Консультация для родителей
Экологические, речевые игры
с детьми старшего дошкольного возраста
Игра «Цепочка». Вы называете объект живой или неживой природы, а
ребёнок называет один из признаков данного объекта, далее вы называете
признак, далее опять ребёнок так, чтобы не повториться.
Например, объект живой природы «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее,
пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.
Игра «Да» или «нет». На все вопросы в игре можно отвечать только словами
«да» или «нет». Ребёнок загадывает какое-либо животное (растение). Вы
спрашиваете, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Ребёнок должен
отвечать только двумя словами «да» или «нет». После отгадывания игроки
меняются ролями в игре.
Игра «Ассоциации». В этой игре загадывается объект природы, животного и
растительного мира. Взрослый и ребёнок по очереди называют слово,
связанное какой-либо ассоциацией с заданным объектом, далее игрок, чья
очередь говорит уже слово, которое ассоциируется у него с последним словом,
прозвучавшим в игре. Таким образом, в игре выстраивается ассоциативная
цепочка. Пример: муха-тепло-жара-солнце-лето-каникулы-зоопарк-слон.
Игра «Вершки-корешки». Вы называете овощи, ребёнок делает движения
руками: если овощ растёт на земле, на грядке, он поднимает рук вверх. Если
овощ растёт на земле – руки опускает вниз.
Игра «Четвёртый лишний». Вы называете 4 объекта природы, ребёнку
нужно найти лишний объект и обосновать свой выбор.
1. заяц, ёж, лиса, шмель;
2. дождь, снег, облако, роса;
3. роза, одуванчик, гвоздика, тюльпан;
4. корова, волк, овца, кролик;
5. трясогузка, паук, скворец, сорока;
6. бабочка, стрекоза, енот, пчела;
7. ель, берёза, яблоня, осина;
8. лиса, свинья, лось, кабан
9. кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
10. лес, парк, роща, тайга.
Игра «Береги природу». Родитель предлагает из нашего мира убрать что либо, например, солнце, облака, реки, леса и т.д., а ребёнок должен рассказать
(можно с Вашей помощью), что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет названного объекта.
Игра «Я знаю».
Вы называете ребёнку класс объектов природы (звери, птицы,
рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок говорит: «Я знаю пять названий
зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень). Аналогично
называются другие классы объектов природы.
Игра «Птица, рыба, зверь».
Вы бросаете мяч ребёнку и произносите слово
«птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие,
например «воробей», и бросить мяч обратно. Аналогично проводится игра со
словами «зверь» и «рыба».
Игра «Земля, вода, воздух».
Родитель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «орел». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. В ответ на слово «дельфин» - ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д. Возможен и другой вариант игры: родитель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. В ответ на слово «земля» - животное, обитающее на земле: на слово «вода» - обитателя рек, морей, озёр и океанов.
Игра «Летает, плавает, бегает».
Родитель называет детям объект живой
природы. Ребёнок должен изобразить способ передвижения этого объекта.
Например: при слове «зайчик», ребёнок прыгает; при слове «карась» -
имитирует плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображает полёт птицы.
Игра «Скорая помощь» (экологическая игра на природе)
Цель: воспитывать заботливое отношение к растениям, желание оказывать
помощь, развивать наблюдательность.
Игровая задача: осмотреть «пациентов» — деревья и кустарники, заметить
изувеченные ветки и оказать необходимую помощь.
Материалы: палочки, веревочки, тряпочки, ножницы, лейка с водой, тяпка, лопатка.
Ход игры: ребенок обходит какой – либо участок с растениями —
«делают обход»; если есть «больные», им оказывается необходимая помощь.