Министерство образования Саратовской области
ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им. Ф. И. Панферова»
ПМ 02. Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников
Технологическая карта
Внеурочного занятия по технологии, проведенного
во 2 «В» классе МАОУ «Образовательного центра №1 имени Героя Советского Союза К.А. Рябова
г. Вольска Саратовской области»
12.03.2024г. студенткой группы 3н3
Яковлевой Дианы Днисовны
Методист: Разумова И.В. ______________
Учитель: Арзамасцева Е.М. _______________
Вольск, 2024г
Тема:Кукла масленица
Класс:2
Цель:создание условий для формирования знаний о таком празднике как масленица и умения изготавливать куклу масленицы из пластилина.
Задачи:
Познакомить обучающихся с историей возникновения праздника «Масленица» и традициями празднования.
Развивать мелкую моторику, навыки работы с пластилином и стекой.
Воспитать уважение к традициям, аккуратность, усидчивость.
Этап занятия | Содержание этапа |
I.Вводная часть | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Диана Денисовна, и сегодня я проведу у вас внеурочное занятие. - Если у вас на парте есть пластилин, дощечка для пластилина и стеки, то тихо садитесь. Если у кого-то не хватает чего-либо из перечисленного, то подготовьте всё необходимое. - Внимательно послушайте пословицу: «В каком народе живешь, того и обычая держись. Как вы думаете, о чём она? (ответы детей) - Все ваши предположения верны.В каком народе живёшь, такого обычая и держишься. Смысл пословицы в том, что человек чтит и соблюдает все обычаи (традиции) и правила своего народа, своей Родины. - У нас есть праздники со своими традициями. Ребята, какие вы знаете праздники? Что принято делать в эти праздники? (Новый год – украшать ёлку, дарить подарки, не спать всю ночь; 8 марта – дарить цветы девушкам, 23 февраля – поздравлять мужчин; день влюблённых – дарить валентинки) - Ребята, посмотрите на картинки, что на них изображено? (блины, солнце, чучело) - Как вы думаете, с чем они связаны? (с масленицей) - Верно! Как вы думаете, какая тема будет у нашего занятия? (ответы детей) - Ребята, хлопните в ладоши, если на масленицу у вас готовы блины, если есть для них варенье, сгущёнка. А есть ли у вас дома кукла масленицы? - Тема занятия – кукла масленицы . - Как вы думаете, чем мы будем заниматься? Что узнаем и чему научимся? (ответы детей) - Сегодня на занятии вы узнаете историю появления праздника Масленицы, а также научитесь делать куклу масленицы из пластилина. - Внимательно посмотрите на доску. Как вы думаете, что на ней написано? (план занятия) - Верно! Это план сегодняшнего занятия. Сейчас я прочитаю его пункты, а вы, если считаете, что его пункты расположены в правильном порядке, поднимите левую руку. (обучающиеся не должны поднять руку) 1) Устроить показ кукол 2) Узнать историю праздника 3) Слепить куклу из пластилина - Верно, пункты плана перепутаны. Покажите солнышко, если знаете, какой правильный порядок в плане. Какой же? 1) Узнать историю праздника 2) Слепить куклу из пластилина 3) Устроить показ кукол - Молодцы! |
II.Основная часть | - У Масленицы нет единой даты — каждый год она выпадает на разные числа. Наши предки поклонялись богу Солнца, Велесу и пекли румяные круглые лепешки, олицетворяющие собой солнечную силу и тепло. Праздник значил конец зимы и начало весны. Идёт праздник 7 дней и у каждого дня есть своё название и значение. 1)Понедельник – ВСТРЕЧА: это начало Масленицы. К этому дню достраивались снежные горы, качели. Начинали печь блины. Из соломы, дерева старой одежды и других подручных материалов сооружалось чучело Масленицы, которое возили в санях по улицам. 2) Вторник – ЗАИГРЫШИ: В этот день проводили смотрины невест. С утра молодых приглашали кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых. 3) Среда – ЛАКОМКА: Название дня говорит само за себя – в этот день принято много готовить и вдоволь есть. 4) Четверг – РАЗГУЛЯЙ: Народ предавался всевозможным потехам, устраивались катания на лошадях, различные соревнования. Главное действие в четверг - штурм и дальнейший захват снежного городка. 5) Пятница – ТЁЩИНЫ ВЕЧЁРКИ: Пятый день посвящен семейному общению и укреплению родственных связей. В пятницу молодые должны проявить всю любовь и уважением к старшим. 6) Суббота – ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ: В этот день ходят в гости ко всем родственникам и угощаются блинами. 7) Воскресенье – ПРОВОДЫ: проводы – гуляние, которое устраивают на прощание. Это кульминация всей масленичной недели. Все близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные за год неприятности и обиды. В конце праздника торжественно сжигали чучело Масленицы, полученный пепел рассыпали по полям. - Какого числа празднуют масленицу? (нет постоянной даты) - Из чего делали чучело? (из дерева, соломы, старых вещей) - А кто запомнил, как назывались дни в праздник масленицы? А что делали в эти дни? (подсказываю, есл не знают) - Молодцы! Какие вы внимательные! Предлагаю отдохнуть. Раз – мы встали, распрямились. Два – нагнулись, наклонились. Три – руками три хлопка, А четыре – под бока. Пять – руками помахать. Шесть – на место сесть опять. - Молодцы! Ребята, как вы думаете, во что должно быть одето чучело масленице? (ответы детей) А какого цвета может быть одежда у чучела? (отв детей). Наше чучело будет одето в сарафан и косынку. Для одежды масленичной куклы вы можете использовать разные яркие тёплые цвета (красный, жёлтый, оранжевый, зелёный – напоминает весну) - Прежде чем начать работу, повторим правила работы с пластилином и стекой.
- Сначала мы возьмём целый кусок пластилина. Скатаем из него шарик. Теперь сделаем из него треугольник, немного сжимая его. Лады-лады-ладушки, Будем есть оладушки. (хлопаем в ладоши) Их с вареньем станем есть, а варенья и не счесть. (стучат пальчиками) Отличное клубничное, Вкусное арбузное, Медовое айвовое, Прекрасное ананасовое, Рубиновое рябиновое (загибаем по одному пальчику) - Возьмите другой пластилин, поделите его пополам. Возьмите одну половину, скатайте из неё шарик, затем сделайте колбаску. Теперь мните её так, чтобы у вас получился плоский треугольник. Это будет шаль для вашей куклы. Надеваем шаль. - Возьмите белый пластилин. Отделите от него небольшую часть. Скатайте из него шарик. Это будет голова куклы. Прилепляем голову. - Берите другой цвет пластилина или такого же цвета, что и шаль. Отделяйте маленький кусок от пластилина. Делаем также как шаль. Скатываем шар, из него колбаску. Делаем её похожей на плоский треугольник. Надеваем на вашу куклу. Пальчиковая гимнастикаЛучик, лучик озорной, Поиграй-ка ты со мной. Моргают глазами. Ну-ка, лучик, повернись, На глаза мне покажись. Делают круговые движения глазами. Взгляд я влево отведу, Лучик солнца я найду. Отводят взгляд влево. Теперь вправо посмотрю, Снова лучик я найду. Отводят взгляд вправо. - Мы закончили лепить куклу. Смотрите, какие красивые они у вас получились. Аккуратно поставьте их на доску. Проверка выполнения работ Обсуждение того, что получилось, а что не получилось. |
III.Заключительная часть | - Пришло время подводить итоги. Какая тема была у занятия? Что нового вы узнали? Чему научились? - Если занятие было познавательным и интересным, у вас всё получилось, поднимите обе руки вверх. Если у вас возникали небольшие затруднения покажите солнышко. Если у вас совсем ничего не получилось – покажите тучку. На следующем занятии работайте усерднее и внимательнее, и тогда у вас всё обязательно получится. - Покажите, своих кукол-маслениц. Какое имя вы бы дали своей кукле? - На этом наше занятие заканчивается. Спасибо за внимание! Можете убирать свои рабочие места. |