Конспект занятия с детьми 5-6 лет на тему:
«Учимся доброте»
(КоВсемирному дню проявления доброты (приветствий) – 17 февраля).
Цель: углубление представления детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
Задачи:
Образовательные:
- обучать детей ценить хорошие поступки, хорошие отношения;
- стабилизировать психические процессы, снять напряжение;
- способствовать осознанию ребенком своих положительных качеств; самовыражению, совершенствовать умение выступать перед группой;
- формировать отношения доверия, умения сотрудничать.
Развивающие:
- развивать социальную компетентность, понимание силы добра в отношениях с людьми;
- развивать творческие навыки;
- развивать умение снимать телесное и эмоциональное напряжение с закреплением позитивной эмоции;
- стимулировать творческое самовыражение;
- развивать креативное мышление.
Воспитательные:
- воспитывать желание быть добрым и совершать добрые поступки;
- воспитывать желание понимать друг друга, различать эмоциональное состояние.
Материалы к занятию:
USB-колонка;
музыкальное сопровождение «И улыбку свою я дарю прохожим!» из м/ф «Кот Леопольд»;
карточки с изображением хороших и плохих поступков;
белая бумага формата А (по количеству детей);
цветные карандаши, фломастеры.
Ход занятия
1 этап. Организационный
Приветствие «Подари тепло своего сердца».
(Источник – Куражева Н.Ю., Н.В. Вараева, А.С. Тазаева, И.А. Козлова; под ред. Н.Ю. Куражевой «Цветик-семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет». - СПб.: «Речь», 2022).
Дети под песню «И улыбку свою я дарю прохожим!» из м/ф «Кот Леопольд» вместе с педагогом встают в круг. Педагог говорит: «Ребята, положите руки на сердце, закройте глаза. Представьте, что мы кладем все тепло, радость, дружбу, любовь и хорошее настроение в свои ладошки. А теперь откройте глаза и подарите друг другу наши бесценные подарки. (Под спокойную мелодию дети от груди раскрывают руки друг другу.)Всем здравствуйте!
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта – она на веки
Украшение человека….
2 этап. Мотивационный
Беседа «Откуда приходит доброта?»
Педагог задает детям вопросы:
- Что такое доброта?
- Как связаны слова «добро» и «помощь»?
- Почему добрые поступки делают человека «больше», как в стихотворении о мальчике?
- Как понять, что кто-то нуждается в помощи?
Дети отвечают:
- Доброта – это когда человек делает что-то хорошее для людей, животных, птиц, природы. Это умение пожалеть, посочувствовать, если кому-то плохо, грустно, помочь своим близким, друзьям. Доброта – это добрые, ласковые, вежливые слова, которые мы говорим друг другу.
Педагог хвалит детей.
3 этап. Практический
Упражнение «Отличия»
Педагог спрашивает у детей, как отличить хорошее дело от плохого, и предлагает оценить следующие поступки с помощью карточек: если дело плохое, дети показывают красный круг, а если хорошее – зеленый.
Поступки:
- вынуть птицу из гнезда и принести домой;
- поймать ежа;
- помочь собрать игрушки;
- сказать доброе слово;
- накормить кота котлетами со своей тарелки;
- подарить цветы;
- собрать букет с клумбы на улице и т.п.
Игра «Закончи предложение»
Педагог. Ребята, я предлагаю вам стать в круг и поиграть в игру «Закончи предложение». Я начну предложение, кидая каждому из вас по очереди мяч, а вы его закончите:
Растает даже ледяная глыба
от слова теплого…
(«Спасибо»)
Зазеленеет старый пень
когда услышит…
(«Добрый день»)
Если тебя ругают за шалости,
Надо сказать…
(«Простите, пожалуйста»)
Если друг попал в беду….
(Помоги ему)
Решай споры словами, а не …
(Кулаками)
Где б мы ни были,
На прощание говори всем…
(«До свидания»)
Игра «Большое желание»
Педагог. Когда мы делаем добро другому человеку, ребята, мы должны делать это от чистого сердца, думать о том, о ком заботимся, а не о себе. Того, кто заботится только о себе, называют «эгоист». Однако важно помнить, что, делая добро другим, мы не должны навредить себе. Тогда это будет хорошее дело.
Попробуем и мы сделать хорошее и не навредить. Продолжите предложения:
- Я хочу, чтобы у меня было много…
- Я хочу, чтобы мне подарили…
- Я хочу суметь…
А теперь подумаем, что мы можем сделать для других:
- Я хочу, чтобы у (имя) было…
- Я хочу подарить…
- Я хочу, чтобы у моих друзей было…
- Я хочу, чтобы у родителей…
Ребята, сделайте вывод: хотеть – это хорошо или плохо? Как вы считаете, легко ли человеку быть добрым? (Дети высказывают свои предложения.)
Добрым быть совсем-совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Надо только добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Задание «Цветок доброты»
Дети рисуют цветок доброты. После чего педагог предлагает взяться за руки и сказать:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы все дети на планете
Были здоровы!
4 этап. Рефлексивный
Педагог. Ребята, у вас получились замечательные цветки доброты, которые теперь будут находиться в нашем кабинете как символ доброты и согревать своим теплом.
Дарите всем по солнышку,
Частичку света, доброты.
Слова любви и нежности
Дарите людям, как цветы!
Что вам понравилось на занятии? Расскажите о своих впечатлениях. Улыбнитесь друг другу. И на прощание
Упражнение «Башенка дружбы» (из кулачков).
Список использованной литературы
1. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. - СПб.: «Речь», 2001.
2. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет. - СПб.: «Речь», 2022.
3. Лютов Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб.: «Речь», 2001.
3. Семенака С.И. Уроки добра: коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. – М.: «АРКТИ»,2002.