Конспект занятия по познавательному развитию с использованием приемов мнемотехники в разновозрастной группе(2-5 лет) время 15-20 минут.
Контингент детей: 2г-1чел.,-обр.нагрузка 10мин.
3г-1чел.,-обр.нагрузка 15мин.
4г-2чел.,-обр.нагрузка 20мин.
5л.-2чел.,-обр.нагрузка 25мин.
Тема: «Сказка - Теремок»
Цель. Учить детей составлять связно, последовательно рассказ (пересказ сказки) при помощи мнемотаблицы.
Задачи:
Образовательные:
учить воспроизводить последовательность действий при помощи метода моделирования; учить устанавливать причинно-следственные связи с помощью мнемотаблиц.
Развивающие:
развивать умения детей в использовании мнемотаблиц - как вспомогательного средства для развития связной речи;
развивать интонационную выразительность при воспроизведении отдельных слов и песенок героев сказки, творческую инициативу;
развивать память, мышление, внимание.
Воспитвтельные:
воспитывать интерес к русскому народному творчеству;
побуждать в детях эмоциональную отзывчивость при рассказывании по мнемотаблицам.
Методы и приемы:
Наглядные (картинки с изображением животных из сказок, мнемотаблица),
Словесные (художественное слово/стихи, загадки, сказка/, вопросы),
Игровые (дидактические игры),
Проблемно-поисковые: проблемные вопросы.
Предварительнаяработа:
-чтение с детьми сказки «Теремок»;
-рассматривание диких животных и обсуждение символов (признаков) по мнемотаблицам;
- показ педагогом настольного театра по сказке «Теремок» ;
- пение песен про животных; отгадывание загадок, чтение стихотворений про животных;
- дидактические игры «Кто в домике живёт», «Кто что ест», «Кто как кричит».
Оборудование: мнемотаблица к сказке «Теремок», шапки зверей, театр по сказке «Теремок», картинки – загадки про животных из сказок.
Ход занятия
Сегодня у нас необычное занятие.
Лиза у нас знает очень интересную игру –приветствие. Хотите она вам покажет, и мы вместе поиграем?
Дети: Да!
Педагог: Для этого надо построить круг. Лиза, вставай в центр круга, начинай игру.
Психогимнастика: «Дружные ребята»
Собрались все дети в круг,
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягиваем руки друг к другу).
Крепко за руки возьмемся
И друг-другу улыбнемся.
Педагог: Молодцы, мы улыбнулись друг другу. Хорошо, когда утро начинается с улыбки. А теперь давайте присядем на зеленую травку ( дети проходят на свои места и садятся на коврик).
Педагог: Ребята, я знаю вы любите сказки.
А какие сказки вы знаете? ( ответы детей).
Ну-ка, проверим.
Я вам сейчас буду показывать картинку, а вы должны угадать, что это за сказка?
Ответы детей: «Колобок», «Курочка ряба», «Репка», «Три поросенка», «Теремок».
Педагог: А кто мне скажет, как называется сказка, в которой все звери жили дружно в одном домике? Я даже знаю загадку о ней, послушайте.
«В этом домике живет
Очень маленький народ:
Мышка, лягушка, зайчонок, лиса, серый волчонок – вот чудеса!
Только Мишка им помог, развалил их…..( Теремок).»
Дети: «Теремок».
Педагог: Ребята, а как вы думаете, в сказке рассказывается о диких или домашних животных?
Дети: Это дикие животные, потому что они живут в лесу.
Педагог: Правильно, молодцы.
Педагог: Ребята, предлагаю вместе вспомнить и рассказать сказку «Теремок», а поможет нам наша мнемотаблица (пользуясь опорной схемой).
Но сначала мы поиграем с нашими малышами.
Физминутка- пальчиковая гимнастика.
Стоит в поле Теремок (ладони обеих рук соединены под углом)
На двери весит замок ( сцепить пальцы в замок)
Кто его открыть бы смог? ( плечами пожать)
Постучали, постучали (кулачками стучать)
Покрутили, покрутили (ладонями вращение)
Потянули и открыли (сцеплеными руками в стороны тянуть). Педагог: Покажи, Полина, кто первый прибежал к Теремочку? (дети выходят по очереди и показывают хронологическую последовательность появления героев сказки с опорой на мнемотаблицу в картинках).
Педагог: Ну а старшие ребята нам теперь расскажут сказку.
/Рассказывание сказки по мнемотаблице «Теремок» по одному предложению из средних и старших детей поточно./
«Стоял в поле теремок. Мимо бежала Мышка-норушка, стала она в теремке жить. Затем прибежала в теремок Лягушка-квакушка, за ней Зайчик - побегайчик. Затем прибежала Лисичка-сестричка, Волк – зубами щёлк, а потом пришёл Медведь и сломал теремок. Теремок не выдержал и развалился (дети по очереди рассказывают сказку). Но медведь помог зверям построить новый теремок, лучше прежнего. Дружно живут звери в теремочке, никто никого не обижает, все друг другу помогают.»
Педагог: Давайте немного отдохнем, поиграем и поможем построить нашим героям новый теремок.
Физминутка по сказке Теремок
В чистом поле теремок ( поднять руки над головой домиком)
Был ни низок, ни высок (опустили руки через стороны вниз)
Звери разные там жили,
Жили дружно, не тужили (поклон)
Там и мышка (руки перед собой на носочках)
И лягушка (присели)
Зайчик (прыжки)
С лисонькой –подружкой (повертели «хвостиком»)
Серый волк –зубами щелк (показали руками «пасть»)
В дружбе знали они толк. (поклон)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый (изобразить мишку)
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой. (кулачок об кулачок)
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались (бег на месте)
А потом собрались снова
Чтоб построить терем новый.
Педагог: А вот и наш теремок. Давайте подойдем к нему.
Педагог: Ребята, а c каких слов обычно начинаются сказки? Правильно…Жили-были, однажды .. А с каких слов начинается сказка «Теремок?»
Дети: Стоит в поле теремок, он ни низок, ни высок…….
А давайте вспомним героев сказки.
Ответы детей.
А выбрать, кто кем будет нам помогут загадки. Кто героя угадает, тот его и играет (выбирают героев сказки одевают шапочки) .
Педагог: Любит сыр и крошки
Но боится кошки (мышка)
Мышка… (норушка), кто будет мышкой
Педагог: По земле скачет, по воде плывет ( лягушка)
Лягушка… (квакушка), а кто хочет быть лягушкой
Педагог: Летом серый
Зимой белый ( заяц)
Зайчик… (побегайчик), кто у нас сыграет зайчика
Педагог: Хитрая плутовка всех обманет ловко.
Знают все ее в лесу, рыжехвостую (лису)
Лисичка… (сестричка),…..
Педагог: Сероватый, зубоватый
По полю рыщет, телят, ягнят ищет ( волк)
Волк… (зубами щёлк),…..
Педагог: Летом по лесу гуляет
Зимой в берлоге отдыхает ( медведь)
Мишка (косолапый),……….
А я буду исполнять роль автора.
Ну вот наши герои готовы, пора и сказку начинать.
/Обыгрывание – драматизация русской народной сказки «Теремок»/.
Педагог: Стоит в поле теремок, теремок
Он не низок, не высок. Вот по полю мышка бежит (Полина К.- мышка бежит к домику). У дверей остановилась и пищит: «Кто, кто в теремочке живет?»
Педагог: Никого в тереме нет, никто мышке не отвечает. Залезла мышка в теремок и стала в нем жить.
Педагог: Вот по полю лягушка скачет, у дверей остановилась и спрашивает: « Ква-ква-ква. Кто в теремочке живет?
Ребенок: Я мышка –норушка, а ты кто? Я лягушка –квакушка. Пусти меня . Стали они жить вдвоем….
Педагог: Вот по полю мимо терема заяц бежит, остановился и спрашивает.
Ребенок: Кто в теремочке живет? (я мышка-норушка, я лягушка- квакушка. А ты кто?
Ребенок: А я зайчик- побегайчик. Пустите меня. Стали они жить втроем.
Педагог: Вот по полю лисичка бежит. У дверей остановилась и стучит. Кто в теремочке живет? (мышка –норушка, лягушка – квакушка, зайчик_ побегайчик. А ты кто?
Ребенок: Я лисичка- сестричка. Пустите меня в теремок. Стали они жить вчетвером.
Педагог: вот по полю бежит волчок-серый бочок. Увидел теремок остановился и спрашивает. Кто в теремочке живет? ( дети отвечают по очереди) А ты кто?
Ребенок: А я серый волк-зубами щелк. Можно мне к вам в теремок?
Педагог: Только залез волк в теремок, как идет по полю медведь. Подошел к терему и спрашивает.
Ребенок: Кто в теремочке живет? (дети отвечают по очереди). А ты кто?
Ребенок: А я медведь косолапый. Пустите меня в теремок.
Педагог: Но в тереме уже нет места. Ребята, что же нам делать, а давайте потеснимся и нашему мишке найдется место в теремке.
Стали они жить в теремке вшестером. Не страшен ни дождь, ни ветер, ни снег друзьям. Живут не тужат, друг с другом дружат.
Педагог: А какими словами заканчиваются сказки? Вот и сказке конец, а кто слушал молодец, стали они жить-поживать, да добра наживать…
Педагог: Вот какая замечательная история у нас получилась!
Педагог: А теперь давайте сядем на стульчики и немного вспомним, что же мы сегодня делали? ( ответы детей).
Педагог: Скажите, кто первый нашел теремок? Ответы детей.
А кто последний? Ответы детей.
Педагог: А почему звери приглашали всех в теремок? (добрые, хорошие, гостеприимные, дружные)
Педагог: Когда все дружные, то и работа ладится. И мы с вами добрые, дружные, гостеприимные как в сказке теремок
Вам понравилось наше занятие? ( ответы детей).
Какую сказку вы хотели бы рассказать и показать в следующий раз? ( ответы детей).
Педагог: Отлично, спасибо вам за работу. У меня есть вот такие замечательные картинки с героями сказки Теремок. Кто хочет, может их разукрасить за столами.
(младших дошкольников направляю в игровую зону, наблюдая в течение занятия, по их утомляемости).