Консультация для родителей
"Как научить ребёнка правильно
держать ложку?"
В среднем, дети начинают более-менее уверенно кушать ложкой в возрасте 15-18 месяцев, и родители позволяют сидеть их любимому чаду вместе за одним столом. Именно с этого момента родителям стоит начать обучать ребенка как следует вести себя за столом и пользоваться столовыми приборами. А первым прибором, с которого нужно начать обучение – этоЛОЖКА.
Пусть малыш наблюдает за вашей семейной трапезой с первых месяцев жизни. Дети очень наблюдательны и фиксируют все, что связано с поведением и действиями родителей. Если ребенок будет постоянно видеть, как вы кушаете, это не только поспособствует своевременному появлению у него пищевого интереса, но и поможет ему в дальнейшем быстро «освоить» ложку и другие столовые приборы. Постарайтесь объяснить ребенку, что брать пищу руками НЕЛЬЗЯ.
Для детей-дошкольников действия с предметами(и с ложкой в том числе) очень важны, так как направлены на развитие мыслительной деятельности ребенка, и тесно связаны и с развитием речи ребенка. Умение правильно держать ложку говорит и о становлении ручной умелости ребенка, развитии мелкой моторики рук, координации движений пальцев. И если сначала все малыши держат ложку в кулачке. До 1,5 -2 лет – это вполне нормально и допустимо, но после 2 лет нужно учить ребенка держать ложку правильно. Нужно будет проявить упорство и терпение, так как сначала для ребёнка пользование ложкой – это процесс, требующий концентрации, усилий, координации движений, и только потом вырабатывается автоматизм движения.
Сначала показываем ребенку, как держать ложку правильно: чуть пониже широкой части ручки тремя пальцами - большим, указательным и средним.
Важно следить, чтобы ребенок держал ложку в«правильной» руке, т. е. если он правша – в правой, а если левша – в левой.
Есть несколько простых приемов, чтобы ребенок сложил пальчики правильно:
- говорим ребенку, что мы «держим ложку в клювике»(между большим и указательным пальцем);
- предложить «сложить пальцы пистолетиком» и взять ложку;
-«как фиксики». 3 пальца вверх, как они, "тыдыщ!". Опустили. Зажали.
-«положим ложку спать». и пальцы «идут за матрас одеяло и подушку»;
- предложить взять ложку в «щепотку» - ребенка насмешит это забавное слово;
- дать «чудо салфетку». Отрываем кусочек от обычной салфетки и зажимаем мизинцем и безымянным к ладони, и три оставшихся пальца сами собой правильно берут и ложку и карандаш;
- просто постоянно вкладывать ложку в ручку правильно;
- постоянно закреплять собственным примером:«возьми ложку как большой, как взрослый».
Можно использовать игры на развитие мелкой моторик: перекладывание ложкой бусинок из одной емкости в другую, пересыпание круп, вылавливание ложкой мелких шариков из воды, нанесение ложкой или вилкой узоров на цветном тесте. Когда ребенок научится правильно держать ложку, следует приучать его правильно зачерпывать пищу и правильно есть с ложки, нести ложку с правильным наклоном. Нужно подчеркнуть, что ложка заносится в рот не боком, а сужающейся передней частью «как лодочка заплывает». Важно подсказывать ребенку, что не нужно слишком широко открывать рот при поднесении ложки, что бы не проливалась жидкость и не падала пища. Используем в период обучения соответствующих стихов и потешек:
У нас есть ложка – волшебная немножко.
На тарелочке еда – не оставит и следа,
Кликнем ложку нашу – подберем всю кашу.
Алеша плохо держитложку –
Все учат за столом Алешку.
Павлуша говорит: "Не так!
Зачем ты взял ее в кулак?
Ты за конец ее возьми,
Вот этим пальчиком прижми"
Пыхтит Алеша, сердится.
Ложкав пальцах вертится.
И вдруг он взял ее как надо.
И папа рад, и мама рада.
Кричит Павлуша: "Молодец!
Оннаучился, наконец!" (А. Кардашова)
Можно использовать игры на развитие мелкой моторик: перекладывание ложкойбусинок из одной емкости в другую, пересыпание круп, вылавливание ложкой мелких шариков из воды, нанесение ложкой узоров на цветном тесте.
Вилку ребенку лучше не давать раньше трех лет. Примерно с этого возраста ребенок понимает что может уколоться острым предметом, но и потом подбирать вилку, зубчики которой не очень острые.
Да, просто дать ребенку ложку и надеяться, что ребенок с удовольствием начнет ей кушать - это ложная надежда. У малыша вначале будет не получаться, он будет расстраиваться и расстраивать вас.
Поэтому очень важно понять, как помочь ребенку овладеть этим действием – непростым для него умением.