Трудности адаптации, пути преодоления с помощью рисования.
Рано или поздно многие родители сталкиваются с ситуацией, когда их подросшие малыши знакомятся с детским садом.Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи:и для ребенка, и для родителей.
Адаптация — это процесс приспособления к новым условиям (пример: взрослый человек меняет работу - ему нужно привыкнуть к новым условиям, к коллегам по работе, к кабинету и т. д.). Это сложно и взрослым людям, а для малышей это первые серьёзные перемены, когда вокруг всё новое.Четкий режим дня, отсутствие родителей, необходимость общения со сверстниками, новое помещение – это именно те изменения, с которыми сталкивается ребёнок в детском саду, и могут стать причиной эмоционального и информационного стресса.
Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность для ребенка возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Занятия изобразительным искусством помогают ребенку адаптироваться с помощью рисунков, в которых отражается его эмоциональное состояние; в рисунках он может выразить свое отношение к окружающему миру.
Изобразительное творчество детям доставляет большое удовольствие и приносит много радости. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, поддержка и развитие интереса детей к творчеству, является необходимым средством для облегчения процесса адаптации у детей раннего возраста. Так как изобразительное творчество приносит положительные эмоции, а положительные эмоции составляют основу психологического здоровья и благополучия детей.
Занимаясь рисованием, малыш отвлекается от своих переживаний. Он берет в руки карандаши, краски, кисти, бумагу, и начинается процесс творчества. С его помощью малыш может преодолеть свой страх перед незнакомым местом, людьми, вследствие чего процесс адаптации пройдет легче.
В период адаптации не нужно обучать детей рисованию, т.к. ведущая деятельность детей 2-го года жизни – это предметная деятельность. Т.е. овладение ребенком действиями с предметами. Различные изобразительные материалы (карандаши, гуашь, краски, кисти и т.д.) – это тоже предметы. Для начала родителю достаточно будет предложить ребенку пальчиковые краски, гуашь, включающие две серии: рисование ладошками («цветные ладошки») и рисование пальчиками («пальцеграфия»). Малыш воспроизводит разнообразные очень простые движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание), которые родитель сопровождает словами одобрения.
Почему пальчиками, ладошками, а не кисточкой? Пальчиковые краски привлекают малышей яркостью и красочностью; кроме того, в раннем возрасте дети лучше чувствуют и познают предметы руками. Пальчиковые краски обеспечивают большую свободу и разнообразие действий, чем действия с кистью.
Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. Движения ладонью и пальцами по листу бумаги вызывают неподдельный восторг.
Пальчиковой гуашью дети создают причудливую смесь красок. Сначала, как правило, используют один-два цвета (в основном красный и зеленый), позже уже палитру, которая становится богаче: в ней появляются синий, желтый цвета.
Рисование яркими красками не просто доставляет удовольствие –одновременно дети учатся различать цвета, у них развиваются крупные мышцы плечевого пояса и мелкая моторика рук, что, как известно, очень важно для формирования речи. Помимо этого, в ходе «рисования» пальчиковыми красками проявляется стремление к общению: интерес к педагогу и желание привлечь его внимание к себе, эмоциональное отношение к его обращениям и заинтересованность в его одобрении.
Художественная деятельность позволяет людям справиться со многими психологическими проблемами. В том числе и со стрессами. Поскольку ребенок раннего возраста ограничен в способах избавления от стресса, связанного с периодом адаптации, на помощь ему может прийти художественная деятельность.
Уважаемые родители, будьте терпеливы, проявляйте интерес и понимание. И тогда детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!