Тема: «Час весёлой грамматики»
Цель: Создание условий для усвоения у учащихся знаний по русскому языку.
Задачи:
Формировать умения применять полученные знания на практике.
Развивать умения строить собственное высказывание и интерес к русскому языку как к учебному предмету.
Воспитывать любовь к знаниям.
Оборудование: презентация, раздаточный материал.
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
Актуализировать знания учащихся, полученные на уроках русского языка в 3 классе.
Метапредметные:
Личностные УУД:
Развивать интерес к познанию русского языка;
Развивать навыки сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.
Регулятивные УУД:
Планировать при помощи учителя и самостоятельно свои действия для решения задачи;
Оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха;
Познавательные УУД:
Осознанно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные УУД:
1. Умение оформлять свою мысль в устной и письменной форме;
2. Умение вступать в диалог (задавать вопросы учителю, одноклассникам, отвечать на вопросы).
Этап внеурочного занятия | Содержание внеурочного занятия | Формируемые результаты |
Ⅰ. Подготовительный этап (8 мин) |
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Геннадьевна, и сегодня я у вас проведу внеурочное занятие по русскому языку. - Сядет тот, у кого имя начинается на гласную букву. А теперь сядут те, у кого имя начинается на согласную букву.
- Наше занятие я бы хотела начать с одной интересной пословицы, посмотрите на слайд, давайте все вместе её прочитаем 3,4 Грамоте учиться – всегда пригодиться. - Как вы думаете, о чём эта пословица? Вывод: Правильно, эта пословица говорит нам о том, что если человек стремится к знаниям, если он находится в постоянном поиске новых интересов, увлечений, он гораздо легче справляется с проблемами и невзгодами. Ему по плечу любое дело, любое сложное задание. Жизнь безграмотного человека больше напоминает тоскливое существование. - Хлопните в ладоши, кто считает, что знания необходимы в жизни. - Молодцы!
- Ребята, для того чтобы узнать тему нашего сегодняшнего занятия, необходимо отгадать ребус: - Верно! Это грамматика. - Как вы думаете, какая же тема будет у нашего занятия? - А точнее… Тема занятия: «Час весёлой грамматики» - А какую цель мы перед собой поставим? Цель занятия: «Расширить и закрепить знания по русскому языку» - Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну «Грамматика». У нас будет 6 остановок, на которых вы будете выполнять задания. - Хлопните в ладоши, кто готов работать. - Давайте не будем терять ни минуты и начнём наше путешествие! | Л1, Р1, П1, К2 |
Ⅱ. Основной этап (30 мин) | - Наш корабль уже отправился в путь, и вот уже первая остановка.
- Сейчас мы немного разомнёмся и проведём блиц-опрос. 1. Сколько букв в русском алфавите? (33) 2. Чего в русском языке больше гласных букв или звуков? (10б,6з) 3. Какие буквы в русском алфавите не имеют звука? (ъ, ь) 4. Какая гласная не может быть в начале слова? (ы) 5. Сколько звуков в слове соль? (3) 6. Какой первый звук в слове Яблоко? (й) 7. Сколько слогов в слове «зелёная»? (4) 8. Придумайте слово, в котором рядом стоят 2 гласных звука? (театр, какао, шпион, дуэт) 9. Какую часть слова можно найти в земле?(корень) 10. Подберите синоним к слову СТУДЁНЫЙ?(холодный, ледяной) - Молодцы!
Корень в слове «снежинка» Приставка в слове «подъезжал» Суффикс в слове «лесник» Окончание в слове «стол» (Подснежник) Корень – из слова моряк Окончание – из слова зимний Приставка – из слова прилететь Суффикс – из слова русский. (Приморский) -Молодцы!
- Теперь давайте выполним задание на карточках.
- Какие же слова у вас получились? Ответ: частушка, ежевика, верблюд, чернослив, чистотел, каблук, сорока, пистолет. - Для того чтобы добраться до следующей остановки, необходимо отгадать загадку: Буквы в ней даны не зря, Мне расскажет про моря, Про другие страны тоже, И в учёбе мне поможет. (Энциклопедия)
- Наша следующая остановка аукцион слов. Где нам нужно будет поработать в парах. - Задание следующее. Ваша задача из одного длинного слова ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, составить как можно больше маленьких слов. Ответ:опилки, пол, клоп, яд, поле, лицо, копия, линия, опция, лекция, пекло, колени, дикция, полиция, полдник, циклоп, пион, пони, идея. -Молодцы! - А теперь немного отдохнём.
Покачайтесь, покружитесь, Потянитесь, распрямитесь, Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поскачите-ка вприсядку. Глубоко теперь вдохните, Сядьте тихо, отдохните. - А мы продолжаем наше путешествие!
- Сейчас мы немного отдохнём на острове пословиц. - Обратите внимание на слайд. Вам даны слова: длинный – короткий, меньше – больше, вперёд – назад - Как называются такие слова в русском языке? (антонимы) - Ребята, вспомним, что такое антонимы?(антонимы - это слова с противоположным значением) - Ваша задача вставить данные слова в пословицы, которые вам представлены на карточках, и объяснить их значение. Работаем в парах. |
Остров пословиц _______ говори, да _______ делай. Иди _________, а оглядывайся ________. У мудрого человека ______уши и ___ язык. |
- Давайте проверим, какие же пословицы у вас получились.
Ответ:Меньше говори, да больше делай.
Идивперёд, а оглядывайся назад.
У мудрого человека длинные уши и короткий язык.
- А теперь давайте искупаемся в море.
Шестая остановка «Море слов»
- Купаться мы будем в море слов.
- Смотрите прямо по курсу сосуд. Свойство этого сосуда – он не тонет в воде. И в таком сосуде обнаружилось письмо путешественника, которое он положил в этот сосуд и отправил по воде. Давайте откроем и прочитаем письмо.
«Я в ужасном положении. Мой корабль потерпел крушение. Я высадился на необитаемый остров в мор…»
- Вторая часть письма оказалась размытой водой, сохранились лишь отдельные слова. Вам нужно разделиться на группы и восстановить текст, используя эти слова:
страшно, смекалка, умение, климат, дом, дикие животные, бананы, удача, корабль, помощь.
Пример ответа:
Мой корабль назывался «Удача». На меня напали дикие животные. Мне стало страшно. Но мне помогала смекалка. Я дал им бананы. Я жду помощь и очень хочу увидеть свой дом.
- Молодцы.
Пр1, Л2, Р2, К1, К2
Ⅲ. Заключительный этап (2 мин)
Итог
Итак, друзья, пришла пора,
И я хочу вам пожелать:
Всегда с охотою учиться,
Всегда с желанием трудиться.
И никогда не унывать,
А русский на «отлично» знать.
- Ребята, что в нашем путешествии вам понравилось и запомнилось больше всего?
- Где встречались трудные задания?
-Молодцы! Вы сегодня все отлично поработали!
Рефлексия
- Ребята, если вы были активны на уроке, и вам было всё понятно, покажите – солнышко. Если вы были не очень активны, и у вас возникали трудности, покажите – тучку.
- Мне было приятно с вами работать. До свидания!
Р2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГАПОУ СО «ВОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ Ф. И. ПАНФЁРОВА»
ПМ 02. Организация внеурочной деятельности и общения у младших школьников
Технологическая карта внеурочного занятия по русскому языку,
проведённого в 3 «А» классе
МАОУ «ОЦ № 3 Созвездие г. Вольска»
Отдельный учебный корпус МОУ СОШ № 11
22.03.24 г
студенткой группы 3н1
Владимировой Анастасией Геннадьевной
Методист: __________ Молодцова Т. А.
Учитель: Кондратьева Р. В.
Вольск 2024 г