Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 45»
Конспект занятия
для подготовительной группы
«Путешествие в город Умников и Умниц.
Знакомство с буквой Ж»
Воспитатель:
Шадрина Ольга Яковлевна
г. Глазов
Тема: «Путешествие в город Умников и Умниц. Знакомство с буквой Ж»
Цель:Развитие фонематического слуха
Задачи:- Образовательные: учить проведению звукового анализа, познакомить с буквой Ж, осваивать послоговое чтение.
Продолжить закреплять работу с предложением: анализ, повторение правил написания, графическая запись.
Развивающие: развитее способности подбирать слова к заданной 4-х значной звуковой модели.
Воспитательные: воспитывать желание помочь товарищу, культуру общения, умение выслушать других
Оборудование:буква «Ж» «ж»; фишки для звукового анализа слова; касса со всеми пройденными буквами и буква Ж, простые карандаши и тетради, текст для чтения
Методические приемы: объяснение, показ, закрепление, напоминание, игры, использование художественного слова, указания, обобщения, поощрение, словесные методы,
Ход занятия.
1.Организационный момент. Ребята, сегодня утром, придя в группу я обнаружила письмо от жителей города Умников и Умниц. Давайте его прочитаем.
«Дорогие ребята, пишут вам жители города Умников и Умниц. Нам очень нужна ваша помощь. Злой волшебник Буквоед заколдовал нашу самую умную девочку, которую зовут Умница – Заумница. Он расколдует ее, если вы выполните его задания. А мы знаем, что вы очень умные и старательные ребята и обязательно нам поможете. Ждем вас в нашем городе. Жители города.»
- Ребята, поможем жителям города Умников и Умниц?
- Ну что отправляемся в путь. Нужно повернуться вокруг себя 3 раза и сказать слова «123 в город Умников и Умниц попади!»
- Ну вот мы с вами попали в этот волшебный город. Смотрите, ребята, карта.(разглядываем карту). Эту карту нам оставили жители города. Пройдя по этому маршруту мы выполним все задания и поможем расколдовать девочку. Ну что, в путь!
1.Первая станция – отгадайте загадку:
У него серьёзный вид,
Он усат и деловит:
Вместе с солнышком встаёт,
Из цветка росинки пьёт,
Дом и деток защищает,
А когда куда летает —
Издаёт жужжащий звук
Луговой крылатый… (жук)
Первое задание, которое нам надо сделать – это поработать с предложением
«На лугу жил жук.» (садимся на места)
В предложении всегда о чем- то говорится, из предложения мы всегда о чем- то узнаем (т.е. предложение содержит в себе какой то смысл)
-Скажите, сколько слов в предложении «На лугу жил жук»?(4)
-Какое первое слово в предложении «На лугу жил жук»?
-Какое второе слово в предложении «На лугу жил жук»?
- Какое третье слово в предложении?
- Какое четвертое слово в предложении?
-А теперь составим графическую схему этого предложения
-Как обозначаются слова в предложении?( чертой) ( ____ )
-В первом слове в предложении в начале черты ставится вертикальная палочка.
-Что ставится в конце предложения? ( точка) ( . )
Составляем схему предложения «На лугу жил жук» в тетрадях. Воспитатель на доске.
- Какое первое слово в предложении? (На)
- Какое второе слово в предложении? (лугу)
- Какое третье слов в предложении? (жил)
- Какое четвертое слово? (жук)
- Что ставится в конце предложения? (точка)
-Придумайте новые предложения, которые состоят из четырех слов (ответы детей)
-Молодцы, с заданием справились отправляемся на вторую станцию.
2.Вторая станция - Звуковой анализ слова. Знакомство с буквой Ж.
Послушайте стихотворение:
- Женя, Жаба, Жук и Жучка,
Ждали дождика из тучки,
Было жарко, дождь не шел,
Жук, жужжа, залез под стол.
Женя с Жучкой пили воду,
Жаба села на колоду.
Потемнела сильно тучка
Женя, Жаба, Жук и Жучка,
Рады дождику, ура!
Вот и кончилась жара!
-Какой звук чаще всего встречается в стихотворении? (ж)
-Какой это звук? (согласный).
Правильно, звук Ж согласный, и всегда твердый, он никогда не бывает мягким! произнесите его ещё раз Ж-Ж-Ж
Звук Ж обозначается буквой «Ж» (же). Посмотрите внимательно, как выглядит буква Ж. (вешаю картинку с буквой Ж ж на доске)
-Эта буква широка
И похожа на жука
И при этом, точно жук
Издает жужжащий звук –
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж…..
- А сейчас назовите мне слова, где встречается звук Ж.
3. Третья станция – Сделайте физкультминутку.
«Вновь у нас физкультминутка».
Вновь у нас физкультминутка, Голова устала тоже.
Наклонились, ну-ка, ну-ка! Так давайте ей поможем!
Распрямились, потянулись, Вправо-влево, раз и два.
А теперь назад прогнулись. Думай, думай, голова.
Разминаем руки, плечи, Хоть зарядка коротка,
Чтоб сидеть нам было легче, Отдохнули мы слегка.
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
4. Четвертая станция –
А теперь выполним звуковой анализ слова «жил»
Простановка ударения.
(Дети выполняют самостоятельно, затем проверка у доски )
-Какой первый звук в слове? Какая фишка?
-Какой второй звук? Какая фишка?
-Какой третий звук в слове? Какого цвета фишка?
- Сколько всего звуков в слове «жил»? (3)
-Сколько гласных? Сколько согласных?
-Сколько слогов в слове? (1) Сколько гласных букв столько и слогов.
-Ребята, где поставим ударение? На какой звук? (на Ы)
А теперь послушайте меня очень внимательно и запомните такое правило:
Жи – Ши пиши с буквой «и»!!!(вешаю на доску правило). Слышим звук «Ы» а пишем букву «И».
- А сейчас поставьте вместо фишек буквы. (Делают самостоятельно, проверяем у доски)
-А теперь сделаем звуковой анализ слова «жук».
Простановка ударения.
(Дети выполняют самостоятельно, затем проверка у доски )
-Какой первый звук в слове? Какая фишка?
-Какой второй звук? Какая фишка?
-Какой третий звук в слове? Какого цвета фишка?
- Сколько всего звуков в слове «жук»? (3)
-Сколько гласных? Сколько согласных?
-Сколько слогов в слове? (1) Сколько гласных букв столько и слогов.
-Ребята, где поставим ударение? На какой звук? (на У)
- А сейчас поставьте вместо фишек буквы. (Делают самостоятельно, проверяем у доски)
- А теперь составим предложение «На лугу жил жук.» полностью из букв. (проверка у доски, 4 ребенка. Постановка ударения .Слоги.)
5. Пятая станция- Чтение текста.
6. шестая станция – поиграть в Игру «Назови слова» с 4-х звуковой моделью.
(тв.сог,тв.сог,гл, тв.сог – друг,враг, брат, круг, краб, кран, стоп, пруд,брак, Влад)
-Ребята. Посмотрите нам пришла срочная телеграмма от жителей города Умники и Умницы. «Дорогие ребята, огромное вам спасибо за вашу помощь, злой волшебник Буквоед расколдовал Умницу –Заумницу и мы очень рады что она снова с нами. Удачи вам во всех ваших делах!. Жители города Умники и Умницы»
-Молодцы. Вы хорошо потрудились и помогли расколдовать девочку. (Выделяю детей, которые выполнили задание более качественно.)
Итог занятия.
-С какой буквой мы сегодня познакомились на занятии? (Ж)
- Какой звук она обозначает? (твердый согласный)
- С каким правилом мы сегодня с вами познакомились (жи - ши пиши с буквой и)
- А нам пора возвращаться обратно в нашу группу. 1 2 3 обратно в группу попади!