Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Русский язык
  3. Конспект урока в 5 классе на тему «Не с существительными»

Конспект урока в 5 классе на тему «Не с существительными»

Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС. В начале занятия обучающиеся выполняют задания на повторение орфографии, разборы для подготовки к ВПР. Затем с ребятами проводится объяснительный диктант, анализ предложений, работа по подбору синонимов, распределительный диктант. Для контроля усвоения нового материала по итогу урока ученикам предлагается тест.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Русский язык

Категория

Русский язык
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Конспект урока на тему «Не с существительными»

УМК

РУССКИЙ ЯЗЫК 5 КЛАСС

  • Издательство: Просвещение

  • Тип книги: учебник

  • Авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Ладыженская Н.В., Дейкина А.Д., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И.

  • Год издания: 2023, новый

  • Часть: 1, 2

  • Страна учебника: Россия

  • Москва, 5-е издание, перерабтанное

Ход урока

  1. Орг.момент.

Актуализация знаний.

БарашЕк, бечЁвка, жЁлудь, галчОнок, овражЕк, чЁлка, крыльцО, шЁлк, шОв, снежОк.

  1. Определение темы урока.

-Запишите предложение и разберите его.

Солнце звенело победной песней на голубых незабудках.

- Есть ли в записанном вами предложении слово с НЕ?

- Какой частью речи оно является?

- Что называется именем существительным?

- Как будет называться тема нашего урока, если мы говорим о НЕ и существительных?

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с правописанием имён существительных. Нам предстоит познакомиться с условиями слитного и раздельного написания НЕ с существительными; учиться различать НЕ как часть слова, приставку, частицу; повторить сведения об однородных членах предложения.

ЗАПИСАТЬ ТЕМУ

4. Работа по теме урока.

- Откроем учебник на странице 53.

- Что вы узнали о правописании НЕ с именами существительными?

1) Объяснительный диктант.

Пришел в негодность; нерешительность (робкость) характера; домашние неурядицы; явная неприязнь; не точность, а приблизительность расчета; не решительность, а робость; сказать неправду (ложь); возможны всякие неурядицы; явная нелепость; неразбериха; не правда, а ложь; не приятель, а настоящий друг.

2) Анализ предложений:

КАРТОЧКА

1. (Не)правды я не потерплю ни в ком. 2. К (не)счастью, то ж бывает у людей: как ни полезна вещь, цены не зная ей, (не)вежда про нее свой толк всё к худу клонит. 3. Ученье без уменья – (не)польза, а беда. 4. И, полно, куманек! Вот (не)видаль: мышей! Мы лавливали и ершей! 5. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него (не)дело, только мука. 6. «Как расшумелся здесь! Какой (не)вежа!» - про дождик говорит на ниве камень лежа.

- Записать предложения.

- Объяснить графически орфограммы и знаки препинания в 3, 4, 6 предложениях.

3) Подбор синонимов с НЕ к данным словам:

- Вспомните, что такое синонимы.

- Подберите синонимы с НЕ к словам.

КАРТОЧКА

сомнение –

болезнь –

ложь –

беда –

противник –

глупость –

рабство –

слякоть –

ОТВЕТ

сомнение – неуверенность

болезнь – нездоровье

ложь – неправда

беда – несчастье

противник – неприятель

глупость – нелепость

рабство – неволя

слякоть – непогода

ОТМЕЧАЮ, ЧТО ПИШЕМ СЛИТНО, ТАК КАК СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ИМЕЕТ СИНОНИМ

4) Распределительный диктант.

- Распределите слова в 3 столбика в соответствии с тремя пунктами правила:

Небрежность, неряха, ненависть, недомогание, неаккуратность, неудача, неточность, нерешительность, невежа; не радость, а горе; не правда, а ложь.

5) Тест.

1. Не с существительным пишется слитно, так как не употребляется без не.

1 .Мешала (не)погода, а другие обстоятельства.

  1. Полная (не)лепица.

  2. Причины (не)успеваемости.

2.  Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением.

  1. Прилив (не)нависти.

  2. (Не)знание предмета.

  3. Жизнь красна (не)днями, а делами.

3.  Не с существительным пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.

  1. Видно (не)ряху по грязной рубахе.

  2. Говорить (не)правду некрасиво.

  3. Говорить (не)правду, а ложь.

4.  Не с существительными пишется раздельно.

  1. (Не)везение преследовало меня.

  2. (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.

  3. (Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.

5.   Не с существительными пишется раздельно.

  1. Учение - красота, а (не)учение - слепота.

  2. Сила с (не)правдою не уживаются.

  3. Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег.

5. Итоги урока.

  • Что новое узнали на уроке?

  • Как пишется НЕ с существительными?

  • От чего зависит слитное и раздельное написание НЕ с существительными?

  • Какую часть орфограммы мы сегодня изучали?

  • Оценка работы учащихся.

6. Д.з.:УПР. 577.

1. (Не)правды я не потерплю ни в ком. 2. К (не)счастью, то ж бывает у людей: как ни полезна вещь, цены не зная ей, (не)вежда про нее свой толк всё к худу клонит. 3. Ученье без уменья – (не)польза, а беда. 4. И, полно, куманек! Вот (не)видаль: мышей! Мы лавливали и ершей! 5. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него (не)дело, только мука. 6. «Как расшумелся здесь! Какой (не)вежа!» - про дождик говорит на ниве камень лежа.

Тест

1) Не с существительным пишется слитно, так как не употребляется без не.

1.Мешала (не)погода, а другие обстоятельства.

2.Полная (не)лепица.

3.Причины (не)успеваемости.

2)  Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением.

1.Прилив (не)нависти.

2.(Не)знание предмета.

3.Жизнь красна (не)днями, а делами.

3)  Не с существительным пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.

1.Видно (не)ряху по грязной рубахе.

2.Говорить (не)правду некрасиво.

3.Говорить (не)правду, а ложь.

4)  Не с существительными пишется раздельно.

1.(Не)везение преследовало меня.

2.(Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.

3.(Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.

5.   Не с существительными пишется раздельно.

1.Учение - красота, а (не)учение - слепота.

2.Сила с (не)правдою не уживаются.

3.Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС. В начале занятия обучающиеся выполняют задания на повторение орфографии, разборы для подготовки к ВПР. Затем с ребятами проводится объяснительный диктант, анализ предложений, работа по подбору синонимов, распределительный диктант. Для контроля усвоения нового материала по итогу урока ученикам предлагается тест.
0 ₽
Данный урок составлен в соответствии с ФГОС. В начале занятия ребят ждёт словарный диктант, затем - опрос по ранее пройденному материалу. Далее проводятся разные виды работы, среди которых можно выделить цифровой диктант, сочинение - миниатюру и написание синквейна.
0 ₽