Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Окружающий мир
  3. Конспект занятия в подготовительной группе Тема: «Перелётные птицы».

Конспект занятия в подготовительной группе Тема: «Перелётные птицы».

Цель: познакомить детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют, дать определение словам «насекомоядные», «водоплавающие», развивать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы. Образовательная область: — познавательное развитие; — социально-коммуникативное развитие; — речевое развитие. Задачи: Обучающие: — Расширить знания детей о птицах. — Закрепить знания о перелетных птицах. — Закрепить обобщающие понятия. — Обучать развернутому высказыванию. — Расширить представление детей о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни. Развивающие: Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики, творческого воображения. Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности. Воспитание бережного отношения к природе. Методы и приемы: — Наглядные; — Словесные; Словарь: Активизировать в речи детей следующие слова: перелет- стаей, вереницей, поодиночке, клином; насекомоядные, водоплавающие, длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, длинношеий.

Возраст

Дошкольники

Предметы

Окружающий мир

Категория

Окружающий мир
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

МБДОУ детский сад №1 д.Старое Мелково

Конспект занятия в подготовительной группы

Тема: «Перелётные птицы».

Подготовила: воспитатель

Манцигина Оксана Сергеевна

2024

Цель: Познакомить детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют, дать определение словам «насекомоядные»«водоплавающие», развивать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы.

Образовательная область:

— познавательное развитие;

— социально-коммуникативное развитие;

— речевое развитие.

Задачи:

Обучающие:

— Расширить знания детей о птицах.

— Закрепить знания о перелетных птицах.

— Закрепить обобщающие понятия.

— Обучать развернутому высказыванию.

— Расширить представление детей о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни.

Развивающие:

Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики, творческого воображения.

Воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности. Воспитание бережного отношения к природе.

Методы и приемы:

— Наглядные;

— Словесные;

Словарь:

Активизировать в речи детей следующие словаперелет- стаей, вереницей, поодиночке, клином; насекомоядные, водоплавающие, длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, длинношеий.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах. Рассматривание иллюстраций с различными ви-дами птиц, предметные картинки с изображением различных видов птиц.

Оборудование:

— Плакат с изображением природы, перелетных птиц.

— Мультимедийная установка;

— Презентация по теме : «Перелетные птицы»;

— Угощения для детей (конфеты «Ласточка»);

— Шапочки для детей с героями сценки.

Ход занятия.

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

Сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море,

И деревья блистают

В разноцветном уборе.

(«Осень.» К. Бальмонт)

Воспитатель читает рассказ Ю. Дмитриева «Какие птицы бывают».

Птиц на земле, конечно меньше, чем насекомых, но все-таки их очень много – около 9 тысяч видов. Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов. Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие только на берегу моря. Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена. Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях деревьев и кустов. Воспитатель. Как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться снова в родные места (перелетные птицы).

Загадки:

Кто эта птица? Никогда

Не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад – вперед по пашне скачет,

А зовется птица (Грач)

Эту птицу всякий знает :

На шесте ее дворец,

Червяков домой таскает

Да трещит весь день… (Скворец)

Спереди – шильце,

Сзади – вильце.

Сверху – черное суконце,

А снизу – белое полотенце. (Ласточка)

Воспитатель: Каких перелетных птиц вы знаете?

Дети: Перелетные птицы (грачи, ласточки, аисты, соловьи,ку-кушки, чижи; скворцы; белая трясогузка; черные стрижи).

Воспитатель: А вы знаете, каким образом птицы летят к нам? Правильно, стаей, но еще могут лететь вереницей, поодиночке, кли-ном. Гуси, утки, лебеди улетают вереницей; ласточки, грачи, скворцы – стаей; журавли – клином; кукушки – поодиночке. (Воспитатель на доске схематически изображает, как улетают птицы.)

Загадки:

Он живет на крыше дома-

Это старый наш знакомый:

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней.

Кто же это (Соловей)

Воспитатель: Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелетным.

Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, части тела птиц. Туловище, голова, хвост, клюв.

У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? По оперению, внешнему виду, величине.

Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых.

Воспитатель: А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц : не-которым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Воспитатель: Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых.  Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают мухоловки, горихвостки, трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, скворцы.

Воспитатель: Когда замерзают водоёмы (реки и озёра, направляются к югу водоплавающие птицы – гуси, утки и лебеди. В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. Повторите: водоплавающие.

Игра «У кого какое тело?»

Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост? (Короткий.) Зна-чит, скворец какой? (Короткохвостый.)

Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? (Длиннохвостая.)

Это грач, у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый.)

У него чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый.)

Воспитатель: Давайте вспомним, покажем и назовем, части тела всех птиц (лапы, шея, голова, клюв, хвост). Чем покрыто тело птиц? Чем они отличаются друг от друга? (Величиной, цветом, формой, размером крыльев.)

Конкурс «Прилетели птицы».

Я сейчас буду перечислять птиц, но если вы услышите что-ни-будь другое, хлопайте в ладоши!

Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты, вороны, мухи и стрижи.

Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Прилетели птицы : голуби, синицы, чижи, чибисы, вороны, галки, стрижи, комары, кукушки.

Прилетели птицы : голуби, куницы, овсянки, поползни, дятлы.

Прилетели птицы : голуби, синицы, галки, стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы- сплюшки, лебеди, скворцы… Все вы молодцы!

Упражнение «Скажи наоборот» : Закончи предложения.

Аист большой, а соловей….

У аиста длинная шея, а у кукушки….

У соловья серая грудка, а у ласточки…

Аист белый, а грач…

Физминутка.

Лебеди летят,

Крыльями машут.

Прогнулись над водой

Качают головой

Прямо и гордо

Умеют держаться

И очень бесшумно

На место садятся.

Упражнение «Отгадай и присядь»

Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, жу-равль, воробей, цапля и др.

Упражнение «Скажи одним словом»

Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.

У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.

У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.

Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.

У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.

У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются на-секомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.

Дятла можно назвать лесным доктором, потому что … /он до-стает жучков и насекомых из-под коры/.

Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.

Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.

Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

Воспитатель: Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. Раньше люди этого не знали. Они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь немного позднее, они узнали, куда улетают перелетные птицы. Как же удалось это сделать? Помогли ученым маленькие кольца, которые они надевали на лапки птицам. На каждом кольце был адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в другой стране встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так удалось узнать, где зимуют птицы.

Воспитатель: Какие вы знаете сказки с названием птиц?

«Гуси-лебеди»«Серая шейка»«Путешествие Нильса с дикими гусями»«Гадкий утенок»«Дикие лебеди»(Ответы детей).

Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу. Вы узнали много нового из жизни птиц. К сожалению, очень долго человек жил с уверенностью в том, что он может брать у природы всё, ничего не давая взамен. И теперь, в результате бездумной деятельности человека, наша планета гибнет. Многие растения, животные и птицы совсем исчезают или находятся на грани выживания. Вот поэтому люди, которые не могут равнодушно смотреть на ги-бель живой природы, создали несколько томов Красной книги, куда были занесены эти растения и животные. Их можно ещё спасти.

Воспитатель: Не забывайте, что птицы- наши друзья, младшие братья, и мы их как старшие должны беречь и охранять.

Все наши перелетные птицы улетели, но чтобы вы их не забыли до весны, они передали вам угощение с названием перелетной птицы «Ласточка»

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Цель: сформировать навыки создания образа осеннего дерева, из пластилина используя разные методы лепки у детей подготовительной группы. Задачи: 1) Обучающие: Совершенствовать технику лепки из пластилина, используя различные методы лепки (скручивание, жгутики, налеп). Обучаем детей создавать скульптурные группы из двух-трех фигур, развиваем чувство композиции, умение передавать пропорции предметов, их соотношение по величине. 2) Развивающие: Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. Учим свободно использовать для создания объектов природы, усвоенные ранее умения; продолжаем учить передавать форму основной части и других частей, их пропорции, характерные особенности изображаемых объектов, обрабатывать поверхность формы движениями пальцев, стеками. Развиваем мелкую моторику, чувство цвета, пропорций и формы, способствуем обогащению и активизации словаря детей и умению работать в парах. 3) Воспитывающие: Воспитывать бережное отношение и любовь к природе, усидчивость, внимательность, взаимопомощь. Формировать чувство товарищества.
0 ₽
Цель: учить детей рисовать осенние листья, передавая форму и окраску. Совершенствовать изобразительную технику (смешивать акварельные краски для получения оттенков). Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, чувства. Поддерживать творческие проявления.
0 ₽
Форма проведения ОД: игра - путешествие Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Задачи: Образовательные: Систематизировать знания детей о России. Закрепить знание детей о Москве – столице России, о государственной символике: гербе и гимне, флаге РФ (о значении цветов Российского флага). Уточнить представление детей о главе российского государства, президенте РФ. Коррекционно-развивающие: Развивать внимание, память, умение вести диалог, поддерживать непринужденную беседу. Активизировать словарь детей: столица, россияне, Родина, Россия, флаг, герб, гимн, Москва, президент. Воспитательные: Воспитывать: патриотические чувства по отношению к своей стране и к родному краю, уважительное отношение к государственным символам России. Материалы: Глобус, карта России, изображения президента РФ, герба и флага.
0 ₽