Игра – путешествие в страну ПДД «Большая прогулка»
Цель мероприятия: повысить безопасность детей, педагогов в обеспечении безопасности дорожного движения, активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни.
Задачи мероприятия: развитие познавательного интереса к изучению правил безопасного поведения на улицах и дорогах; активное содействие школе в выработке у обучающихся активной жизненной позиции.
Методические рекомендации:
Игра – путешествие в страну ПДД «Большая прогулка» проходит по 4 этапам – станциям:
«Из истории дорожного движения»
«Азбука дороги»
«Автомобиль»
«Опасности на дороге»
Ход мероприятия:
Вступительная часть.
Ведущий: Посмотрите, как красиво выглядит город с высоты птичьего полета. Огромное количество дорог, как паутина висит над городом. Дорога всегда манит, по дорогам движется транспорт. А по тротуарам идут люди. И для каждого из них есть свои правила. Ребята, догадались, что это за правила?
Это правила дорожного движения. Их составили для того, чтобы не было аварий. И вы их должны знать! Мы должны уважать дорогу, чтобы дорога уважала нас. Зачем нам это?
Ежедневно на дорогах России погибает около 1,5 тысяч детей, чьих-то самых, самых любимых, чьих-то самых, самых…
24 тысячи получают ранения. И это не просто цифры. Это чьи-то невосполнимые потери, чьи-то страдания, боль, крушение надежд. Если смотреть на эти цифры в сравнении с вселенной, то они ничтожно малы. Если рассматривать их по количеству выплаканных слез матерей, родственников, то это огромные цифры.
Ведущий: Кто виноват в их смерти?
Виноваты и сами дети. Дети не уважали дорогу, а дорога отплатила им за это. Дорога не терпит непослушания и забирает жизни.
Пешеход, шофер, пассажир – люди, от поведения которых зависит порядок на дорогах. Каждый из них имеет свои правила. Любой человек может быть и пешеходом, и водителем, и пассажиром, поэтому правила дорожного движения должны изучать и взрослые и дети.
Станция«Из истории дорожного движения»
Ведущий: Когда же появились первые правила дорожного движения? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к нашей помощнице.
Помощница: Попытки ввести правила езды по улицам и дорогам России делались еще тогда, когда все передвигались по улицам на конных экипажах.
1683 год – царь Петр Алексеевич в Указе говорил: «Многие ездят с вожжами, бичами большими, и бывает, что людей побивают». Чтобы лучше видеть, кучер должен был ехать верхом на лошади.
В 1730 году был издан указ, который гласил: «Извозчикам и прочим нам ездить, имея лошадей взнузданными, с опасением, смернно». За ослушание, говорилось в Указе, виновные за 1 вину, будут биты кошками, за вторую – кнутом, за третью – будут высланы на каторгу.
1742 год. “ Ежели кто на лошадях резво ездить будет, тех через полицейские команды ловить и лошадей отсылать на конюшню государыни”.
В 1812 году были введены правила, устанавливающие правостороннее движение, ограничение скорости, введение номерных знаков для экипажей, требования к техническому состоянию экипажей.
Ведущий: Новые правила установились с появлением первых паровых и бензиновых автомобилей. Многие из них сейчас у нас могут вызвать улыбку. В Англии, например, впереди парового экипажа должен был идти человек с красным флагом и предупреждать встречных о приближении паровика. Во Франции скорость движения автомобилей не должна была превышать скорость пешехода. В Германии владелец машины обязан был накануне заявить полиции, по какой дороге он поедет. В ночное время езда на автомобиле вообще запрещалась. Если водителя в пути заставала ночь, ему предписывалось остановиться и ждать утра.
В 1920 году в России издан декрет «Об автодвижении в городе Москве и ее окрестностях». Декрет устанавливал скорость для легковых автомобилей 25 км/час, для грузовых – 15 км/час. Не ограничивалась скорость для пожарных машин. Установлено правостороннее движение.
1961 год - введены для всей территории СССР «Единые правила движения по улицам городов»
1968 год – в ООН приняты международные ПДД.
С 1 января 1961 года в нашей стране введены первые единые для всей территории страны ПДД (с доработками и уточнениями).
С января 1965 введены в действие "Правила движения по улицам городов, населённых пунктов и дорогам СССР".
23 октября 1993 года Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации утвержден официальный текст Правил Дорожного движения Российской Федерации, в которые в 2010 году были внесены изменения.
Станция «Азбука дороги»
Баба Яга (Б.Я.). Безобразие! Постоянно одна и та же история!
В. Что с тобой, Яга?
Б.Я. Оштрафовали! Не там, видите ли, улицу перехожу. На метле полетела, опять свистят! «Не положено, говорят, в городе на таком виде транспорта передвигаться». Я им объясняю: Я – Баба Яга! Мне только на метле как раз и положено.
В. А они?
Б.Я. Иди, говорят, в лес. Там, пожалуйста, летай сколько угодно и хоть на чём.
В. Ну, так ты бы в другом месте, на другом участке улицу перелетела.
Б.Я. На другом? Там знаешь, сколько этих…как их…слово-то такое мудрёное.
В. Инспекторов что ли?
Б.Я. Вот-вот. А если этих нет, так знаков на дорогах понавешали, светофоров, указателей. Уважающей себя Бабе Яге и пролететь негде!
Попав в большой и шумный город
Я потерялась, я пропала!
Кругом машины и трамваи,
То вдруг автобус на пути.
Признаться честно – я не знаю
Где мне дорогу перейти?
Ребята! Вы мне помогите!
И если можно, расскажите…
Дорогу как переходить,
Чтоб под трамвай не угодить!
1-й ученик. Не переживай. Оставайся с нами. И Непослуха пусть остается. Мы вам поможем!
Ведущий: А сейчас мы отправимся туда, где можно познакомиться со знаками, светофорами и правилами дорожного движения.
Ученик:
Посёлок, в котором с тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Вот она, азбука, – над мостовой.
Знаки развешаны над головой.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда!
Ученик:
Везде и всюду правила,
Их надо знать всегда:
Без них не выйдут в плаванье
Их гавани суда.
Ученик:
Выходят в рейс по правилам
Полярник и пилот.
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.
Ученик:
По городу, по улице Не ходят просто так:
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак!
Все время будь внимателен
И помни наперед:
Свои имеют правила
Шофер и пешеход!
Ученик:
Тут шалить, мешать народу
Запрещается!
Быть примерным пешеходом
Разрешается!
Переход при красном свете
Запрещается!
При зеленом, даже детям,
Разрешается!
Ученик:
Если ты гуляешь просто,
Все равно вперед гляди,
Через шумный перекресток
Осторожно проходи.
Ученик:
Чтоб приучить пешехода к порядку
Разлиновали асфальт, как тетрадку.
Через дорогу полоски идут
И за собой пешехода ведут.
Ученик:
Обходить трамвай не глядя;
Не позволит постовой.
Кто трамвай обходит сзади,
Тот рискует головой.
Ученик:
К перекрестку подошел –
Жуткое движение.
Как дорогу перейти?
Вот так приключение!
Ученик:
Приключенья вовсе нет,
Если знаешь правила.
Нужно только вам найти
Знаки указания.
Ученик:
Полосатая дорожка –
Пешеходный переход.
На зеленый свет шагай
Поскорее, не зевай!
Ученик:
Светофор укажет строго:
Переход сейчас закрыт.
Не беги через дорогу,
Если красный свет горит.
Ученик:
Желтый свет предупреждает:
Скоро будет путь закрыт.
Или так: готовься в путь
И внимательнее будь!
Ученик:
До дороги я дошел,
Светофора не нашел,
Растерялся и стою,
Указаний твоих жду.
Ученик:
В этом случае налево
И направо посмотри,
Если транспорт не увидишь,
То счастливого пути!
Ученик:
Выходя на улицу,
Приготовь заранее,
Сдержанность и вежливость
А главное – внимание.
Ученик:
Если правила движенья
Выполняли б все вокруг,
Ни к чему тогда волненья,
Помни это, юный друг!
Ведущий: Спасибо.
Ну а теперь проверим, как вы знаете правила. Непослуха, иди сюда! Проверим, что ты знаешь.
1 вопрос: Где можно переходить улицу?
А) где хочу;
Б) где придется;
В) по пешеходному переходу.
Непослуха: Где хочу и где придется!
Ведущий: Ой-ой-ой! Ребята, правильно?
2 вопрос: Что следует делать, прежде чем переходить улицу?
А) помолиться;
Б) поплевать через левое плечо;
В) посмотреть налево-направо.
Непослуха: Конечно, помолиться, а потом поплевать через плечо!
Ведущий: Какой ужас! Ты ничего не запомнил! Как правильно, ребята? Непослуха, ты что, все проспал?
Непослуха: Ну, задремал немного! Пока я спал, мне приснились какие-то знаки на шоссе. Интересно, что это значит? Подумаешь…знаки. Зачем они мне нужны?
Тут такая ерунда!
Нарисован человек:
Землю роет человек.
Может быть, здесь ищут клад?
И старинные монеты
В сундуке большом лежат?
3-й ученик.
Непослуха, что ты, что ты?
Здесь дорожные работы.
Непослуха:
Отчего бы это вдруг
Стрелки дружно встали в круг,
И машины друг за другом
Мчатся весело по кругу?
Что бы значило на деле?
А, я знаю: карусели!
4-й ученик.
Мы на площади с тобой.
Здесь дороги нет прямой!
Здесь движенье не прямое –
Здесь движение круговое!
Непослуха:
Вот так знак! Глазам не верю!
Для чего здесь батарея?
Помогает ли движенью
Паровое отопленье?
Может быть зимою вьюжной
Здесь шофёрам греться нужно?
Почему же в летний зной
Знак не сняли с мостовой?
5-й ученик.
Непослуха,этот знак
Говорит шофёрам так:
Здесь шлагбаум, переезд
Подожди, пройдёт экспресс.
Ведущий: Непослуха, ничего ты не знаешь! И тут мы тебе поможем разобраться. Знание дорожных знаков также важно, как и знание правильного поведения на дороге. Одно без другого существовать не может. Дорожные знаки регулируют движение транспорта и пешеходов. И вновь мы зовем нашу помощницу.
Помощница: Самые распространенные знаки – это указатели километров. Они расставлены на невысоких столбиках вдоль каждого шоссе. На голубой дощечке такого знака с обеих сторон цифры. Подъезжая к указателю, путешественник видит, сколько километров он проехал. Они появились на русских дорогах почти 300 лет назад, когда расстояние измеряли еще не километрами, а верстами. Поэтому и назывались они тогда верстовыми столбами.
Первые такие столбы были установлены по приказу царя Алексея Михайловича вдоль дороги из Москвы в любимое царское Имение Коломенское. А затем выкрашенные в черную и белую полоску верстовые столбы появились на всех больших дорогах России.
Ведущий: Надеюсь, повторение правил дорожного движения поможет не только Непослухе, но и всем нам лучше ориентироваться на дорогах.
Станция «Автомобиль»
Детям предлагается назвать марки отечественных и зарубежных автомобилей и собрать пазл – рисунок с автомобилем.
Станция «Опасности на дороге»
Ведущий: Ребята, мы уже не можем и представить себе улиц наших городов без замечательного друга и помощника – светофора. А знаете ли вы, что первый светофор появился в 1914 году в городе Кливленде. Он имел два сигнала – зеленый и красный. А в 1918 году на улицах Нью-Йорка начали работать трехцветные электрические светофоры.
(Ученица 5 класса Бочарова Маргарита читает свою сказку о светофоре.)
Ведущий:Вам предлагается игра – эстафета «Собери светофор».
Проводится эстафета «Собери светофор». Для эстафеты потребуется: 2 команды по 4 человека, 2 корпуса светофоров, и по два круга трёх цветов. Участники каждой команды по очереди подбегают к стулу, где лежат детали светофора и собирают светофор. Побеждает команда, которая сделает это быстрее и правильно.
Ведущий: Молодцы! А сейчас ответьте на мой вопрос. Где самое опасное место в большом городе?
Дети. Это перекрёсток!
Ведущий:Как же нам благополучное го перейти и оказаться на другой стороне улицы?
Дети. По переходу.
Ведущий: А какие переходы вы знаете?
Дети.
Пешеходный переход.
Подземный пешеходный переход.
Наземный пешеходный переход.
Ведущий: Найдите знаки, обозначающие их, и покажите(дети показывают).
Выходят девочки – знаки и читают стихи.
1. По полоскам чёрно-белым
Человек шагает смело.
Знает: там, где он идёт, –
Пешеходный переход.
2. Спешит куда-то человек –
Дорога преградила бег,
Свет светофора – красный.
Туда ныряет пешеход
В подземный светлый переход.
Свободно! Безопасно!
3. Что проходят речку вброд,
Про это каждый знает.
А пешеходный переход
И над землёй бывает.
Этот знак довольно прост –
Пешеход идёт на мост.
Тут поднялся – там пошёл,
Безопасно, хорошо!
Ведущий:К сожалению, далеко не всегда мы можем воспользоваться переходом.Улицы таких небольших поселений, как наш поселок, пока содержат недостаточное количество переходов. Внимательно посмотрите на эти фотографии. На них пока не происходит ничего опасного для людей. Но в любой момент могут возникнуть опасные ситуации. Можешь ли ты назвать их?
Ведущий:Ну что же, сегодня мы неплохо поработали с вами. Ребята, что вы узнали нового и какие знания восстановили в своей памяти? Конечно, всё обсудить за один час невозможно, но вы многое уже узнали за время учебы в школе. А поможет нам с вами в этом викторина.
Как называется пешеходный переход?
Как называют линии, нанесенные на проезжей части?
Что является сердцем машины?
Устройство, регулирующее дорожное движение.
Пересечение дорог называется (перекресток)
Элемент дороги, по которому ходят люди, называется (тротуар)
Где должны ходить пешеходы при отсутствии тротуара?
Исполняется финальная песня на мотив песни «Если с другом вышел в путь».
Если с другом вышел в путь
Если с другом вышел в путь
Веселей дорога
Ты про знаки не забудь
Ты про знаки не забудь
Их в дороге много.
Припев:
Что мне снег,
Что мне зной,
Что мне дождик проливной
Ведь светофор помощник мой. (2 раза)
Собираясь в дальний путь,
Собираясь в дальний путь
Много правил строгих –
Вспомни ты и не забудь,
Вспомни ты и не забудь,
Не забудь в дороге.
Припев:
Что мне снег,
Что мне зной,
Что мне дождик проливной
Ведь светофор помощник мой. (2 раза)
И в дорогу я друзья
И в дорогу я друзья
Выйду без испуга
ПДД ведь знаю я
ПДД ведь знаю я
Научу и друга.
Припев:
Что мне снег,
Что мне зной,
Что мне дождик проливной
Ведь светофор помощник мой. (2 раза)
Ведущий: Путешествие в страну ПДД «Большая прогулка» закончилось. Я хочу все вам пожелать здоровья, и чтобы вы всегда, в любую погоду, в разное время суток, во все времена года соблюдали правила дорожного движения, не подвергали опасности свою жизнь и жизнь окружающих людей. Спасибо всем!