Конспект занятия по лепке «Осенние листья»
Цель:познакомить учащихся с приёмами работы с пластилином в технике размазывания
Задачи:
- обучить приёмам работы с пластилином;
- развивать мелкую моторику;
- развивать художественные способности учащихся;
- воспитывать умение видеть красоту окружающего мира и беречь природу.
Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, слайдовая презентация, видеозапись мастер-класса, музыкальное оформление: «звуки осеннего леса», детская песенка «Листопад», готовая работа – образец, смайлики для рефлексии.
- шаблоны, картон, пластилин, карандаш, салфетки на каждого учащегося.
Возраст: 5- 6лет.
Время: 30 мин.
Ход занятия:
1. Вводная часть:
Организационный момент
Приветствие:
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Подготовка рабочего места.
Вводный инструктаж
- Есть правила мои друзья, которые нарушать никак нельзя!
Вам я их сейчас прочту и запомнить попрошу!
* содержи в порядке стол свой, руки, трудовые папки;
(дети показывают предметы, которые называет педагог).
* мусор в мусорку клади и соседям не вреди;
* будь внимательным и слушай, тишину не нарушай и другим ты не мешай;
* инструменты не бросай, в нужном месте размещай;
* поработал, приберись, никогда не ленись!
2. Актуализация знаний
- Отгадайте загадку:
* Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят..
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает? (Осенью).
На экране мультимедийной доски появляется изображение осеннего леса.
3. Теоретическая часть:
Беседа
- В старину ребята, осень встречали трижды:
В Семен день 14 сентября (1 по старому стилю)
На Рождество Богородицы 21 сентября (8 сентября по - старому стилю) – праздник женщин и женских работ.
На день Федоры 24 сентября (11 по- старому).
- А знаете ли вы ребята пословицы про осень?
(Учащиеся проговаривают знакомые пословицы, либо поговорки про осень)
Медленно и неспешно наступала осень и по пословицам и поговоркам дальновидный народ, смотрел на предстоящую зиму. А слагались они по наблюдениям, следили люди за погодой на дворе, приглядывались к стаям птиц, смотрели на дождь и слагались пословицы и поговорки. Давайте познакомимся с ними.
Показ слайдов «Природа осенью» (использование мультимедийной доски)
(педагог проговаривает пословицы)
Весна красна цветами, а осень снопами.
Осень – время собирать урожай.
Чем больше муравьиные кучи, тем суровее будет зима.
Красна ягодка, да на вкус горька.
У зайцев шерсть побелела – зима близко.
Высоко птицы перелетные осенью, так снегу много будет, а низко – так мало.
Кошка мордочку прячет на холод.
(Дети объясняют, как они понимают смысл пословиц)
Самоопределение к деятельности
* осень в гости к нам пришла
И с собою принесла ….
Что? скажите наугад!
Ну конечно…. Листопад
Физкультминутка– «Листопад»
Листья на дереве - ручки вверх,
Листья кружатся, летят – машем ручками,
И под ножками шуршат – шуршим ножками.
Сообщение творческого задания
- Сегодня мы с вами нарисуем осенние листья, чтобы глядя на них зимой, мы могли вспоминать про осень, про свой первый день в школе, про то, как вы стали учениками.
Посмотрите, какой листочек получился у меня.
(Демонстрация готового изделия, размещение образца на доске)
- Посмотрите внимательно и скажите, какой материал я использовала для раскрашивания? Что это за материал, что вы о нем знаете? Для чего он нужен?
(учащиеся вспоминают и проговаривают знакомые свойства пластилина, его назначение, дополняет ответы.)
-Для работы нам понадобятся шаблоны, которые лежат у вас на столе, а также картон, простой карандаш, пластилин и стеки.
(Дети проверяют готовность к выполнению задания)
- Выполнять задание будем в определенном порядке, по плану:
(размещает план работы на доске, привлекая внимание учащихся)
Знакомство с планом работы
План работы
1. Подготовка материала;
2. Выполнение рисунка, работа с шаблонами;
3. Закрашивание, нанесение пластилина на основу.
Текущий инструктаж
Основные правила лепки:
- перед лепкой подготовим рабочее место (берем подложки и т. д.)
- разминаем пластилин, чтобы он стал эластичным, послушным
Основные приемы лепки: (использование мультимедийной доски)
Видеозапись мастер-класса.
4. Творческая работа
1-й этап
-Берем шаблон листочка, накладываем его на картон и аккуратно обводим.
Звучит музыка «звуки осеннего леса».
- Прежде чем начнем раскрашивать листья пластилином предлагаю вам сыграть со мной в игру:
Игра «Краски осени»
-Я называю цвет, а вы ребята показываете мне пластилин этого цвета.
(учащиеся показывают, называют необходимые цвета пластилина)
- Эти цвета нам нужны для работы.
2-й этап
-И играй и удивляйся со мной в лепке упражняйся!
(все упражнения делаются вместе с педагогом)
Разминание« В руки я комок возьму,
Хорошо его помну,
Чтоб он мягким, теплым стал,
Но к рукам не прилипал».
Раскатывание « Шарик в руки я возьму и
Раскатывать начну –
Вот и столбик получился
Столбик в жгутик превратился».
- полосками прокладываем прожилки листа, контур.
Звучит музыка «звуки осеннего леса».
Нанесение пластилина на основу
Вытягивание « Я кусочек прищипну
И вытягивать начну.
Хвостик длинный получился,
Шарик в блинчик превратился».
- так мы заполняем весь рисунок.
(учащиеся выполняют работу, педагог оказывает помощь)
-Руки, чтобы не марать нужно нам, что?
- салфетки взять!
(дети выполняют правила гигиены)
- Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали,
Предлагаю поиграть, за мной движенья повторять!
Динамическая пауза:
Листопад, листопад, листья кружатся, летят (кружимся, ручки над головой)
Вышел дворник, все подмел! (изображаем),
Ну и я, домой побрел! (шагаем).
Продолжение творческой работы.
- ребята, пластилин как краски можно смешивать, для получения новых цветов.
Сплющивание «Опять шарик я скатаю
Его в каплю превращаю
Чтобы с ней случилось что-то,
Сплющить мне ее охота.
Ну и что же получилось?
Она в блинчик превратилась».
- Заполняем внутреннее пространство листика.
(учащиеся выполняют работу, педагог оказывает помощь)
Звучит музыка «звуки осеннего леса».
Самостоятельная деятельность
- Ребята пока вы выполняете работу, я расскажу вам сказку «Царица осень и ее любимые туфельки» (педагог рассказывает сказку, дети слушают и выполняют работу).
- Мы работу выполняем, ручки чисто вытираем!
5. Рефлексия.
-Какое задание было интересным?
- Что для вас было трудным?
- Оцените свое изделие;
Р абота сделана хорошо
Н
6. Итог занятия
Несу я урожай,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь елочек и сосен.
Я….?
-Осень!
- Наши листики готовы украсить класс?
-Да!
Выставка работ учащихся.
Звучит детская песенка «Листопад»
- Представьте ребятки, что вы превращаетесь в ветерок, который подхватил листики и понес их к доске! Полетели! Полетели!
(дети выходят к доске со своими работами, педагог размещает их на доске)
- А сейчас выберем самую лучшую, и подарим ей приз зрительских симпатий, я показываю работу, а вы хлопаете в ладоши и называете имя художника.
(Учащиеся называют имена товарищей и хлопают в ладоши).
- Какие замечательные работы получились, молодцы!
- Мы сегодня рисовали, и пословицы и приметы вспоминали!
Заключительный инструктаж:
-А теперь прошу всех вспомнить и выполнить главное правило рабочего человека.
* поработал, приберись, никогда не ленись! (уборка рабочего места)