если не понравилось – багряные. Я буду знать, что мне нужно еще поработать. Спасибо за урок.

Задание1. Установите соответствия между предложением и схемой.

Тексты предложений:

  1. В коробке оказались какие-то провода, гвозди, гайки.

  2. В речи героя проявляются его чувства: тревога, волнение, печаль.

  3. Скоро, кажется, начнется дождь.

  4. Воротись, дурачина, ты к рыбке!

  5. Где сосна взросла, там она и красна.

  6. Перед последним рейсом нагрянула снежная буря, и ледокол поскорее ушел из залива.

Схемы предложений:

Shape10Shape9Shape8 [ , , ] - А

Shape14

Shape11Shape12Shape13 [ : , , ] - Б

[ . . . , О , . . . ]! - В

(Где. . . ), [ ]. - Г

[ ], и [ ] - Д

А

Б

В

Г

Д

Задание 2. Выберите термины, относящиеся к теме урока.

Словосочетание

Глагол

Наречие

Имя прилагательное

Сказуемое

Определение

Запятая

Знаки препинания

Точка

Суффикс

Имя существительное

Кавычки

Предложение

Восклицательный знак

Обстоятельство

Основа слова

Приставка

Текст

Подлежащее

Корень

Словосочетание

Тире

Дополнение

Вопросительный знак

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Конспект урока русского языка «Путешествие в страну выученных уроков, или Тайны королевства Синтаксис» для 5 класса с привлечением здоровьесберегающих компонентов. Урок включает различные элементы, которые можно использовать в ходе урока для сохранения здоровья учеников
0 ₽
Игра-путешествие "Большая прогулка" предполагает развитие познавательного интереса к изучению правил безопасного поведения на улицах и дорогах; активное содействие школе в выработке у обучающихся активной жизненной позиции.
0 ₽