Департамент образования мэрии города Ярославля
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования
Центр детского творчества «Юность»
Конспект занятия по патриотическому воспитанию
«Наша Родина - Россия»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Автор-составитель:
педагог дополнительного образования:
Головина Наталья Владимировна
Ярославль
2024
Педагог дополнительного образования
МОУ ДО ЦДТ "Юность"
Головина Н.В.
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира на тему: «Наша Родина - Россия».
Возраст детей: 5-7 лет
Форма организации учебного процесса: занятие по патриотическому воспитанию
Тип занятия: изучение нового материала.
Продолжительность: 30 минут
Цель: закрепление и обобщение знаний детей о государственных символах России: флаг, герб, гимн. Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить дошкольников с главными символами нашей Родины (флаг, герб, гимн);
- формировать элементарные представления о функциональном назначении гимна, герба и флага страны;
- развитие речи и обогащение словарного запаса детей новыми терминами: символ, герб, гимн, столица, президент.
Развивающие:
- развивать внимание и память;
- развивать умение последовательно объяснять и отстаивать свою точку зрения.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к Родине;
- воспитывать чувство ответственности и гордости за свою страну;
- воспитывать нравственно-патриотические качества детей.
Предварительная работа: изучение государственных символов России. Беседы о стране. Чтение художественной литературы. Речевое развитие и обогащение словаря: символ, герб, гимн, столица, президент.
Материалы к занятию: карта Российской Федерации; иллюстрации с изображением государственных символов; гербы различных стран; полоски цветной бумаги трёх цветов (белый, синий, красный) по количеству детей для дидактической игры "Собери флаг"; копии свидетельства о рождении детей; копия паспорта; иллюстрации с изображением Москвы; гимн Российской Федерации (фонограмма).
Ход занятия:
Организационная часть
1. Педагог: - Скоро вы все пойдете в школу и будете изучать много разных интересных предметов. Но чтобы стать хорошим учеником, надо как следует подготовиться. Давайте начнем готовиться прямо сейчас. Мы будем знакомиться с большой и прекрасной страной, которая называется Россия. В этой стране мы живем. Но чтобы быть не просто жителями, а настоящими гражданами своей страны, надо о ней много знать, любить ее и гордиться ею.
Россия - любимая наша страна.
Подумаем вместе, какая она.
Якут, что на Севере Крайнем живет,
Нам скажет: "В ней снег очень часто идет,
Лохматых оленей гуляют стада
И много повсюду блестящего льда! "
А мальчик из Сочи задорно хохочет:
"Да что вы, ребята! Какие морозы?
Здесь пальмы растут и душистые розы! "
И кто из них прав? Правы оба, понятно:
Россия огромна, сильна, необъятна!
Основная часть
2.Педагог:- Ребята, а вы знаете в какой стране мы живём? Как она называется?
Дети: мы живём в России.
Карта РФвыставляется на магнитную доску (дети вместе с педагогом рассматривают её)
Педагог: Дети, а перед нами карта какой страны? Кто знает? (Россия)
Педагог: - Да, ребята, наша страна Россия. И мы с вами живём в стране, у которой красивое имя. Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родину не выбирают, она даётся человеку от рождения.
3. Педагог: - В детском саду есть заведующий, в школе - директор, у папы и мамы на работе - начальники. В каждой стране есть свой самый главный человек, который руководит ею. В одних странах - это король, в других - королева, а в третьих - к примеру, султан.
Но в большинстве стран сегодня главным человеком является президент. Вот и у нас в России есть свой Президент.
Портрет президента (рассказ педагога о действующем президенте).
Педагог: - А кто сейчас у нас в стране Президент? (В.В.Путин)
-Вы правы, В.В. Путин уже много лет управляет нашей страной. Его уважают и слушают. Потому что, он любит свою страну и народ. Управлять такой большой страной очень сложное дело. Поэтому на пост президента выбирают умного, надёжного, честного и смелого человека.
4. Педагог: - В каждой стране есть главный город, который называют столицей. В столице живет Президент. Столица России - город Москва. Главная площадь Москвы - Красная площадь. Красная площадь очень древняя и красивая. По большим праздникам здесь проходят военные парады.
Столица - Москва ( иллюстрации на магнитной доске)
Здесь твое сердце, Русская земля,
У древних стен великого Кремля.
Всем городам российским ты глава -
Столица наша, славная Москва!
Физкультминутка "Наша Родина - Россия"
В нашей стране горы - высокие (тянемся на носочках вверх),
Реки -глубокие (присаживаемся на корточки),
Степи - широкие (разводим руки в стороны),
Леса - большие (вытягиваем руки вверх),
А мы - ребята вот такие ! (показываем большой палец)
5. Педагог: - Мы – граждане России, любим и гордимся своей страной. Россия – это государство. И как все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы. Какие?
Дети: герб, флаг, гимн.
- Правильно. Отдавая почести этим символам, мы проявляем любовь и уважение к Родине. Государственный флаг – это знак свободы, независимости, самостоятельности государства. Кто мне назовёт цвета Российского флага? (Варианты ответов детей).
Флаг РФ ( иллюстрация или уменьшенная копия флага)
Педагог:- Совершенно верно. Белый, синий, красный – цвета Российского флага.
Ребята, белый, синий, красный цвета издревле почитались на Руси. Белый, синий и красный цвета отвечали представлениям о красоте окружающего мира, доброте и справедливости. Видимо, не случайно стали они цветами государственного флага России.
Необъятные просторы нашей Родины зимой покрыты сверкающим снегом. "Я дам российскому флагу свой чистый белый цвет", сказал Снег. И на флаге появилась белоснежная полоска.
В России много морей, озер и рек. Все вместе они решили дать флагу свой глубокий синий цвет. Так на флаге появилась синяя полоска.
По утрам над страной встает солнце. "Я хочу подарить российскому флагу свой самый яркий красный цвет", сказало Солнышко. И третья полоска на флаге стала красной.
Вот какой он, наш российский флаг: три полосы - белая, синяя и красная.
Педагог:- Очень важно не перепутать порядок полос флага. Вверху какая? Дети: полоса белого цвета.
- В середине?
Дети: полоса синего цвета.
- Внизу?
Дети: полоса красного цвета.
- А чтобы лучше закрепить последовательность цветов, я предлагаю сыграть в игру «Собери флаг».
6.Дидактическая игра «Собери флаг».
(Дети собирают флаг из трех полосок красного, синего, белого цветов) .
Флаг у нас прекрасный -
Белый, синий, красный.
Белый - мир и чистота,
Синий - реки, небеса,
Красный - мужество, отвага...
Вот цвета родного флага!
7. Педагог: - Мы познакомились с российским флагом, а теперь мы узнаем, какой у России герб, то есть отличительный знак страны. Обычно на гербах изображают красивых и гордых зверей и птиц, например, льва или орла. Иногда это могут быть сказочные животные, например, дракон или единорог - белый конь с золотым рогом на голове.
Однажды (это было давно) на большой поляне собрались звери и птицы, которые живут в российских лесах. стали думать и решать, кому из них быть на гербе России. Первой выскочила попрыгунья белка: "Посмотрите, какой у меня красивый и пушистый хвост. Мы, белки, живем почти во всех лесах этой страны. Мне и быть на гербе! " Звери и птицы засмеялись: "Да что ты, белочка! Вон ты какая маленькая, а Россия такая большая. Куда уж тебе! "
Тут вперед вышел огромный бурый медведь: "Ну мне-то вы не скажете, что я ростом не велик. Я сильный и могучий, как сама Россия. Мне и быть на гербе! " Звери уже готовы были согласиться с медведем, но вдруг заговорила мудрая сова: "Вы, медведи, на земле живете и ничего, кроме своего леса, не видите. А мы, птицы, высоко в небе летаем, с высоты всю страну видим: и леса, и моря, и степи. Есть у нас король птиц - орел с двумя головами. Он самый умный, самый сильный, летает выше облаков и может смотреть сразу в две стороны: направо и налево. Он всегда знает, что в разных концах страны делается. Вот кому надо быть на гербе! " Все звери и птицы согласились с мудрой совой. И сразу же в лучах яркого света с неба спустился прекрасныйдвуглавый орел, а его изображение появилось на гербе.
Кроме двуглавого орла, на нем изображен воин на белом коне и страшный дракон, которого воин поражает своим копьем. Этого воина зовутГеоргий Победоносец.
Почему Георгий Победоносец изображен на гербе России? Потому, что он защищает от всякого зла, и Россия всегда побеждает всех врагов.
Герб России (иллюстрация)
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый,
Он - России дух свободный.
Педагог:- Зачем нужен герб? Герб устанавливают на границе. Герб России видим очень часто на государственных документах, на свидетельстве вашего рождения, на паспорте .( Дети вместе с педагогом рассматривают свидетельство о рождении одного из детей, паспорт педагога)
Его наличие подтверждает, что человек является гражданином РФ.
8. Педагог: А сейчас подойдите к доске. Посмотрите на изображение гербов разных стран и найдите среди них герб России.
Дидактическая игра «Найди герб России».
(Детям предлагаются карточки с изображением гербов разных стран. Они должны выбрать нужное изображение.)
Педагог : - Почему вы выбрали этот герб?
Дети: потому что здесь изображён двуглавый орёл и Святой Георгий Победоносец.
Педагог:- Герб какого государства вы выбрали?
Дети: герб России.
9. Педагог: - Дети, у каждой страны есть самая главная песня. Что это за песня?
(Варианты ответов детей)
Дети: гимн.
Педагог: - Что такое гимн? Это самая главная, самая торжественная песня страны. Гимны появились намного раньше, чем флаги и гербы. Гимн исполняется в особо важных случаях, например тогда, когда героям вручают награды, когда спортсмены получают золотые медали на соревнованиях. Знаменитый поэт Сергей Михалков, который сочинил много сказок и стихов для детей, например, про дядю Стёпу. Он же и написал слова для нашего гимна.
Выучите слова гимна России вместе с папой или мамой.
И относиться к этой главной песне страны мы должны с трепетом и уважением. Музыку к нашему гимну написал композитор А. В. Александров. Послушайте Гимн России. Я попрошу всех встать, потому что гимн слушают стоя, это знак уважения к своему государству к своей Родине.
Звучит Гимн РФ.
Каждый слушал тихо, стоя,
Затаив дыханье все.
С этой музыкой взрослеем,
С этой музыкой растём,
Эту музыку по жизни
В нашем сердце пронесём!
Заключительная часть
Педагог:- Ребята, вот и заканчивается наше с вами маленькое путешествие по большой стране. теперь вы знаете, какая Россия огромная, красивая, могучая. В ней живут люди разных профессий: ученые, рабочие, строители, врачи, учителя, художники. Все вместе трудятся . И все и взрослые и дети любят, ценят и берегут свою страну.
- И в конце нашего путешествия я еще раз хочу проверить ваши знания о нашей стране. Становитесь вкруг.
Дидактическая игра "Вопрос - ответ!"
(игра в кругу с мячом):
1. Как называется страна, в которой мы живём?
2.А как называется столица нашей Родины?
3.Кто является президентом России?
4. Какие цвета у флага России?
5. Кто изображен на гербе России?
6. Как называется главная песня страны?
Педагог: Ребята, я убедилась, что вы настоящие знатоки своей Родины.
Я желаю, чтобы вы росли здоровыми и умными и очень любили свою страну.
И хочу вручить всем медали "Юный знаток России"
Литература:
1.БобриковаЕ.В. Патриотическое воспитание дошкольников посредством развивающих игр/ Е.В. Бобрикова , С.Д. Бочарникова, Я.С. Кокурина// Научные исследования и современное образование: сб.материалов III международной научно -практ. конф. (Чебоксары, 02 июля 2018г.) /редкол.: О.Н.Широкова (и др.).- Чебоксары, 208.- С.47-50-
2.ГолубьМ.С. Особенности и педагогические условия патриотического воспитания старших дошкольников/ М.С.Голубь// Перспективы науки и образования.- 2018.- №5.-С.110-117.
3.КоротаеваЕ.В. Формирование образа Родины в художественном восприятии детей старшего дошкольного возраста/ Е.В .Коротаева, М.Л .Кусова, // Педагогическое образование в России.- 2018.- №11.- С.48-53.-
4.НосаеваИ.А. Проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста/ И.А.Носаева// Вопросы науки и образования. - 2018.- №6(18).-С.141-143.
5.ПерепелкинаА.В. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой практико-ориентированный проект. ФГОС Волгоград: Учитель, 2019.
6.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года https:// www. consultant.ru/