Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 436»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОБУЧЕНИЮ К ПОДГОТОВКЕ ГРАМОТЕ
«ПОНЯТИЕ О ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКАХ, ИХ ОБОЗНАЧЕНИЕ»
Подготовила:воспитатель
Никитина Людмила Васильевна
Г. Нижний Новгород
2024 г.
ЦЕЛЬ: дать детям понятие о гласных и согласных звуках; обозначение звуков фишками.
ЗАДАЧИ:
Формировать умение различать на слух гласные звуки и согласные звуки.
Развивать связную речь.
Развивать внимание и воображение.
Обогащать словарный запас.
Воспитывать интерес к родному языку.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Дидактические игры, чтение художественной литературы, разучивание скороговорок, чистоговорок. Наблюдение за живой и неживой природой. Проведение продуктивной деятельности (аппликация, рисование, лепка). Разучивание физкультминуток.
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Интерактивная доска.
Театральная ширма.
Игрушки (кошка, собака).
Предметные картинки.
Графитовый, цветные карандаши, альбомные листы.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята, сегодня к нам в гости пришёл наш друг Лесовичок (педагог выводит на экран интерактивной доски изображение Лесовичка), только он что-то грустный какой-то. (Дети рассматривают изображение Лесовичка на экране, педагог берёт со стола письмо и обращает внимание детей на это письмо). Ребята, письмо прислал нам Лесовичок, давайте его прочтём. (педагог читает письмо).
«Здравствуйте, дорогие ребята! Мне нужна ваша помощь. Дело в том, что в нашем лесу недавно побывала злая колдунья. Она просто обожает безграмотность и всякие ошибки. Злая колдунья заколдовала всех моих друзей. Они позабыли, что такое речь, звуки, какие бывают звуки (гласные, согласные). Помогите мне пожалуйста. Очень надеюсь на вашу отзывчивость.
Ваш Лесовичок»
ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята, надо обязательно помочь нашему другу расколдовать его друзей.
ВОПРОСЫ ДЕТЯМ:
- А как мы можем помочь?
- Кто из вас знает, что такое речь?
- Из чего состоит речь?
- Кто из вас знает, какие бывают звуки?
(педагог выслушивает ответы детей).
Инсценирование, появление кошки и собаки. (игрушки)
Из-за ширмы появляется игрушка (кошки), она приветствует детей, издавая сигналы: «мяу-мяу-мяу». Она ласкается, мурлычит: «мур-мур-мур».
Дети стараются понять звуки-сигналы, какие они ласковые или пугающие?
Из-за ширмы появляется игрушка (собаки), которая издаёт резкие, пугающие звуки: рычит на кошку.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Посмотрите ребята на собаку и постарайтесь понять по этим звукам, что она говорит.
ВОПРОСЫ ДЕТЯМ.
- Какой вам показалась собака? (злая, неприветливая).
- Какой вам показалась кошка? (ласковая, добрая).
- Как вы узнали, что они сказали друг другу? (ответы детей, по издаваемым звукам).
ВОСПИТАТЕЛЬ. Да, ребята, животные тоже умеют говорить, только их речь состоит из определённых звуков-сигналов. Люди тоже разговаривают, издавая ртом разные звуки. Это называется-речь. Послушайте, я произнесу слово, а попробуйте услышать и назвать из каких звуков состоит это слово: а-а-а-р-р-р-б-б-б-у-у-у-з-з-з. Назовите эти звуки. (дети называю звуки). А теперь ещё раз вместе произнесём это слово и послушаем, какие звуки поются (тянутся), а какие произносятся быстро и не поются.
Педагог подводит детей к столу, на котором лежат фишки (кружки) синего и красного цвета). Педагог вместе с детьми произносит это слово и если звук поётся, кладёт вместе с детьми фишку красного цвета на стол, если не поётся, а произносится быстро, кладёт фишку синего цвета. Педагог наблюдает за детьми, кто сумеет услышать все звуки этого слова и правильно разложить фишки.
ВОПРОСЫ ДЕТЯМ.
Посмотрите ребята на свои фишки.
- Посчитайте, сколько звуков обозначено красным цветом?
- Какие это звуки? (ответы детей. Они поются, тянутся).
Правильно ребята, такие звуки называются гласными.
А теперь посчитайте фишки синего цвета.
- Сколько звуков вы обозначили синим цветом?
- Какие это звуки?
- Как произносились эти звуки? (ответы детей. Они не поются, произносятся быстро с препятствием во рту).
Правильно ребята, такие звуки называются согласными.
Воспитатель предлагает детям взять графитовый карандаш, бумагу, нарисовать столько кружков, сколько звуков в слове «арбуз», а затем взять цветные карандаши и закрасить сначала гласные звуки красным цветом, а синим цветом согласные звуки (дети выполняют задание).
ПРОВЕДЕНИЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
Поиграем-ка ребята мы со звуками сейчас:
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
То уж вдоволь нажужжусь (выполняется с движениями в соответствии с текстом).
ВОПРОСЫ ДЕТЯМ.
- Ребята, какой звук слышится чаще всего в этих строчках?
- Каким цветом можно обозначить этот звук?
- Поётся ли этот звук? (ответы детей).
Педагог предлагает детям послушать стихотворение А. Шибаева «Прислушайся к слову».
Была тишина-тишина-тишина,
Вдруг грохотом грома сменилась она.
И вот уже дождик тихонько-ты слышишь?
Закрапал-закрапал-закрапал по крыше.
Наверно сейчас барабанить он станет,
Уже барабанит, уже барабанит.
Педагог повторно читает стихотворение и предлагает детям найти слова, выразительно звучащие, определить основной повторяющийся звук и обозначить фишкой нужного цвета. Благодарит детей за правильный ответ. Подводит детей к интерактивной доске, на которой находится алфавит. Объясняет детям, что алфавит, это дом, в котором живут звуки-буквы. В нашей речи 31 звук, из них 10 гласных звуков-букв, 21 согласных звуков букв. Согласных звуков-букв больше, чем гласных звуков-букв, но без гласных звуков-букв нельзя произнести ни одного слова.
Затем педагог обращает внимание детей на интерактивную доску, на доске появляется Лесовичок с улыбкой.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята, посмотрите на нашего Лесовичка, он улыбается. Значит мы помогли расколдовать всех друзей Лесовичка.
ВОПРОСЫ ДЕТЯМ.
- Ребята, кому мы сегодня помогали?
- Что нового вы сегодня узнали?
- С чем мы сегодня познакомились?
- Что больше всего вам понравилось?
- Чему можно научить своих друзей, сестёр, братьев? (ответы детей).