МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГАПОУ СО «ВОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ Ф. И. ПАНФЁРОВА»
ПМ 02. Организация внеурочной деятельности и общения у младших школьников
Технологическая карта внеурочного занятия по русскому языку,
проведённого в 3 «А» классе
МАОУ «ОЦ № 3 Созвездие г. Вольска»
Отдельный учебный корпус МОУ СОШ № 11
05.04.24 г
студенткой группы 3н1
Миронычевой Викторией Романовной
Методист: __________ Молодцова Т. А.
Учитель: Кондратьева Р. В.
Вольск 2024 г
Тема: «Как морфология порядок навела»
Цель: Создание условий для усвоения у учащихся знаний по русскому языку.
Задачи:
Формировать умения применять полученные знания на практике.
Развивать умения строить собственное высказывание и интерес к русскому языку как к учебному предмету.
Воспитывать любовь к знаниям.
Оборудование: презентация, раздаточный материал.
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
Актуализировать знания учащихся, полученные на уроках русского языка в 3 классе.
Метапредметные:
Личностные УУД:
Развивать интерес к познанию русского языка;
Развивать навыки сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.
Регулятивные УУД:
Планировать при помощи учителя и самостоятельно свои действия для решения задачи;
Оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха;
Познавательные УУД:
Осознанно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные УУД:
1. Умение оформлять свою мысль в устной и письменной форме;
2. Умение вступать в диалог (задавать вопросы учителю, одноклассникам, отвечать на вопросы).
Этапы внеурочного занятия | Содержание | УУД |
|
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виктория Романовна, и сегодня я у вас проведу внеурочное занятие по русскому языку. - Сядет тот, у кого имя начинается на гласную букву. А теперь сядут те, у кого имя начинается на согласную букву.
- Наше занятие я бы хотела начать с одной интересной пословицы, посмотрите на слайд, давайте все вместе её прочитаем 3,4 Грамоте учиться – всегда пригодиться - Как вы думаете, о чём эта пословица? Вывод: Правильно, эта пословица говорит нам о том, что если человек стремится к знаниям, если он находится в постоянном поиске новых интересов, увлечений, он гораздо легче справляется с проблемами и невзгодами. Ему по плечу любое дело, любое сложное задание. Жизнь безграмотного человека больше напоминает тоскливое существование. - Хлопните в ладоши, кто считает, что знания необходимы в жизни. - Молодцы! 3. Мотивация -Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в удивительное царство Морфологии. (На экране картинка замок с перепутанными частями) -Ребята, посмотрите на экран, всё ли на картинке расположено правильно? -Да, вы правы, в царстве Морфологии полный беспорядок. Морфология написала нам с вами письмо, давайте прочитайте его. Здравствуйте, уважаемые ребята, 3-го класса. Мне нужна ваша помощь, части речи перестали меня слушаться, я потеряла истинный дух командира и теперь моему Царству грозит беда. Чтобы помочь мне, вам необходимо пройти несколько заданий, я уверена, что если вы будете работать дружно, то справитесь с ними. - Ребята, поможем, Морфологии навести порядок в ее царстве?
-Давайте разгадаем анаграмму, что бы узнать тему занятия. К@к м0р1олог2я нав6ла п0ряд0К -Какая тема нашего занятия? Тема занятия: Как морфология порядок навела - А какую цель мы перед собой поставим? Цель занятия: «Расширить и закрепить знания по русскому языку» -Давайте начнем наш урок и не будем терять ни минуты, а поможем морфологии. | Л1,Р1, П1,К2 |
| - Для начала давайте вспомним, что такое Морфология? - Итак, Морфология – это раздел науки о языке, который изучает части речи. А какие части речи вы знаете? (существительное, глагол, прилагательное) - Отлично, ребята, для того, чтобы помочь Морфологии привести порядок в ее царстве и пройти все подготовленные ею задания, нам необходимо поделиться на три команды. Вспоминаем правила работы о группам. (дети отвечают) -Задания команд будут оцениваться, на доске я буду отмечать +, в конце мы подведем итог и определим победителя. - Сейчас каждой команде в качестве разминки задание определение части речи и ее признаки. Первая команда – имя сущ., вторая команда – имя прил., третья команда - глагол. 1 команда: Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, и отвечает на вопросы «Кто?» и «Что?» 2 команда: Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «Какой? Какая? Какое? Какие?» 3 команда: Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы «Что делать? Что сделать?» Теперь переходим к 1 заданию. Я буду диктовать слова. 1 команда записывает только именасуществительные, 2 команда – именаприлагательные, 3 команда – глаголы. Речка, часто, пишу, снег, весёлый, пошли, съест, смешной, под, три, ленивый, вьюга. - Если команда объяснит орфограммы в словах, то получит дополнительный +. Имена существительные: речка (ЧК пиши без мягкого знака), снег (оглушение звонкого согласного г), вьюга (ь показывает, что согласный звук не сливается с гласным, пишется после согласной перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я) Имена прилагательные: Весёлый (ё в корнях под ударением пишем ё), смешной (е безударная гласная в корне), ленивый (е безударная гласная в корне) Глаголы: Пишу (и пишет, пишем), пошли (о нет такой приставки па) Первое задание мы завершили со счётом … Теперь переходим ко 2 заданию. А теперь вам необходимо указать части речи над выделенными словами. За каждый правильный ответ + 1-й команде: Посадила мама в печь пироги с капустой печь. 2-й команде: Снежное покрывало покрывало все поле. 3-й команде: Стою на нашем берегу, покой границы берегу. - А как вы определили, что одно словом это имя существительное, а второе глагол. Они ведь пишутся совершенно одинаково. Молодцы! Верно! 1 команда: печь – имя существительное, печь – глагол 2 команда: покрывало – имя сущ., покрывало – глагол 3 команда:берегу – имя сущ., берегу –глагол Второе задание мы завершили со счётом … Переходим к 3 заданию. Ребята, сейчас на слайде, будут появляться крылатые выражения вам необходимо обсудить в парах и заменить это выражение одним словом. Чей ряд, знающий ответ поднимает руку.
- Ребята, сложно ли заменять выражения одним словом? -А теперь немного отдохнем и проведем физминтку. Физминутка Покачайтесь, потянитесь, Распрямитесь, Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Глубоко теперь вдохните, Сядьте тихо, отдохните. - А мы продолжаем помогать наводить порядок морфологии ! Переходим к 4 заданию - Сейчас я продиктую каждому ряду букву. Ваша задача состоит в том, чтобы за 1 минуту написать как можно больше слов, начинающихся с этой буквы. |
с | о | к |
Сон Солнце Сила Слон Собака | Оранжевый Огромный Одинокий | Кушать Кусать Касаться Кидать Кричать |
- Слова на букву «С» должны быть только именами существительными
- Слова на букву «О» должны быть только имена прилагательные
- Слова на букву «К» должны быть только глаголы
Все три команды пишут максимальное количество слов, затем мы будем называть, и дополнять слова друг друга. Команда, у которой быстрее всех закончатся слова, получит один +, вторая команда 2 +. И команда, у которой будет больше всех слов, получит 3 +
Переходим к последниму заданию
Прочитайте. Объясните смысл пословиц.
На экране пословицы в разном порядке.
1.Муравьиная рать и льва победит.
(Эту пословицу используют, чтобы подчеркнуть, что надо действовать сообща, что в одиночку сложно что-либо сделать.)
Не торопись отвечать – торопись слушать.
(Человек, умеющий слушать, многому учится, получает новые знания.)
Тот труда не боится, кто умеет трудиться.
(Эта пословица означает, что лентяй никогда не трудился и поэтому толком не умеет трудиться, а если ты трудолюбивый, у тебя каждое дело будет идти как по маслу!)
4.У ленивого всегда праздник.
(Праздник - это та дата в календаре, когда рабочий человек перестает работать и отдыхает. Ленивый же человек нигде не работает, умея только лишь профессионально отдыхать. Поэтому в пословице и говорится, что каждый день для ленивого человека - праздник, потому как он находится в условиях постоянного отдыха.)
Напишите их, ориентируясь на отсутствующие части речи в следующем порядке:
1 команда: пословицы, в которых нет имён существительных. ( 2)
2 команда: пословицы, в которых нет глаголов; ( 4 )
3 команда: пословицы, в которых нет имён прилагательных; ( 3 )
И общее задание для всех найти пословицу, в которой есть все перечисленные части речи. ( 1 )
Проверка и оценка работы каждого ряда.
ПР2, Л2, Р2, К1, К2
Заключительный этап
Итог.
- Ребята, вот мы и выполнили с вами все задания, которые подготовила для нас Морфология.
-Давайте, вспомним, над какими частями речи мы сегодня работали?
- Как вы считаете, мы помогли Морфологии навести порядок в своем царстве?
- Морфология прислала нам еще одно письмо, в котором рассказала, как все сложилось с ней благодаря нашей помощи, давайте прочитаем его:
В королевстве, которым правил могущественный Русский Язык и королева Грамматика. Прислуживала им свита принцев и принцесс. В словах была настоящая неразбериха - никакого порядка. Попытались как-то слова построиться. Становились и так, и сяк - всё плохо получается. «Без командира нам не обойтись» - решили слова.
Позовем-ка, мы на помощь из королевства Грамматики принцессу Морфологию.
Пришла к словам на помощь строгая, любящая порядок Морфология.
- Кто из вас обозначает предмет и отвечает на вопросы кто и что? Становитесь под знамя «Имена существительные».
- Кто из вас обозначает признак предмета и отвечает на
вопросы: какой, какая, какое, какие? Становитесь под знамя «Имена прилагательные».
- Кто из вас обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? Что сделать? и другие? Становитесь под знамя «Глаголы».
Потом она собрала и объединила оставшиеся слова. Так с помощью Морфологии тысячи слов объединились в группы – части речи.
- Как навела порядок Морфология?
- Какой вывод можете сделать?
- Давайте, посчитаем, сколько + получилось у каждой команды.
Подведение итогов, награждение.
Давайте оценим вашу работу на занятии, кому понравилось покажут солнышко, если же нет, то тучку.
Занятие окончено, До свидания!
Р2