КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО УРОКА
с ученицей 7 класса музыкального отделения
Дисциплина – музыкальный инструмент – фортепиано
Тема: | Стилистические особенности исполнения инстру-ментальной пьесы Фр. Шопена «Ноктюрн» cis-moll. |
Цель: | Работа над элементами ноктюрновой фактуры Фр. Шопена. |
Задачи: | – добиться глубокого прослушанного звучания басовой линии в аккомпанементе; |
– услышать и показать подголоски в верхних нотах аккомпанемента; | |
– добиться кантиленного звучания мелодии в сочетании выразительностью чисто инструментальными приемами развития. | |
Ожидаемый результат | – осмысленное соединение всех поставленных задач в целостном исполнении произведения наизусть. |
Форма урока | – индивидуальное занятие. |
Тип урока | – комбинированный. |
Используемые методы обучения | – репродуктивный, продуктивный. |
ПЛАН УРОКА
1. | Организация урока | – 2 минуты |
2. | Прослушивание домашнего задания | – 4 минуты |
3. | Анализ ошибок и положительных моментов в исполнении | – 2 минуты |
4. | Прослушивание аудиозаписей | – 8 минут |
5. | Сравнительный анализ прослушанных записей | – 2 минуты |
6. | Процесс работы над музыкальным произведением | – 20 минут |
7. | Подведение итогов. Домашнее задание | – 2 минуты |
Необходимое оборудование класса: два инструмента (фортепиано), стулья, подставки, стол, магнитофон, шкаф для нот и учебно-методической литературы.
Учебно-методический комплекс: ноты, метроном, аудиозаписи
Характеристика ученицы: ученица имеет хорошие музыкальные и физические данные. Быстро и грамотно разбирает новые произведения. Нет проблем с музыкальной памятью, хорошо развиты все виды памяти - моторная, слуховая, зрительная. Пианистический аппарат хорошо организован, руки свободны. Характер спокойный, на уроках собрана, активна, старательна, адекватно реагирует на замечания преподавателя. Ученица умная, вдумчивая, занимается с большим интересом. Хорошо проявляет себя на выступлениях, выступает ярко, эмоционально. Больше даются произведения кантиленного характера.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (2 минуты).
Ученица входит в класс, здоровается, достает дневник, ноты, садится за инструмент.
2. Прослушивание домашнего задания (4 минуты).
Прочитав домашнее задание, преподаватель просит ученицу исполнить Ноктюрн. При исполнении постараться показать положительные результаты в решении поставленных на прошлом уроке задач: прослушать басовую линию в аккомпанементе, не забыть о верхних подголосочных нотах в левой руке, звуковой ясности, речевой выразительности в мелодии. Ученица исполняет пьесу наизусть.
3. Анализ ошибок и положительных моментов в исполнении (2 минуты).
Преподаватель: | – Скажи, пожалуйста, как ты считаешь, все ли получилось у тебя из того, над чем работали на последнем уроке? |
Ученица: | – Я стала увереннее играть наизусть, лучше звучат басы, но не всегда хватает внимания прослушать линию мелодии и линию аккомпанемента одновременно. |
Преподаватель: | – Действительно ты стала играть увереннее, чище, смелее. Чем меньше ты будешь думать о тексте, тем больше слухового внимания сможешь обратить на развитие мелодической линии, на соединение линии аккомпанемента с мелодией, ощутить внутреннюю устроенность музыки. Ты права, пока не все прослушивается. Басы стали звучать более глубоким звуком, но не всегда удается их объединить в единую фразировочную линию. В правой руке тоже звучание стало лучше, но не всегда получается движение внутри фразы, речевые интонации. Я предлагаю сейчас прослушать две записи исполнения Ноктюрна, которые отличаются друг от друга. Обязательно обрати внимание на кантиленное звучание мелодии, на качество звука, на фразировку, на интонации речевой выразительности, на линию баса в аккомпанементе. |
4. Прослушивание аудиозаписей (8 минут)
Звучит запись Ноктюрна в исполнении Андрея Гаврилова и Артура Рубинштейна.
5. Сравнительный анализ прослушанных записей (2 минуты).
Преподаватель: | – Скажи, пожалуйста, заметила ли ты разницу в исполнении и какое исполнение тебе понравилось больше? |
Ученица: | – Мне больше понравилось второе исполнение. В нем чувствуется мечтательное настроение, красивое, выразительное звучание мелодии, аккомпанемент с хорошо прослушанными басами. А первое исполнение я не совсем поняла. Мне показалось оно каким-то очень эмоциональным, с неоправданными ускорениями, замедлениями. Средняя часть очень дерганая, с преувеличенными оттенками. Еще я услышала, что в конце исполнитель на два такта раньше, чем написано в нотах, пришел в мажор. |
Преподаватель: | – Я тебе специально поставила две совершенно разные трактовки исполнения Ноктюрна, чтобы ты смогла их сопоставить, сравнить. Первый исполнитель старался показать больше свою художественную индивидуальность, а не автора. Каждый исполнитель имеет право воссоздать свой образ, своего Шопена. Андрей Гаврилов позволяет в своем исполнении асинхронные басы, когда правая и левая рука намеренно не совпадают. Действительно, нюансировка с подчеркнутой вычурностью, с «замираниями», чувствительными «придыха-ниями», всплесками страстей и другими мелодраматическими эффектами. Он допускает, как ты правильно заметила, отступление от нотного текста в конце. Но мне тоже кажется, что оно не совсем соответствует романтическому настроению пьесы. А вот второе исполнение отличается глубиной и богатством содержания. Оно навеяно образами ночи, ночной тишины, ночными думами. В нем чувствуется тонкое равновесие эмоционального и рационального в аккомпанементе, чувство меры без нервической взвинченности в мелодии, красивое, изящное речевое интонирование. |
6. Процесс работы над музыкальным произведением (20 минут).
Преподаватель: | – Прежде, чем приступим к работе над пьесой, давай вспомним все, что ты знаешь о Ноктюрне: его характер, фактуру, форму. |
Ученица: | – Это небольшая фортепианная пьеса лирического, мечта-тельного характера. Ноктюрн – от французского слова «ночной» (nocturne). В ее основе лежит певучая, развитая мелодия. Написан он в репризной 3х-частной форме. |
Преподаватель: | – Действительно, ноктюрновая фактура у Шопена (плени-тельная мелодия, парящая над аккомпанементом, состоящим из баса и ритмической фигурации изысканной гармонии) стала визитной карточкой композитора. Ноктюрн вообще стал визитной карточкой романтизма. Если в классической концепции Ночь была олицетворением зла, то романтики, напротив, предпочитали ночь – время, в которое душа открывает свои истинные черты, когда можно мечтать и думать обо всем, созерцая тихую природу, не отягощенную суетой дня. Сыграй, пожалуйста, сейчас отдельно партию левой руки, аккомпанемент. Постарайся показать глубокие, прослу-шиваемые басы, которые являются основой каждой гармонии и услышать подголоски верхних нот, которые берутся первым пальцем. |
Ученица исполняет 8 фраз аккомпанемента.
Преподаватель: | – На исполнение явно повлияло прослушивание записи. Ты стала лучше слышать себя. Мне понравился твой звук в басах, глубокий, мягкий, только нужно еще постараться услышать движение и развитие гармонии. А что у тебя не получилось? |
Ученица: | – Терялись подголоски. |
Преподаватель: | – Ты постарайся почувствовать самостоятельный, чуткий, берущий кончик первого пальца и обязательно услышать звук, который получился. Помни о том, что все то, что слышишь ты сама, услышит и слушатель. Если что-то пропустила мимо своего слуха ты, не услышим и мы. |
Ученица пробует играть подголоски и у нее они получаются. Затем она объединяет весь аккомпанемент в первой части, внимательно вслушиваясь в линию басов, в подголоски и остается довольна своим результатом.
Преподаватель: | – Теперь давай соединять мелодию с аккомпанементом, при этом постарайся не потерять то, чего уже добилась. |
Ученица исполняет первую часть Ноктюрна двумя руками.
Преподаватель исполняет часть Ноктюрна в двух вариантах: первый – так, как это прозвучало в исполнении ученицы, второй – так, как хотелось бы услышать.
Преподаватель: | – Скажи, пожалуйста, какой вариант исполнения твой, а какой мой. И что у тебя не совсем получилось, или что тебе не очень понравилось. |
Ученица: | – Первый вариант исполнения был мой. Мне кажется, что в аккомпанементе удалось сохранить движение, звучание, а вот мелодия прозвучала не очень выразительно. |
Преподаватель: | – Да, теперь нужно поработать над мелодией. Нужно услышать смысловое развитие интонации, фразировку. Кантилена Шопена идет от напевности человеческого голоса, требует большой певучести. В музыкальной фразе каждая нота должна стать слогом, каждый такт – словом, каждая фраза – мыслью. Постарайся фразы не начинать с акцента, он тормозит движение мелодии. Покажи динамическое развитие внутри фразы, точнее озвучивай вершины фраз и, что очень важно, мягкое окончание фразы, и бери грамотное дыхание между фразами. Попробуй еще раз исполнить две фразы. |
Ученица исполняет первые две фразы, стараясь вслушиваться в каждый звук, осмысленно фразировать, мягко заканчивать фразы.
Преподаватель: | – Сейчас у тебя получилось гораздо интереснее. Но, чтобы это все получилось, недостаточно иметь хорошие «уши». Помогай себе дыханием всей руки. Кисть должна быть податливая, гибкая, но не вихляющая. Пальцы при гибкой кисти свободные, но не лишенные известной опоры. При исполнении кантилены пальцы следует держать ближе к клавишам и стараться больше играть «подушечкой», мясистой частью пальца, стремиться к максимально полному контакту, слиянию пальцев с клавиатурой. Теперь играй всю первую часть пьесы, но помни о том, что мы говорили о руках, звукоизвлечении – это только средства выразительности. Постарайся передать нам мечтательное, лирическое настроение пьесы. |
Ученица исполняет первую часть и остается довольна, так как пьеса зазвучала по-новому.
Преподаватель: | – Теперь будем разбираться со средней частью пьесы. Какой музыкальный образ возникает у тебя во время игры средней части? |
Ученица: | – В ней чувствуется изменение настроения. Она более напряженная, чувствуется внутреннее беспокойство, особенно в конце части. |
Преподаватель: | – Давай проанализируем, какими музыкальными средствами композитор передает это эмоциональное настроение. Во-первых, сразу переходит в другую тональность. Скажи в какую? |
Ученица: | – В тональностьA-dur. |
Преподаватель: | – Правильно. Скажи, изменилась ли фактура аккомпанемента. |
Ученица: | – Аккомпанемент, кроме заключительной части, остался такой же, как в первой части. |
Преподаватель: | – Ты права. Всю напряженность, взволнованность создает измененная мелодическая линия. Внимательно посмотри в ноты. Если в первой части мелодия звучала длинными, половинными и четвертными нотами, что создавало ощущение спокойствия, то тут резко меняется ритмический рисунок мелодии. Появились короткие шестнадцатые ноты, триоли, сложный ритм с точками. Одноголосное изложение сменяется интервальным изложением. Меняется и динамика, перепады от трех piano и sottovoce (вполголоса) до forte. А в последних 14 тактах в левой руке остается только бас, остальные ноты аккомпанемента в измененном ритмическом виде (триоли, точки) переходят в правую руку, а мелодическая линия как бы на время исчезает. Все это вместе с изменениями темпа (pocopiumosso – постепенно более подвижно) и помогает создать состояние беспокойства, напряженность. Но я бы слишком не драматизировала эту часть так, как это мы слышали в исполнении А.Гаврилова. Сейчас начни играть среднюю часть, а я буду останавливать тебя по мере необходимости. |
Ученица исполняет шесть фраз, стараясь передать новое эмоциональное состояние.
Преподаватель: | – Для первого раза получилось неплохо. Почувствовалось изменение эмоционального настроения. Но я хочу обратить твое внимание на то, чтобы было более естественным дыхание между фразами, расстановка цезур, кульминаций. Фразы не должны смешиваться. Когда переходишь вfis-moll, где написано sottovoce (вполголоса), постарайся контролировать звукоизвлечение. Какое бы piano не было, нужно не терять ощущение дна клавиатуры чуткими, берущими кончиками пальцев. |
Далее идет процесс работы над достижением новых результатов. Ученица в своем исполнении старается учитывать замечания преподавателя.
Преподаватель: | – После достаточно бурного окончания средней части, которая постепенно успокаивается в последних четырех тактах (morendo – затихая, замирая) наступает репризная третья часть. Внешне, особенно в начале, она напоминает первую часть: опять возвращаемся вcis-moll, к длинным поющим нотам в мелодии, к ровному аккомпанементу с глубокими басами, к мечтательному настроению. Но взволнованная средняя часть не могла не оставить свой след в душевном состоянии. Как ты считаешь, чем эта часть отличается от первой части? |
Ученица: | – Здесь более яркая динамика, длинные взволнованные пассажи в правой руке. |
Преподаватель: | – Верно, в этой части четыре страстных пассажа (appassionato), яркая кульминация (conforta – со всей силой). И только в конце наступает успокоение, сначала delicato – деликатно, затем delicatissimo – очень чутко, нежно, тонко. И в самом конце в левой руке появляется мажорная нота ми-диез, от которой на одной педали собрались светлые звуки до-диез мажорного трезвучия, как будто бы появился первый лучик утреннего солнца и развеял все сомнения. Теперь исполни, пожалуйста, третью часть пьесы, используя те навыки, которые ты уже показала в первой части: глубокие, прослушивающиеся басы в аккомпанементе, певучую пленительную мелодию, которая поддерживается аккомпанементом в своем развитии, подголоски, фразировку, дыхание, кульминацию. |
Ученица исполняет последнюю репризную третью часть пьесы.
Преподаватель: | – Как ты считаешь, это исполнение стало лучше того, которое было в начале урока? |
Ученица: | – Мне кажется что лучше. Когда детально прорабатывается отдельно аккомпанемент, мелодия, начинаешь по-новому слышать пьесу. Правда, пока не совсем получились пассажи в правой руке. |
Преподаватель: | – Для данного этапа работы это пока естественно. У тебя впереди еще почти два месяца работы над пьесой (пьеса готовится к областному конкурсу) и мы будем закреплять то, над чем работали сегодня и работать над техническими и другими задачами в дальнейшем. |
7. Подведение итогов. Домашнее задание (2 минуты).
Преподаватель: | – Поставленная цель урока выполнена. Ты активно поработала на уроке, выполняя поставленные перед тобой задачи. Дома обязательно также детально прорабатывай пьесу: сначала отдельно каждой рукой аккомпанемент и мелодию, затем двумя руками по фразам, частям. Я бы посоветовала тебе начинать домашнюю работу сначала с третьей части, так как она у тебя менее уверенна. И старайся ничего не делать механически, помни, если за музыкой не видно души человека, отдающейся музыке сполна, нет и самой музыки, а есть просто звуки. |
7