МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области "Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова"
ПМ 01. Преподавания по программам начального общего образования
Технологическая карта
Внеурочного занятия по математики, проведенного
В 4 “А” классе
МОУ ВМР «СОШ №11 г. Вольска»
02.02.24 студенткой группы 3н1,
Деткиной Арины Сергеевны
Методист ____________ Гордеева О.Н.
Учитель______________Труфякова О.А.
Вольск, 2024г.
Тема: “Путешествие в страну логики”
Цель:Создание условий для усвоения знаний о логических задачах и умении их решать.
Задачи:
1. Формировать знание о понятии логических задач.
2. Развивать умение работать самостоятельно и в парах, развивать наглядно – образное мышление, логическое мышление.
3. Воспитывать внимательность, прививать интерес к математике;
Тип урока: внеурочное занятие.
Оборудование: ИКТ, презентация.
Планируемые результаты:
Регулятивные:
1. учить контролю и коррекции своей деятельности, прогнозированию результата и уровня усвоения материала;
2. формировать умение сохранять учебную задачу, контролировать процесс и результат своей деятельности, умение адекватно воспринимать оценки;
3. учить оценивать то, что усвоено, осознанию качества и уровня усвоения.
Познавательные:
1. формировать умение структурировать знания;
2. развивать умение формировать цели;
3. учить формулировать проблему;
4. учить поиску и выделению необходимой информации;
5. формировать умение строить логические цепи рассуждений;
6. формировать самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера
Коммуникативные:
1. учить сотрудничать с учителем и со сверстниками;
2. развивать умение контролировать, корректировать и оценивать действия партнера;
3. формировать умение выражать свои мысли;
4. формировать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации со сверстниками и учителем
Этап урока | Содержание урока | Формируемые результаты |
I. Организационный момент (1мин) | Приветствие: -Здравствуйте ребята, меня зовут Арина Сергеевна и сегодня я проведу у вас внеурочное занятие по математике. - Посмотрите на своего соседа по парте улыбнитесь, подарите друг другу хорошее настроение. Садитесь. Работа с пословицей: -Прежде чем начать, мы поработаем с пословицей. Ребята, давайте прочитаем её все вместе 3-4. «Вследствие внимательного наблюдения за жизнью обострится не только зрение, но заодно и ум» -Ребята, как вы понимаете данную пословицу? Вывод: Верно, если быть внимательным и обращать внимание даже на незначительные вещи, то ты всегда будешь готов к разным ситуациям и сможешь найти выход из них. Мотивация: Сегодня класс поделится на три команды. 1 ряд - 1 команда и т.д. За каждый правильный ответ от участника команды ей будет прибавляться 1 плюсик, а в конце мы узнаем, какой ряд самый внимательный. | Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать. Познавательные: определять взаимосвязь между действием сложения и действием умножения при вычислении арифметического действия, обосновывать своё суждение; |
II. Актуализация знаний (5мин) | Прогнозирование темы и цели урока: Прямо сейчас мы проверим вашу внимательность, но для начала, давайте договоримся.Как только в классе становиться шумно и нарушается дисциплина, я поднимаю вверх правую руку и перестаю говорить. В данной ситуации, вам необходимо создать в классе тишину и внимательно слушать меня. - Давайте не будем шуметь и выкрикивать, а будем на занятии вести себя прилежно и отвечать только по поднятой руке, когда вас спросит учитель. - Все согласны? (дети могут выкрикнуть да) -Вот мы и проверили вашу внимательность. -Ребята, а теперь давайте проверим её на примере моей самой любимой задачи. Что можно видеть с закрытыми глазами? Сны -После решения этой задачи, предположите, для чего нужна нам внимательность и логика в математике? (чтобы решать задачи) Подумайте, какая у нас сегодня цель. Научиться решать задачи на логику и внимательность. | Регулятивные: учитывать правило при выполнении учебного задания; Коммуникативные: формулировать коррективные высказывания в рамках учебного диалога; |
II. ОНЗ(20 мин) | II.Работа над новым материалом -Для начала узнаем что такое логика и для чего она нужна. Элемент научности. Логика – это способность делать выводы. Она прекрасно помогает адаптироваться в жизни, успешнее и быстрее справляться со стрессовыми ситуациями и различными испытаниями. 1) У красного кораблика не зелёный флажок, а у синего кораблика не жёлтый. Покажи, какого цвета флажок у каждого кораблика. 1) У красного кораблика желтый флажок, а у синего зеленый. 2) Клоун в рыжем колпачке выступал не с мячиком, а клоун в синем колпачке выступал не с цветком. С какими предметами выступали клоуны в рыжем и синем колпачках? 2) Клоун в рыжем колпаке выступал с цветком. Клоун в синем колпаке – с мячом. - А теперь у нас блиц-опрос. Ответьте на вопросы: 1) Сколько хвостов у двух ослов? 2 2) Бублик разрезали на три части. Сколько сделали разрезов? 3 3) Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов? 2 4) Задумали число. Когда его увеличили на один стало три. Какое число задумали? 2 -Отлично, вы хорошо спрравляетесь, но это самые лёгкие задачи. Чтобы решать задачи посложнее, нам нужно узнать, как лучше всего это делать. Самый простой способ решения несложных задач заключается в последовательных рассуждениях с использованием всех известных условий. Выводы из утверждений, являющихся условиями задачи, постепенно приводят к ответу на поставленный вопрос. Пример: На столе лежат Голубой,Зеленый,Коричневый и Оранжевый карандаши. Третьим лежит карандаш, в имени которого больше всего букв. Голубой карандаш лежит между Коричневым и Оранжевым. Разложи карандаши в описанном порядке. Решение: Рассуждаем. Последовательно используем условия задачи для формулирования выводов о позиции, на которой должен лежать каждый следующий карандаш.
-Также, в некоторых задачах необходимо просто внимательно слушать. Давайте посмотрим такую задачу. Она в виде рисунка. На нём есть два одинаковых человечка. Сможете их найти? 1 и 8 ФИЗМИНУТКА: Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три — руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на место сесть опять. Как мы уже увидели, задачи на логику и внимание бывают не только текстовые, но и в виде картинок. Давайте начнём с самого простого и попробуем их разгадать. Подберите картинку по смыслу. | Регулятивные: Выполнять учебные действия и осуществлять контроль по результату выполнять учебное действие в соответствии учитывать правило при выполнении учебного задания; Коммуникативные: адекватно воспринимать предложения товарищей по исправлению ошибок формулировать коррективные высказывания в рамках учебного диалога; Познавательные: определять связь между действием сложения и действием умножения при вычислении арифметического выражения и обосновать своё суждение; - использовать данные таблицы Пифагора для вычисления арифметических выражений; применять приобретенные умения при решении арифметического выражения и задач на умножение. |
IV. Закрепление знаний (10мин) | -Давайте закрепим наши знания одним циклом задач. Если вы знаете ответ, то поднимайте руку и отвечайте. – На борту самолёта 500 кирпичей. Один кирпич выпал из самолёта. Сколько на борту осталось кирпичей? –Правильно. Следующий вопрос. Как поместить слона в холодильник за 3 шага? –Дальше. Как поместить оленя в холодильник в четыре приёма? –Отлично! У царя зверей льва день рождения! Поздравить его пришли все животные, кроме одного. Почему? –Пойдём дальше. Может ли бабуля пройти через болото с крокодилами? – Хорошо! А теперь последний вопрос. Бабуля прошла через пустое болото, но всё равно умерла. Что с ней случилось? – На неё упал кирпич, который выпал из самолёта. Мы разгадали эти сложные задачи, поэтому пришло время не только внимательно слушать, но и смотреть. Работа в парах: -Отлично, ребята, вы справились с этим заданием, теперь я уверенна, что вы легко сможете найти выход из любой ситуации! | |
Итог. Рефлексия (2мин) | Итог: -Ребята, что мы с вами сегодня делали? -Понравилось ли вам? - Чем понравился? -Чему научились? Рефлексия: - Если у вас не было трудностей и все понравилось на уроке, то покажите открытое солнышко. Если были трудности, то тучку. -Давайте узнаем какой ряд оказался самым смышлёным! Оценивание: -Вы работали сегодня весь урок, поэтому пора поставить вам за эту работу оценки. – Поднимите руку те, кто считает, что заработал оценку «5», почему? (по аналогии до оценки “3”) Спасибо за работу на уроке! До свидания! | Регулятивные: Адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении Коммуникативные: формулировка собственного мнения и позиции |