Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Музыка
  3. Конспекты занятий по дисциплине "Музыкальная литература"

Конспекты занятий по дисциплине "Музыкальная литература"

Методический материал "Конспекты занятий по дисциплине "Музыкальная литература"" разработан для первого года обучения и содержит 25 тем . Подача материала в доступной форме, с приведением основных терминов.

Предметы

Музыка

Категория

Музыка
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

I ГОД ОБУЧЕНИЯ

Музыка, её формы и жанры

Тема 1. Музыка и мы

Музыка – это вид искусства, главной целью которого является отображение ок-ружающей жизни с помощью звуков. Это наиболее любимое из всех искусств и наибо-лее распространённое. Нет человека, который когда-нибудь не спел хоть одну мело-дию и не сплясал под музыку хоть один танец. Каждое произведение искусства, в том числе и музыкальное, имеет своё содержание. Музыка помогает людям увидеть и по-нять богаты и разнообразный мир.

Люди сложили о музыке множество легенд(легенда об Аполлоне и музах, легенда об Орфее – древнегреческие легенды).

Музыка – искусство очень древнее, но та музыка, которую мы сегодня знаем, создана в последние четыре-пять столетий, так как только в 14-15 веках был создана современная пятилинейная запись нот.

Тема 2. Выразительные средства музыки

В отличии от других видов искусства, содержание музыкальных произведений раскрываются своим особым – музыкальным языком. Составляют музыкальный язык так называемые выразительные средства музыки.

Если художник в рисунке и красках, скульптор в дереве или мраморе, а писатель и поэт в словах воссоздают картины окружающей жизни, то композиторы делают это с помощью музыкальных звуков. В отличии от звуков немузыкальных (шум, скрежет, шорох) музыкальные звуки имеют точную высоту и определённую длительность. Кроме того, они могут иметь различную окраску, звучат громко или тихо, исполняются быстро или медленно. Мелодия, мет и ритм, лад и гармония, регистр и тембр, динамика и темп – это всё выразительные средства музыкального искусства.

Рассмотрим их подробнее:

- Мелодия - это главное из средств музыкальной выразительности. Она является основой всякого произведения. Д.Д.Шостакович называл мелодию душой музыкального произведения. Мелодия - это одноголосно выраженная музыкальная мысль, это то, что мы можем пропеть. Некоторые произведения вообще состоят только из мелодии (народные песни). Мелодии бывают певучими (кантиленными) или взволнованными, героическими. Мелодия, приближенная к разговорной речи, называется речитативом.

- Ритм организует музыку во времени. Ритм – это чередование и соотношение длительностей звуков и акцентов. Особенности ритмического рисунка влияют на характер мелодии. Преобладание равных длительностей при спокойном темпе делают мелодию плавной, степенной. Напротив, разнообразие длительностей придаёт ей прихотливость, изящество.

- Лад – от него зависит характер произведения. Слово лад означает взаимосвязь звуков между собой, их согласованность. От лада зависит характер произведения. В мажоре легче выразить светлое, радостное, а в миноре печальное. В европейской музыке мажор и минор наиболее распространены. Но в музыке разных народов есть и другие лады. Вообще, их в музыке более тридцати.

- Гармония. Если сыграть несколько звуков одновременно, то получится созвучие – аккорд. Гармония – это последовательность аккордов вместе с мелодией. Гармония тесно связана с мелодией. Она придает музыке красочность, а иногда и несёт на себе большую часть эмоциональной нагрузки. Иногда она играет даже большую роль, чем мелодия.

- Регистр - это отрезок диапазона музыкальных звуков. В музыке существуют три регистра: верхний, средний и низкий. Средний регистр наиболее мягкий и полнозвучный. Звуки низкого регистра кажутся мрачными и тяжелыми, а звуки верхнего звучат светло, прозрачно. Диапазон (в переводе – через всё) – это расстояние от самого низкого звука инструмента или голоса до самого высокого.

- Темп – это скорость движения. Темпы делятся на быстрые, медленные, умеренные.

-Динамика. Не менее важна динамика исполнения, то есть сила звучания. Композитор, когда сочиняет музыку, указывает при помощи каких динамических оттенков можно раскрыть его замысел.

- Тембр - окраска звука. У каждого человека свой, глубоко индивидуальный тембр голоса. Определённый тембр имеет и каждый музыкальный инструмент.

Тема 3. Программная музыка

Программная музыка – это инструментальная музыка, которая имеет программу, то есть какой-то конкретный сюжет или образ. Программы могут быть самыми различными.

Иногда композитор подробно излагает содержание каждого фрагмента музыки (например, «Кикимора» А.Лядов).

Иногда композитор берет в качестве программы литературное произведение и ссылается на него (например, «Ромео и Джульетта» П.И.Чайковский).

Программность бывает не только литературной. Часто в музыкальном произведении сюжета как такового нет, и оно рисует какой-то один образ, пейзаж, картину (например, вступление к опере «Хованщина» «Рассвет на Москве-реке», Мусоргский).

В программной музыке мы встречаем сочинения, вдохновлённые не литературными произведениями, а живописными полотнами (например, фортепианная сюита «Картинки с выставки» Мусоргского)

Ярким примером программной музыки является симфоническая сказка «Петя и волк» С.С.Прокофьева. Программных произведений в музыке существует огромное множество.

Тема 4. Возникновение музыкальных инструментов

Первые инструменты были так же грубы и примитивны, как и орудия труда первобытного человека. Но к ним надо относиться с большим уважением: ведь они открывали сами принципы устройства этих инструментов. А последующие поколения развивали эти принципы. Первые орудия труда были как бы «заменой», «продолжением» руки. Такой же заменой собственного тела были и первые муз.инструменты.

Тема 5. Струнные инструменты.

Струнные инструменты – скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа, балалайка, домра.

Скрипка, альт, виолончель и контрабас – это струнно-смычковые инструменты. Их предшественником был музыкальный инструмент виола (виола да гамба, виола д\амур).

Скрипка – самый распространенный струнный смычковый инструмент. Ее часто называют королевой инструментов. Как сольный и ансамблевый инструмент утвердилась с середины 16 века.

Устройство. «Стенки» скрипки называют деками, на верхней из них расположены отверстия в форме буквы f – эфы. Струны натягивают на грифе при помощи колков. В середине корпуса на двух ножках стоит подставка, которая поддерживает четыре струны (МИ, ЛЯ, РЕ и СОЛЬ). Играют на скрипке смычком.

Диапазон скрипки – от СОЛЬ малой октавы до СОЛЬ четвёртой октавы. Скрипка умеет петь как человеческий голос.

Есть много способов игры на скрипке. Их называют штрихами: можно одновременно играть на двух соседних струнах, можно играть приёмом арпеджиато, извлекая аккорды, иногда играют не смычком, а щипком пальцев – пиццикато.

Альт часто называют скрипкой, только побольше. Его тембр глуше скрипки, теплее, объёмнее, мягче. Диапазон альта от До малой октавы до РЕ второй октавы. Из-за его размеров играть на альте трудно физически.

Виолончель тоже формой похожа на скрипку. На ней играют сидя, поставив виолончель вертикально. Диапазон – от ДО большой октавы до МИ третьей октавы. Виолончели нет равных, когда в музыке нужно выразить скорбь, отчаяние, печаль.

Контрабас – самый низкий по звучанию струнно-смычковый инструмент. Его роль – быть фундаментом, на который опирается звучание всех остальных инструментов. Играют на нём стоя. Диапазон – от МИ контроктавы до СОЛЬ первой октавы. Как солирующий инструмент применяется нечасто. Популярен в эстрадных и джазовых оркестрах.

Арфа – струнный инструмент, на котором играют не смычком, а щипком, так же как и на балалайке, домре и др.

Духовые инструменты делятся на деревянные духовые и медные духовые в зависимости от материала, из которого он изготовлены.

Тема 6. Деревянные духовые инструменты.

К деревянным духовым инструментам относятся флейта, гобой, английский рожок, кларнет, фагот и контрфагот.

Деревянные духовые инструменты представляют из себя полые трубки, снабжённые сложным клапанным механизмом, ранее изготавливались из дерева, сейчас изготавливаются из металла и пластмассы.

Группа деревянных духовых развивалась неодинаково.

Звучащим телом в них является столб воздуха, заключённый в трубке.

Флейта – один из старейших инструментов семейства. Её прабабушкой была тростинка. Звук флейты – нежный, серебристый, чистый и мягкий, может звучать как человеческий голос. Когда композиторы хотят изобразить в музыке пение птиц, прибегают чаще всего к флейте. Флейта – самый высокий по звучанию и технической подвижности инструмент группы. Первоначально были распространены продольная и поперечная флейты, но с середины 18 века поперечная флейта вытеснил продольную из оркестра.

Гобой не менее древен, чем флейта. Его прабабушкой является первобытная свирель. В том виде, в каком мы его знаем, гобой существует с 17 века. Это коническая трубка с раструбом и трость, которую исполнитель держит во рту. По традиции по гобою настраивают весь оркестр. Гобой достаточно подвижный, поющий инструмент.

Английский рожок – близкий родственник гобоя. Его ещё называют альтовым гобоем. Он чуть больше гобоя и звучит пониже.

Кларнет появился в оркестре на рубеже 18-19 веков. Предок кларнета – свирель шалюмо.

Кларнет – один из совершеннейших инструментов, требующий от исполнителя очень малого расхода воздуха. Он необыкновенно подвижен. Пассажи, скачки, арпеджио – всё это с лёгкостью удаётся кларнету. Звук кларнета – совершенно особой окраски, полный, округлый, отличающийся необыкновенным благородством.

Фагот – самый низкий по звучанию инструмент группы деревянных духовых. Предок фагота – басовая свирель (бомбарда). Отличается мягкостью и благозвучностью тембра. Вошёл в оркестр с конца 17 века. По виду изначально напоминал вязанку дров, что отразилось в его названии (il fagotto в переводе означает «вязанка»).

Контрфагот – одна из разновидностей фагота. Его диапазон на октаву ниже фагота. Применяется для усиления басовых голосов оркестра.

Тема 7. Медные духовые инструменты

Группа медных духовых инструментов невелика по составу – труба, тромбон, валторна, туба. Эти инструменты получили название благодаря металлу, из которого изготовляются – медь, латунь, цинк, серебро. В старину некоторые из них делались из рога, раковины или кости. Медные инструменты применяются в симфонических, джазовых и военных духовых оркестрах.

Труба – один из самых древних медных духовых инструментов, как сигнальный инструмент используется с древних времен многими народами. В начале 17 века она вошла в оперный оркестр. Сначала выполняла скромную роль, участвуя в аккордах со-провождения. Со временем инструмент усовершенствовали, увеличился его диапазон, труба научилась играть сложные и выразительные партии. В 18 веке она уже занимала видное место в оркестре. Тембр трубы – блестящий, торжественный, героический.

Тромбон – следующий по высоте инструмент группы медных духовых инстру-ментов. Тромбон появился после усовершенствования трубы. В 15 веке трубу сильно удлинили, сделав выдвигающуюся трубку-кулису. Так появился тромбон, название ко-торого переводится как «трубища». Строение – раструб тромбона, сужаясь и изгиба-ясь, переходит в узкую цилиндрическую трубку, на которую надевается раздвижной механизм. Он состоит из двух неподвижных трубок, по которым скользит U-образная кулиса. У тромбона очень сильный голос, легко перекрывающий звучание всего ор-кестра. Ему очень хорошо удаются героические, трагические мелодии. Чаще всего три тромбона и туба, объединенные в одну группу, в оркестре играют аккорды, выполняя роль аккомпанемента.

Валторна – слово переводится как «лесной рог». Её предком были охотничьи рога, в которые трубили, когда нужно было подать сигнал во время охоты или какого-либо торжественного события. Современная валторна – свернутая в круг узкая, при-мерно трех метров длины, трубка с конусообразным расширением на конце, перехо-дящим в широкий раструб. Необычно расположение валторны при игре – раструбом вниз. Звук её мягкий и благородный. Это прежде всего оркестровый инструмент, но для нее существует и сольная литература.

Туба – самый низкий по звучанию инструмент медной духовой группы. Диапа-зон – от МИ контроктавы до ФА первой октавы. Тембр – суровый, массивный. Это мо-лодой инструмент. Родился в Германии в 1835 г. Состоит из трубок разной величины, раструба, мундштука и вентилей. Туба служит фундаментом медной группы, подобно контрабасу у струнных. Играть на ней очень сложно. Звук – густой, сильный, сочный. Сольные эпизоды у тубы встречаются очень редко.

Тема 8. Ударные инструменты

Ударные гораздо старше всех остальных инструментов. Инструментальная му-зыка началась и ритма, а потом уже возникла мелодия. Название этой группы произо-шло от способа извлечения звука – удара по натянутой коже или металлическим плас-тинкам, деревянным брускам и т.д.

Ударные принято делить на две группы:

  1. Ударные инструменты, которые имеют настройку – литавры, колокольчики, колокола, ксилофон, маримба, вибрафон, челеста.

  2. Ударные инструменты, не имеющие определенной высоты звука – барабан, бубен, тарелки, кастаньеты.

Барабан – один из самых распространенных ударных инструментов. Две разно-видности барабана – большой и малый – уже давно входят в состав симфонического и духового оркестра. Звук барабана не имеет определенной высоты, поэтому его партию записывают не на нотном стане, а на «нитке» - одной линейке, на которой обозначен только ритм. Большой барабан звучит мощно. Его голос напоминает раскаты грома или пушечные выстрелы.Малый барабан имеет сухой и отчетливый звук. Его дробь подчёркивает ритм, иногда оживляет музыку, иногда вносит тревогу. Играют на нём двумя палочками.

Литавры – тоже обязательный участник симфонического оркестра. Это очень древний инструмент. У литавр огромный диапазон силы звука: от подражания раска-там грома до тихого, еле уловимого шороха . Устройство: металлический корпус в виде котла, имеющий определённые, строго рассчитанные размеры, что позволяет добиться строгой высоты звука. Поэтому композитор может писать для литавр ноты.

Ксилофон. Слово переводится как «звучащее дерево». Это музыкальный ин-струмент, состоящий из деревянных брусков, на которых играют двумя деревянными палочками. Бруски расположены в таком же порядке, как клавиши у фортепиано, они скреплены между собой шнурками на некотором расстоянии друг от друга.

Маримба – разновидность ксилофона. Это те же деревянные брусочки, но в ма-римбе они снабжены металлическими трубками-резонаторами, что делает звучание маримбы более мягким.

Вибрафон. Звучащие элементы у него делаются не из дерева, а из металла. Это молодой инструмент, создан в Америке в двадцатые годы 20 века.

Челеста. Название переводится как «небесная». Изобретена в 1886 г. во Фран-ции. Внешне похожа на пианино, только вместо струн в челесте звучат металлические пластинки, вставленные в деревянные коробочки-резонаторы. Звук у челесты тихий, но очень красивый и нежный.

Семейство ударных инструментов очень многочисленно и разнообразно.

Тема 9. Клавишные инструменты

К клавишным инструментам относятсяорган, клавесин и фортепиано.

Орган называют королём музыки. Главный принцип органа – определённое ко-личество труб, доходящее до нескольких тысяч, каждая из которых издает один един-ственный звук. Орган имеет очень древнюю историю создания. С веками этот инстру-мент усовершенствовался. При помощи очень сложной системы механизмов в трубы органа нагнетается воздух, и рождается звук. Перед органистом находится настоящий пульт управления, на котором размещено более двухсот разных элементов – кнопок, рычагов, лампочек. Исполнительский пульт (кафедра) имеем четыре ручные клавиату-ры – они называются мануалами. Есть и ножная клавиатура – педаль, клавиши у кото-рой большие, длинные, широко расставленные. С помощью педали извлекаются самые низкие звуки. Орган можно отнести и к духовым инструментам, так как у него есть трубы, в которые вдувается воздух, и к клавишным.

В Европе в средние века орган своим торжественным и мощным звучанием при-влёк к себе внимание церкви. Для этого инструмента написано много великолепной музыки. Для органа очень много писал великий немецкий композитор И.С. Бах.

Клавесин. У него несколько названий – клавицимбал, чембало, вирджинал. Звук на клавесине извлекается при нажатии на клавишу, которая приводит в движение уп-ругие язычки, сделанные из птичьих пёрышек. Язычки цепляли струну, и раздавался звук. Исполнитель не мог играть на клавесине громче или тише. Клавесин можно от-нести и к группе струнных инструментов, и к группе щипковых, и к группе клавиш-ных. Этот инструмент был очень популярен в свое время. Его использовали и в ор-кестре, и как сольный инструмент. Для него писали музыку знаменитые французские клавесинисты – Рамо, Куперен, Дакен.

Фортепиано. Его изобретение связывают с именем Бартоломео Кристофори. Звук в новом инструменте извлекался ударом по струнам деревянных молоточков с обитыми упругим материалом головками. Исполнитель смог играть тише или громче – piano или forte. Отсюда взялось название инструмента – фортепиано. Фортепиано можно отнести к ударным инструментам, так как звук извлекается ударом молоточка по струне.

В 19 веке фортепиано развивалось очень интенсивно. Сложилось два вида фор-тепиано: горизонтальный – рояль (переводится как «королевский») и вертикальный –пианино (переводится как «маленькое пиано»). Рояль – это концертный инструмент. У фортепиано огромные безграничные возможности. Оно охватывает диапазоны всех музыкальных инструментов. Оно может звучать легко, как флейта, а может как целый оркестр.

Тема 10. Народные инструменты

Любая нация или народность имеют свою музыкальную культуру, а значит, и любимые музыкальные инструменты. У украинцев – это бандура, у карелов – кантеле, у азербайджанцев – тар, у белорусов – цимбалы, у русских же – балалайка, домра и баян.

Баян – это язычковый, пневматический (воздушный) клавишный инструмент. Имеет очень долгую историю создания. Он произошёл от русской гармоники. Гармонику можно отнести к духовым инструментам, ведь для того, чтобы извлечь на ней звук, надо накачать мехами воздух внутрь. Это делается вручную. Потом воздух проходит через специальные язычки, и появляется музыка. Все разновидности гармоники относятся к группе клавишных инструментов. Только клавиши отличаются от фортепианных. К разновидностям гармоники относятся венская двухрядная гармоника, русские – тальянка, ливенка, тульская, саратовская. Одной из высших форм гармоники являются баян и аккордеон. Все разновидности отличаются друг от друга размерами, расположением клавиш и кнопок, количеством рядов кнопок. В истории развития этих инструментов большую роль сыграли Николай Белобородов и П.Е.Стерлигов. Баян – это инструмент больших динамических, тембровых и акустических возможностей, которому под силу исполнение самых сложных произведений, написанных для различных инструментов. Баян называют«душой русского народа». Выдающиеся баянисты нашего времени – И.Паницкий, Ю.Казаков, В.Бесфамильный, В.Фильчев, А.Скляров, Ф.Липс, В.Семенов, Ю.Шишкин и другие.

Балалайка – не менее популярна среди русских народных инструментов. Балалайка – родственница лютни, мандолины, гитары. Это струнный щипковый ин-струмент. У нее деревянный треугольный корпус и длинный гриф, на который натя-гивают три струны. Звук извлекается ударом указательного пальца по всем струнам сразу или щипком. В истории развития балалайки огромная роль принадлежит В.В.Андрееву. Он создал целое семейство балалаек, которые в зависимости от разме-ра, получили названия пикколо, прима, секунда, альт, бас и контрабас. В 1887 г. он ор-ганизовал в Петербурге «Кружок любителей игры на балалайках», который позже был переименован в Великорусский оркестр. Широко известны имена виртуозов-балалаечнико – Н.П.Осипова, Б.С.Трояновского, П.И.Нечепоренко, М.Ф.Рожкова и др.

Домра – ещё более древний русский инструмент. Немного похожа на балалайку, только корпус у нее овальный, грушевидный, и струны настроены по квартам. Было время, когда она была любимым инструментом скоморохов. Во времена гонений скоморохов, домра исчезла из обихода. Честь возрождения домры принадлежит В.В.Андрееву.

Тема 11. История развития оркестра

В Древней Греции глагол «орхео» означал «танцую», а орхестрой греки называли полукруглую площадку перед сценой, на которой, совершая ритмические движения, пел свою партию хор, участник каждой античной пьесы. Позже так стали называть помещение в театре, где размещались музыканты, а позже – сам ансамбль музыкальных инструментов и исполнителей на них.

История симфонического оркестра восходит к рубежу 16-17 веков, когда появились новые жанры музыки, такие как опера, оратория и другие. Оркестр тогда выполнял функцию сопровождения. В него часто входили старинные инструменты, такие как лютня, виола. Существовали оркестры, состоящие только из струнных инструментов. Например, во Франции такой оркестр называли «24 скрипки короля».

К концу 18 века сложился так называемый малый оркестр: около тридцати струнных инструментов, две флейты, два гобоя, две-три валторны и литавры. Для такого состава писали Гайдн и Моцарт.«Классический» состав оркестра сложился в творчестве Бетховена. Но он тоже отличался от современного. Только в эпоху романтизма в состав оркестра вошли многие духовые инструменты, была расширена струнная группа.

За несколько веков выработалось несколькотипов симфонического оркестра:

- Концертный оркестр. Он располагается на возвышенной эстраде в зале, и мы, сидя на своих местах, постоянно видим и оркестр, и дирижёра.

- Оперный оркестр. Он предназначен для исполнения музыки опер и балетов. Чтобы не закрывать нам артистов на сцене, этот оркестр рассаживается в специальном углублении – оркестровой яме.

- Оркестры радио, телевидении, кино.

Где бы ни работал оркестр, строение его одинаково. Сидят музыканты в строгом порядке. Музыканты хорошо видят дирижерскую палочку, если располагаются веерообразно, а дирижёр находится в центре. Все однородные инструменты собраны вместе. Это позволяет музыкантам лучше слышать друг друга в совместной игре. Впереди расположены инструменты с более тихим голосом.

Для того, чтобы управлять большим музыкальным коллективом, нужен дирижёр(французское слово, переводится как «управлять, направлять, руководить»). Дирижёры существуют в музыке очень давно. В средние века они назывались по-разному – магистры, проценторы, канторы. Символом их высокого положения служил тяжелый, искусно отделанный жезл. В конце средних веков этот жезл превратился в важного помощника дирижёра – батуту, прообраз дирижерской палочки. Было время, когда дирижёр руководил оркестром, играя на скрипке или клавесине. Этот способ предпочитал И.С.Бах. Но пришло время, когда состав оркестра настолько увеличился, что, играя самому, таким большим коллективом руководить стало невозможно.

В начале 19 века сложилось понятие дирижёра, близкое нашему. Но в то время он стоял лицом к публике. Композиторы Мендельсон и Вагнер впервые решились повернуться во время концерта лицом к оркестру. В 19 веке композиторы и дирижеры Вебер и Шпор впервые применили для дирижирования небольшую палочку.

Одна из главных задач дирижёра – заставить весь оркестр играть строго ритмично и слаженно. Дирижёр разучивает произведение с исполнителями, показывает вступление всем инструмента, быстро или медленно, громко или тихо они должны играть. Главная задача дирижёра – наиболее полно передать авторский замысел. Для этого он должен обладать тонким слухом и огромной творческой фантазией, быть человеком широко образованным.

Тема 12. Виды оркестров

Духовой оркестр сопровождает шествия, марши, а в праздники, во время пара-дов и демонстраций звучит на открытых эстрадах, на площадях, в парках. Звучность его особенно мощная и яркая. Основные инструменты духового оркестра – медные: корнеты, трубы, тромбоны, валторны. Есть в составе и деревянные духовые инстру-менты. Непременными участниками духового оркестра являются барабаны и тарелки.

Особый вид духового оркестра называется словом «Банда» (переводится как «отряд»). Это ансамбль медных духовых и ударных инструментов, который дополни-тельно к симфоническому вводится иногда в оперные спектакли. Он появляется на сцене в момент, когда происходит какая-то торжественная церемония или шествие.

Оркестр народных инструментов – ещё одна разновидность оркестра. Сегодня подобные коллективы существуют в разных странах мира и республиках. В Украине в них входят бандуры, на Кавказе – зурны, в России – русские народные инструменты.

Эстрадные оркестры пользуются большой популярностью в наши дни. Они очень разнообразны по составу и размерам. Одни из них похожи на симфонические, другие – совсем маленькие, больше похожи на ансамбли. В их состав часто входят саксофоны, гитары, много ударных.

Джазовый оркестр или джаз-бенд. Это слово вошло в обиход в начале 20 века и означало небольшой оркестр, в который входили трубы, кларнеты, тромбоны и так называемая ритм-секция (банджо, гитара, контрабас, ударные и фортепиано). Исполняет такой оркестр джазовую музыку.

Тема 13. Певческие голоса.

Голос человека можно сравнить с музыкальным инструментом. У голосового аппарата своё устройство. В гортани располагаются две тоненькие беленькие струночки – наши голосовые связки. Когда выдыхаемый воздух проходит сквозь них, они начинают колебаться и возникает звук. Роль резонатора играют полость рта и носа (головной резонатор), и грудь (грудной резонатор).

Человеческий голос бывает разговорным и певческим, «непоставленным» (бытовая речь, пение необученного певца) и «поставленным» (сценическая речь, пение профессионального певца). Слово вокалистпроизошло от латинского vox – голос и vocalis – звучащий.Вокалист – это певец, который прошёл специальную школу пения и умеет хорошо владеть голосом.

Человеческий голос отличается по нескольким пунктам:

1.Объём, диапазон. Есть люди, диапазон голоса которых достигает нескольких октав.

2.Высота голоса. Зависит от числа колебаний голосовых связок в секунду, а также величины голосовых связок – их длины и толщины. Чем больше число колебаний, тем выше голос, и наоборот.

3.Сила голоса. Определяется размахом, или амплитудой, колебаний голосовых связок. Чем больше амплитуда, тем сильнее голос.

4.Тембр, или окраска, голоса. Зависит от присоединения к основному тону обертонов и от особенностей строения связок человека.

В зависимости от тембра и высоты певческие голоса делятся на низкие, средние и высокие.

Мужские голоса делятся на три группы:

  1. Тенор – голос, отличающийся светлым, звонким и одновременно мягким тембром. Многие композиторы именно тенору поручают главные партии в своих операх. Теноры делятся на:

  1. Тенор-альтино – самый высокий из теноров. Этот голос крайне редок.

  2. Лирический тенор более популярен. Используется буквально в каждой опере. Этим голосом обладали великие русские певцы Леонид Собинов, Иван Козловский, Сергей Лемешев.

  3. Драматический тенор встречается реже, чем лирический. Такой голос был у великих вокалистов Марио дель Монако, Георгия Нэлеппа, Зураба Анджапаридзе.

  1. Баритон – средний по регистру мужской голос. Греческое слово baritones означает «тяжёлый». Певцы, обладающие красивым, насыщенным баритоном, обычно исполняют партии мужественного характера. Этим голосом обладают Георг Отс, Муслим Магомаев, итальянский певец Тити Руффо.

  2. Бас – самый низкий из всех голосов. По-итальянски basso означает «низкий». Различают бас профундо, более низкий, и бас кантанте, или певучий, более высокий. Знаменитый на весь мир Ф.И.Шаляпин обладал именно высоким басом, исключительной красоты, яркости и мягкости.

Женские певческие голоса тоже делятся на три группы:

1)Сопрано – самый высокий голос. Бывает трёх типов:

1. Драматическое сопрано. Ему характерны плотность, насыщенность тембра, ровность звучания на всем диапазоне.

2.Лирическое сопрано. Ему свойственны мягкость тембра, гибкость, подвижность.

3.Колоратурное сопрано поражает легкостью, необыкновенной подвижностью голоса, свободным звучанием высокого регистра.

Бывают голоса, которые сочетают в себе различные качества, например, лирико-колоратурное или лирико-драматическое сопрано. Знаменитая русская певица А.В.Нежданова обладала лирико-колоратурным сопрано.

2)Меццо-сопрано – низкий, грудной, бархатистый женский голос. По характеру он близок драматическому сопрано, но ниже и насыщеннее его. У меццо-сопрано очень важен грудной резонатор, который придаёт голосу особый грудной тембр. Этому голосу многие композиторы поручают роли сильных, волевых женщин.

3) Контральто – самый низкий женский певческий голос. Многие считают его разновидностью меццо-сопрано. Иногда этому голосу композиторы поручают партии юношей и мальчиков-подростков.

Детские певческие голоса делятся на сопрано и альт, а самый высокий голос в хоре мальчиков называют дискантом.

Тема 14. Музыкальные жанры.

Слово «жанр» в переводе с французского означает тип, род, манера. Жанр – это вид произведений, который имеет свои отличительные черты, свое содержание, форму и назначение. Жанры в живописи – портрет, натюрморт, пейзаж. Жанры в литературе – повесть, роман, рассказ, очерк.

Есть свои жанры и в музыке. Много лет назад замечательный педагог и композиторД.Б.Кабалевский выделил 3 основных музыкальных жанра и сравнил их с тремя китами, на которых держится вся музыка.Это марш, песня и танец.

Марш. С этим словом связаны многие события в жизни людей – с маршем походным, весёлым, праздничным, а иногда и траурным. В переводе с французского языка «марш» - это «ходьба». В музыке так называют пьесы, написанные в четком, энергичном ритме, вод который удобно шагать, маршировать. Марш всегда пишется в четном размере – на две или четыре четверти, чтобы идущие не сбивались с ноги.

Есть несколько типов маршей:

1.Строевой, походный марш. В нём на первый план выдвигается организующий ритм.

2.Встречный марш – исполняется при церемонии встречи гостей, знамени, отличается торжественностью, величавостью.

3.Концертный марш всегда несёт в себе праздничное, приподнятое настроение.

4.Похоронный марш полон скорби, сдержанности.

5.Свадебный марш.

6.Комический марш.

7.Сказочный марш.

8.Детский марш.

Происхождение марша уходит в далёкое прошлое. В Европе, в Средние века во многих армиях ввели обязательной «ходьбу в ногу». Тогда возникла потребность в музыкальной организации шествия войск. Вскоре марш сформировался как жанр военной музыки. В России марш появился в репертуаре военных оркестров в начале 18 в. Знаменитые марши: «Марсельеза», «Интернационал», «Красная Армия всех сильней», «Гимн демократической молодёжи», «Марш энтузиастов», «Марш Черномора» из оперы Глинки «Руслан и Людмила».

Тема 15. Танец в музыке.

Танец – вид искусства, в котором мысли и чувства передаются при помощи пластических движений тела под музыку. Искусство танца уходит корнями в глубокую древность. Жизнь, быт и труд разных народов находят отражение не только в их народных песнях, но и в танцах. За тысячелетия существования этого искусства создано огромное количество танце. Вот некоторые из них.

Трепак – русский народный танец с сильным притоптыванием ногами и дробными шагами. Танцоры, исполнявшие трепак, состязались в ловкости и быстроте. П.И.Чайковский использовал этот танец в своем балете «Щелкунчик».

Хоровод – занимает важное место в истории танца. Это род массовой игры, состоящий из кругового движения с пением и плясками. Обычно хоровод водили девушки.

Гопак – самый популярный украинский танец. По характеру близок русскому трепаку. М.П.Мусоргский использовал гопак в опере «Сорочинская ярмарка».

Лезгинка – известный грузинский танец. Привлекает своей ловкостью, красотой движения танцоров, темпераментом, быстротой. Для танца характерны быстрый темп, размер 6/8 и четкий ритм. Хачатурян использовал лезгинку в своем балете «Гаяне».

Своеобразны норвежские танцы: 1.Спрингар – парный «прыжковый» танец, отличается острым чеканным ритмом. 2.Халлинг – сольный танец, в котором юноша показывает свою силу, проворство и ловкость. 3.Гангар – неторопливый, спокойный танец, который танцуют парами торжественно и чинно. Ритмы и мелодии норвежских танцев часто использовал в своем творчестве композитор Э.Григ.

Польские танцы: 1.Полонез – танец-шествие в умеренном темпе, в размере ¾. Исполнялся в начале балов, тем самым подчеркивая торжественность и значимость праздника. 2.Мазурка – это парный танец, в размере ¾ или 3/8. Для мазурки характерны частые и резкие акценты, которые смещаются на вторую или третью долю такта. 3. Краковяк – знаменитый танец, в двухдольном размере, отличается четким ритмом. Сначала краковяк танцевали только мужчины. Один изображал рыцаря, другой – его оруженосца. Позднее краковяк стали танцевать в паре с дамой. Все эти танцы часто использовал в творчестве Ф.Шопен.

Полька – чешский народный танец. Его название произошло от pulka – половинка, ведь танцевали его короткими мелкими шагами с подскоками и поворотами.

Чардаш – знаменитый венгерский танец. Название переводится как «трактир, корчма». Его часто использовали в творчестве композиторы Лист и Брамс.

Тарантелла – популярный итальянский танец. Стремительный, весёлый, исполняемый под гитару и кастаньет. Его использовали Лист, Шопен, Чайковский, Прокофьев, Верди, Россини.

Менуэт – один из старинных французских танцев. Со второй половины 17 века менуэт становится придворным танцем, затем распространяется по всей Европе как бальный. Танец отличается плавностью и мягкостью исполнения, торжественностью движения. Строился на поклонах и реверансах. Размер – ¾. Менуэты писали Моцарт, Бетховен, Шуберт, Чайковский и другие.

Фарандола – французский танец. Его участники танцевали в хороводе, взявшись за руки, под аккомпанемент тамбурина и флейты.

Испанские танцы очень своеобразны. 1.Хота – парный танец, исполняемый под аккомпанемент гитары или мандолины с быстрым темпом, четким ритмом, подчеркиваемым щелканьем кастаньет. 2.Болеро – более спокойный, с ритмом, напоминающим полонез.

Вальс – в конце 19 века был очень популярен во многих странах. Это парный, трехдольный танец, основанный на кружении партнёров. Вальсы писали Шуберт, Шопен, Шуман, Лист, Верди, Глинка, Чайковский, Прокофьев

В течение 20 века были модные танцы –фокстрот, аргентинское танго, чарльстон, рок-н-ролл, буги-вуги, твист, шейк.

Тема 16. Народная песня.

Песня – это жанр вокальной музыки, отличающейся несложностью, быстрой запоминающейся мелодикой, доступностью для восприятия слушателей. Песни бывают двух видов: авторская и народная.

Народные песни – самые древние. В них безвестные авторы рассказывали о своей жизни и труде, о своих горестях и радостях. Песни передавались из уст в уста. Каждый исполнитель привносил в них что-то своё.

Народная песня – сокровище фольклора, народного творчества. Слово «фольклор» переводится как «народная мудрость».

Музыкальный фольклор – это народные песни, танцы, былины, инструментальные наигрыши. В отличие от профессиональной музыки, фольклор не знает авторства. Русские музыканты стали собирать народные песни в разных районах России в 18 веке. Вся русская музыка проникнута интонациями, мельчайшими оборотами, почерпнутыми из родного фольклора.

Среди народных песен существуют различные виды: трудовые, игровые, обрядовые, семейно-бытовые, хороводные, плясовые, лирические, эпические и другие.

Самыми древними песнями являютсякалендарные и обрядовые. Календарные и обрядовые песни исполнялись в определённое время года, были связаны с земледельческими работами, с древнейшими обычаями. После 24 декабря день начинает прибавляться. Этот день в некоторых районах называли «Колядой», а песни, которые исполняли в этот день, - колядками.

22 марта – праздник весны, день весеннего равноденствия. В этот день исполняли песни, которые назывались веснянками. Ими звали весну.

Свадебные песни – исполнялись в дни особых торжеств. Они отличались радостью, праздничностью.

Исторические песни и былины – песни, которые пронесли через века историю нашего народа. Былинные напевы часто напоминают плавную распевную речь.

Лирические песни – отличаются особой задушевностью, теплотой, чувственностью. В них воплотились серьезные размышления о жизни, о семье, о любви.

Хороводные и плясовые песни – обычно сопровождали танец. Хороводные песни чаще были медленными, плавными, а плясовые отличались оживленным темпом, четким ритмом.

Тема 17.Музыкальная форма. Период, куплетная, двухчастная и трёхчастная формы.

Музыкальная форма – это соотношение отдельных частей музыкального произведения. Любое музыкальное сочинение состоит из различных частей.

Мелодия состоит из отдельных фраз. Фразы складываются в мотивы, мотивы – в предложения, два предложения образуют период. Всё это делает мелодию не бесформенным бесконечным потоком звуков, а законченной музыкальной мыслью.

Граница между музыкальными построениями называется цезурой.

Самой распространённой формой вокальной музыки является куплетная форма. Её отличает исполнение разных слов на одну, повторяющуюся мелодию. В такой форме пишутся многие народные песни, современные песни. Разновидностью этой формы является куплетная форма с припевом.

Одной из простейших музыкальных форм является двухчастная форма. Она состоит из двух периодов. В некоторых произведениях второй период может быть построен на материале первого. Есть сочинения, в которых периоды совершенно различны. Если записать двухчастную форму буквами, получится – А – В.

Трехчастная форма тоже очень популярна. Само ее название говорит о том, что состоит она из трёх разделов, причем третий является повторением первого. Если записать это буквами, получится А – В – А . Третья повторяющаяся часть называется репризой («реприза» - «повторение»).

Трёхчастная форма бывает простой и сложной. В простой трехчастной форме каждый раздел может быть периодом. Всложной трехчастной форме – каждый раздел может быть написан в двухчастной или простой трехчастной форме.

Тема 18. Вариации. Рондо.

Вариационная форма тоже уходит своими корнями в народное творчество, особенно в хоровое пение с инструментальным сопровождением. В таких песнях певцы пели все куплеты одинаково, а исполнители на инструментах варьировали сопровождение. Такая форма нашла применение в профессиональной музыке.

Слово «вариация» переводится как «изменение».

Большое распространение вариационная форма получила в музыке инструментальной. Мы называем вариациями определенную форму или его части, которая состоит изизложения темы и ряда ее видоизмененных повторений. Это и есть собственно вариации. То, что композитор опирается на тему или ее элементы, дает нам нить для запоминания и узнавания музыки. А ее варьирование обогащает, расширяет, углубляет, а иногда даже меняет основную мысль. Если записать форму вариаций буквами, получится А – А1 – А2 – А3 – А4.

В середине 18 века вариации были «строгими» или «классическими». Такие вариации писал Моцарт. Обычно в строгих вариациях тема изменяется не сильно.

В 19 веке – веке романтизма – появились«свободные» или «романтические» вариации. Такие вариации мы встречаем в творчестве Шумана, Листа, Рахманинова и др. Здесь тема в вариациях изменяется сильно.

Форма рондо. Родиной рондо считается Франция. Здесь в старину был популярен хороводный танец с пением. Танец назывался «рондо», что и означает «круг, хоровод».

В рондо есть наиболее важная тема –рефрен. Она повторяется несколько раз, чередуясь с новыми темами –эпизодами. Если записать эту форму буквами, получится – А – В – А – С – А.

А – это рефрен, В и С – эпизоды. Рефрен в форме рондо должен повториться не меньше трех раз.

Музыка, написанная в форме рондо обычно жизнерадостная, подвижная, напоминающая танец.

Тема 19.Сюита.

Сюита – циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких контрастных частей. Слово «сюита» переводится как «последовательность».

К началу 18 века сложилась форма так называемой старинной сюиты, состоящей из четырёх танцев: аллеманда, куранта, сарабанда и жига. Эти танцы объединялись по принципу контраста: после медленного, плавного шёл подвижный, прыжковый.

Аллеманда – серьёзная и неторопливая, похожа на торжественное шествие.

Куранта – французский, придворный танец, быстрый, со сложными, затейливыми фигурами.

Сарабанда – медленный, величественный танец, иногда скорбного характера.

Жига – старинный танец английских моряков – быстрый, весёлый, непринуждённый.

Со временем в сюиту стали включать и другие танцы – менуэт, гавот, буре или ригодон. Иногда в сюите появлялись и нетанцевальные пьесы – прелюдии, арии, рондо, фуги.

Старинные сюиты писали многие композиторы. Наиболее известны сюиты Баха и Генделя. Такие произведения писали и для отдельных инструментов, типа клавесина, лютни, и для небольших оркестровых составов.

В 19 веке появились сюиты совсем другого типа. В одних из них преобладали нетанцевальные пьесы разных форм и настроений, написанные в разных тональностях. Широко известны оркестровыесюиты Чайковского, сюиты для двух фортепиано Рахманинова. Другие носят программный характер, например, «Картинки с выставки» М.Мусоргского. Большой популярностью пользуются сюиты из оперных отрывков, балетных номеров, музыки к драматическим спектаклям, из киномузыки и т.д.

Тема 20. Фуга.

Фуга – одна из вершин полифонической («полифония» - «многоголосие») музыки. «Фуга» переводится как «бег». Фугой называется многоголосное произведение, построенное по очень строгим законам. В зависимости от количества голосов фуга может быть двух-, трех-, четырёх- и более голосной. Чаще всего в основе фуги лежит одна хорошо запоминающаяся, яркая тема. Но в музыке встречаются фуги с двумя или даже тремя темами. Тогда они называются двойными или тройными.

Основные приёмы фуги:

-имитация – повторение мелодии в другом голосе;

- противосложение. При каждом проведении темы ей сопутствует мелодия в другом голосе (противосложение);

- интермедии – участки, где тема отсутствует, располагаются между проведениями темы;

-стретта – своеобразная имитация, в которой каждое последующее проведение темы вступает раньше, чем она заканчивается в другом голосе.

По строению фуга делится на три части: 1.Экспозиция – тема проводится по всем голосам. 2.Разработка – тема подвергается развитию, проходя тоже попеременно по разным голосам. 3.Реприза – тема возвращается в основной тональности.

Чаще всего фуга составляла небольшой цикл с предшествующей ей пьесой. Это могла быть фантазия, вариации или хорал. Но особенно популярны были циклы «Прелюдия и фуга». Такие циклы писалИ.С.Бах. Его перу принадлежат 48 прелюдий и фуг, объединённых в два тома «Хорошо темперированного клавира». В 20 веке эту традицию продолжили русские композиторы Д.Шостакович, Р.Щедрин.

Фуга может быть не только самостоятельным произведением. Она может являться частью крупного произведения.

Тема 21. Соната.

Если высшей формой полифонической музыки является фуга, высшая форма гомофонной музыки – соната. Слово «соната» в переводе с итальянского языка означает – играть на каком-либо инструменте. Соната – это музыкальный жанр, крупное произведение, рисующее в контрастных образах нашу жизнь, мысли, переживания людей.

В классической сонате, сложившейся в творчестве Гайдна и Моцарта, обычно три части. Наибольшей напряженностью и остротой отличается первая часть сонаты. В ней сложилась особая форма, получившая название сонатной. Вся композиция делится на три раздела.

Экспозиция – первый раздел сонатной формы («экспозиция» - «изложение», «показ»). Здесь происходит знакомство с основными темами. Тем бывает не меньше двух. Первую называют главной, вторуюпобочной. Они как взаимодействуют между собой – характером, тональностью. Между ними может располагаться связующая партия.

Разработка – второй раздел сонатной формы. Этот раздел наиболее конфликтный, наименее устойчивый. Темы здесь переплетаются, сталкиваются, видоизменяются, борются друг с другом.

Реприза – третий раздел сонатной формы. Здесь повторяются основные темы, но с изменениями, вызванными событиями разработки. Темы здесь могут стать ближе друг другу или, наоборот, стать контрастнее.

Кода – завершает первую часть сонаты. Здесь используются фрагменты наиболее важных тем, утверждается главная тональность.

Вторая часть классической сонаты обычно пишется в медленном темпе. Она воплощает неторопливое движение мысли, очень часто – это философские размышления автора.

Третья часть сонаты – финал – выдержан обычно в быстром, даже стремительном темпе. Это – итог всего развития цикла.

Сонатная форма характерна больше для первых, быстрых частей сонатного цикла. Поэтому её и называют – сонатноеallegro.

Форма сонатного allegro играет важную роль в симфонии – сочинении для оркестра, состоящем, как правило, из нескольких частей. Слово«симфония» с греческого языка переводится как «созвучие». Классический вид симфония обрела в творчестве Гайдна и Моцарта. Обычно в симфонии четыре части. Вместе они образуют сонатно-симфонический цикл.

Первая часть симфонии – энергичная, действенная, в быстром темпе. Её обычно пишут в форме сонатного allegro.

Вторая часть симфонии обычно медленная. Это лирическая передышка после бурных событий первой части.

Третья часть симфонии в творчестве Гайдна и Моцарта – менуэт.

Четвёртая часть симфонии – финал. Он тоже пишется в быстром темпе, но внутренне не так контрастен, как первая часть. Задача финала – подведение итогов. Финалы часто пишутся в форме рондо.

Симфония очень популярна в музыкальном искусстве.

Тема 22. Музыка в театре.

Драматический театр – один из самых древних и популярных видов искусства. Не во всех спектаклях драматического театра используется музыка. Бывает, что в спектакле режиссёр использует просто популярную музыку, написанную раньше. Но иногда музыка к спектаклю специально заказывается композитору. В истории музыки есть немало прекрасных произведений, написанных для сопровождения пьесы в театре, а потом «сошедших со сцены» и живущих сегодня самостоятельной концертной жизнью. Среди таких сочинений – музыка П.И.Чайковского к пьесе Островского «Снегурочка», Бетховена – к «Эгмонту» Гёте, Бизе – к «Арлезианке» Доде, Грига – к «Пер Гюнту» Ибсена, музыкальные иллюстрации Свиридова к повести Пушкина и многие другие.

Из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт» Григ составил две симфонические сюиты, часто исполняемые в концертных программах. В сюиты вошли следующие номера: «Утро», «Смерть Озе», «Танец Анитры», «В пещере горного короля», «Песня Сольвейг» и др.

Тема 23. Музыка в кино.

Музыка в кино и на телевидении – это особый вид искусства.

Кино – одно из самых молодых искусств. Музыка пришла в него раньше, чем было изобретено звуковое кино, так как сначалакино было немым. В кинотеатрах были специальные люди, которые на протяжении всего сеанса импровизировали музыку к разным сценам. Этих киноиллюстраторов называли таперами.

Когда появилось звуковое кино, перед музыкой открылись новые возможности. В кино работали многие крупные композиторы – Прокофьев, Шостакович, Дунаевский и др. Многие песни из кинофильмов вошли в «золотой фонд» песенного жанра – «Песня о встречном», «Марш весёлых ребят», «Песня о Волге». Но в фильмах звучит и симфоническая музыка, и часто именно она раскрывает внутренний, глубокий смысл происходящего на экране.

В историю кино вошло содружество С.Прокофьева с режиссёром С.Эйзенштейном, подарившее миру два шедевра – «Александр Невский» и «Иван Грозный».

Много замечательной музыки для кино написал И.Дунаевский. Это песни из кинофильмов «Волга-Волга», «Весёлые ребята», «Цирк», «Кубанские казаки». Очень известна музыка А.Петрова из фильмов «Укрощение огня» и «Берегись автомобиля», вальс Е.Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь». Отдельного внимания заслуживает музыка из мультфильмов. Песни В.Шаинского, Г.Гладкова и многих других композиторов сошли с экранов кино и стали частью нашей жизни.

Тема 24. Музыкально-театральные жанры. Опера.

Опера – это жанр синтетический, появившийся из содружества различных искусств (пения, танца, пантомимы, инструментальной музыки, драмы и изобразительного искусства). Их значение в опере не одинаково. Уже несколько веков люди спорят, что в опере главнее – музыка или текст. Было время, когда автором оперы считался не композитор, а поэт – либреттист. Опера существует уже четыре столетия.

Сегодня опера – один из самых популярных жанров искусства. Сложились национальные оперные школы в разных странах.

Из чего состоит опера:

1.Либретто (перевод с итальянского – книжечка) – это полный словесный текст музыкально-сценического произведения. Сочиняют либретто поэт или драматург обычно вместе с композитором. Часто основой либретто становится какое-либо литературное или драматическое произведение. Иногда композиторы сами создают либретто своих опер. Например, А.П.Бородин сам написал либретто оперы «Князь Игорь», С.Прокофьев – «Война и мир».

2.Музыка, включающая много голосов: солисты, хор, инструменты оркестра. Каждый исполняет свою строчку в нотах. Получается много строчек, а все вместе они называются партитурой. Каждая строчка в отдельности – партия.

Певец в оперном спектакле – это актёр, отличающийся от драматического тем, что его средство – пение.

Главное в опере – музыка. Именно она раскрывает сокровенные чувства героев, их характер, рассказывает об их мыслях. В драматическом спектакле это передаётся в монологах актёров. В опере роль монолога играет ария (перевод с итальянского – песня). Арии присуща широкая распевность. Чтобы более полно показать героя, в оперу вводится несколько его арий, различных по содержанию. Ария рисует музыкальный портрет героя.

Не менее важным, чем ария, сольным номером в опере является ариозо – небольшая ария свободного построения. Обычно ариозо имеет лирический характер и отличается от арии не только более скромными размерами, но и меньшей драматической насыщенностью.

В первой половине 19 века выходную арию, то есть ту, с которой герой впервые появлялся на сцене, называли каватина.

Речитатив – это пение, похожее на декламацию. Именно в речитативах происходит развитие действия.

Ансамбли ( перевод с французского – вместе) – очень важный компонент оперы. В ансамбле участвуют несколько героев оперы одновременно (дуэты, терцеты, квартеты, квинтеты). Существует два вида ансамблей: 1.Ансамбли-сцены, в которых реплики героев чередуются.

2.Ансамбли согласия, в которых действующие лица не обращаются друг к другу, а переживают какие-то события вместе, но в то же время каждый погружен в свои мысли.

Самый большой ансамбль, без которого не обходится ни одна опера – хор. В современном оперном хоре все голоса делятся на четыре группы: женские – сопрано и альты, мужские – теноры и басы.

Главная роль в оперном спектакле отводится музыке. Она выявляет идею произведения, раскрывает мысли, чувства, взаимоотношения героев, обуславливает драматическое развитие сюжета. Поэтому важное место в опере занимает оркестр.

Опера открывается увертюрой (переводится с французского – открывать), исполняемой оркестром до поднятия занавеса. Увертюра в обобщённой форме передаёт идейный замысел произведения, вводит нас в атмосферу действия.

Оркестровыми антрактами предваряются и действия оперы. Их часто называютвступлениями.

Очень часто в опере оркестр рисует музыкальные портреты.

Важным компонентом оперы являютсятанцевальные сцены, которые не только продолжают действие, но часто служат для снятия драматического напряжения основной сюжетной линии оперы.

Тема 25. Музыкально-театральные жанры. Балет.

Балет (перевод с итальянского – танец) – это спектакль, в котором объединены музыка, танец, драматическое и изобразительное искусства.

Балет в современном понимании этого слова появился в 18 веке.

Балет всегда поражает красотой выразительных движений, жестов, мимики. Основными его компонентами являются классический танец, характерный танец и пантомима.

Классический танец – красив и изящен. Сольный танец в балете называетсявариациями. Он похож на оперную арию, потому что как бы рисует портрет героя, помогает понять его характер.

Таким же сольным номером в балете является адажио. И вариации и адажио могут входить в ансамблевые танцы. Часто главные герои балета танцуют вдвоём. Такой танец называется па-де-де. Это танцевальные дуэты героев. Па-де-труа – танец троих героев. Па д’аксьон – действенный танец – основан на выразительных жестах, передающих самые важные моменты действия.

В балете тоже есть свой «хор» - большая группа артистов, которая принимает участие в массовых сценах. Эту группу называют кордебалет. Танцы кордебалета оттеняют действие, вносят разнообразие в него. Очень часто они основаны не на классическом балете, а на движениях народных танцев. Такие танцы в балете называют характерными.

Пантомима – ещё один компонент балет. С её помощью передаётся в балете содержание спектакля, развитие его сюжета. Пантомима – это жесты, движения, мимика, которыми актёры как бы разговаривают друг с другом.

Современный балет, наряду с элементами классического танца, широко применяет движения гимнастические и акробатические.

Большую роль в развитии жанра сыграл романтический балет 19 века с его сказочными, фантастическими сюжетами и главенствующей ролью женских образов («Жизель» Адана, «Коппелия» Делиба» и др.). Огромные достижения в балетной музыке были связаны с именами Чайковского («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»), Глазунова («Раймонда»), Стравинского («Жар-птица», «Весна священная», «Петрушка»), Равеля («Дафнис и Хлоя»). Русская музыка 20 века может гордиться балетами Прокофьева («Ромео и Джульетта», «Золушка», «Каменный цветок»), Шостаковича, Глиэра, Хачатуряна, Караева, Щедрина.

18

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Сценарий праздника в русском стиле "Большая Новогодняя ярмарка" отлично подходит для разновозрастной группы. Ребята отправляются на Новогоднюю ярмарку, чтобы приобрести там подарки для своих друзей. Там они встречают скомороха, дрессированного медведя, цыганку--гадалку, заморских гостей, ну и конечно же главных героев зимнего праздника - Деда Мороза и Снегурочку.
0 ₽
Сценарий Рождественской музыкальной постановки "Время чудес" для разновозрастной группы окунёт в атмосферу доброго праздника, поможет понять, что вера и тепло человеческих сердец могут творить чудеса.
0 ₽
Сценарий урока добра , посвящённого Международному дню людей с ограниченными возможностями здоровья , который ежегодно отмечается 3 декабря. Добрые песни, трогательная сценка и душевные стихотворения.
0 ₽