Язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения.
Артикуляционная гимнастика – это упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения. Упражнения помогают улучшить подвижность органов артикуляции, увеличить объём и силу движений, вырабатывают точность позы губ, языка.
Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:
1. Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков, чем раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у рёбенка появляются звуки родного языка.
2. Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть дефекты речи.
Логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения проводятся два-три раза в неделю, в зависимости от сложности речевого нарушения. Этого недостаточно заниматься с ребёнком необходимо дома.
При проведении артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать следующие рекомендации:
1. Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом.
2. Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут.
3. Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4-5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.
4.Запрещено принуждать ребенка заставлять заниматься.
5. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом, в спокойной обстановке, при достаточном освещении.
6. Взрослый обязательно контролирует правильность и чёткость выполнения упражнений.
7. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, а качество выполнения.
Большое значение для развития речи ребёнка имеет его психофизическое здоровье. От состояния его высшей нервной деятельности, от его внимания, памяти, воображения и мышления, т. е. высших психических процессов, и соматического или физического состояния зависит развитие речи.
Артикуляционные упражнения:
Статические упражнения
(Удерживать позу под счёт до 5-10)
Лягушка - удерживать растянутые губы в улыбке. Зубы не видны.
Чашечка-открыть рот. Широкий
расслабленный язык выгнуть в форме чашки.
Заборчик - улыбнуться (зубы
видны). Удерживать губы в таком
положении
Грибок-улыбнуться, приоткрыть рот,
присосать широкий язык к нёбу.
Растягивать подъязычную связку.
Хоботок-рот приоткрыть. Губы
округлить и немного вытянуть вперёд.
Блинчик - рот открыть. Положить
широкий расслабленный язык
на нижнюю губу.
Киска сердится-открыть рот. Кончик
языка упереть в нижние зубы, язык
выгнуть вверх.
Динамические упражнения (Выполняются 10-15раз. Следить за нижней челюстью, она должна быть неподвижна!)
Лошадка - присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно.
Вкусное варенье - рот приоткрыть.
Широким языком облизывать верхнюю губу, делая движения
сверху вниз.
Качели - открыть рот. Языком тянуться то к носу, то к подбородку.
Почистим зубки - «Почистить» кончиком языка нижние и верхние зубки с внутренней стороны.
Индюк - рот открыт. Широким
кончиком языка проводить по верхней губе вперёд-назад, не
отрывая языка. При этом произносить: бл-бл-бл…
Маляр - рот открыть. Широким
кончиком языка, как кисточкой маляра, проводить от верхних
резцов до мягкого неба, производя движения вперёд-назад.
Оближем губки - рот открыть. Медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 «Ягодка»
г. Катав-Ивановск
Консультация для родителей
на тему:
«Артикуляционная гимнастика дома»
Подготовила: учитель-логопед
Е.В. Храмова
Тел: 8-919-349-30-35