«Роль семьи в успешном освоении учащимися начальной школы образовательной программы»
Окружающий мир. Консультация для родителей.
Ещё в младенчестве у каждого ребёнка может быть определён (по наблюдениям родителей и педагогов) способ познания окружающего мира, который окажет влияние на его дальнейшую способность адаптироваться в обществе, умением держаться в коллективе сверстников, на его физическое развитие и успехи в учёбе.
С самого раннего детства каждый ребёнок явно обнаруживает свои сенсорные предпочтения, т.е. то, к какой именно информации его влечёт зрительной, слуховой или тактильной. Выявлены три способа познания окружающего мира. Для их описания уместно будет пользоваться такими терминами, как "зритель", "слушатель" и "деятель".
Иногда ребёнок отдаёт настолько решительное предпочтение какому-нибудь одному способу обучения, что остальные каналы получения информации как бы "блокируются", что приводит к одностороннему развитию.
Речь не идет о том, что какой-то из этих способов познания правильный или неправильный. Не говорится и о целенаправленной выработке в ребенке определенного способа познания. Однако существует связь между хорошо развитыми слуховыми и зрительными навыками теми, что позволяют нам направлять, визуализировать, произносить, запоминать и воспроизводить получаемую информацию, и успешной учебой ребенка. Без всякого сомнения, хорошее развитие вышеуказанных навыков делает ребенка более счастливой и цельной натурой. А значит, эта проблема требует серьезного внимания со стороны родителей!
Основные особенности "зрителя"
"Зрители" познают окружающий мир визуально, то есть при восприятии информации больше полагаются на зрительные ощущения. Их внимание естественным образом обращено на видимые признаки знакомых объектов, они быстро схватывают и запоминают такие визуальные характеристики, как движение, цвет, форма и размеры. Большинство зрителей обладают великолепной зрительно-тактильной координацией и от рождения стремятся, прежде всего, рассмотреть объект, а затем при помощи жестов продемонстрировать своё понятие о нем. Действительно, большинство зрителей выделяются значительной моторикой, то есть движениями, которые задействуют одновременно глаза и мелкую мускулатуру, например, мускулатуру пальцев. Зрители-дети любят рассматривать картинки, им интереснее смотреть на иллюстрации к сказке, чем слушать саму сказку. В детском саду они с удовольствием играют в кубики, складывают картинки из фрагментов, лепят, вырезают, одним словом, все их занятия рассчитаны на взаимодействие глаз и рук. Они быстро учатся рисовать и писать печатными буквами, а на самых первых уроках чтения с легкостью запоминают графику коротких слов. Ну а в более старшем возрасте зрители-дети предпочитают настольные горы, охотно рисуют, мастерят, моделируют, быстро осваивают компьютер, любят видеоигры. Обладая развитой зрительно-тактильной координацией, зрители легко справляются с задачами, требующими наличия развитых тонкомоторных функций. Поскольку зрители, как правило, игнорируют все прочие раздражители в пользу визуальных, им необходимо особе внимание уделять развитию языковых навыков, коммуникабельности и общей физической координации.
Основные особенности "слушателя"
"Слушатели" познают окружающий мир воспринимая голоса и звуки, предпочитают слуховые ощущения зрительным и осязательным. Поскольку речь воспринимается на слух, слушатели раньше, чем другие дети, начинают говорить и отличаются большим словарным запасом. Слушателей-младенцев успокаивает музыка знакомые голоса, они радостью воспроизводят простейшие звуки. Дети любят петь, рассказывать стихи, задают бесконечное количество вопросов, правильно и хорошо говорят. Они рано проявляют интерес к чтению, а в начальной школе охотно читают вслух и легко запоминают указания преподавателя. В более старшем возрасте, они любят слушать магнитофонные кассеты и радио, бистро запоминают на слух, предпочитают разговорные игры, например, "Мама, мама, можно мне?" или игры с отгадыванием слов. Слушатели получают удовольствие от чтения, часто вместе с друзьями придумывают различные истории и разыгрывают их в лицах. Так как основное внимание слушателей приковано к языку, они могут отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительным и моторным восприятием.
Основные особенности "деятеля"
"Деятели" познают окружающий мир тактильным (или кинестетическим) способом, то есть путем непосредственно прикосновения или движения. Такой способ получения информации предполагает сильно развитую моторику, активнее движение, а значит, активность крупной мускулатуры плечей, рук, ног, стопы и т.д. Большинство деятелей-младенцев не знают покоя. Они много двигаются сами и любят, когда их кружат или подбрасывают взрослые. Деятели раньше, чем другие дети начинают ползать, а потом ходить. В дошкольном возрасте они предпочитают активные игры, связанные с прыжками, лазаньем, бегом, любят кубики и движущиеся игрушки на колесах. Из-за врожденной координации и хорошей ориентации в пространстве "деятели" чаще подвергаются физическому риску, чем другие дети.
Основные проблемы, с которыми "деятелям" приходится сталкиваться уже в детском саду, связаны с их неспособностью на протяжении длительного времени оставаться в покое и концентрировать все свое внимание на одном предмете. Их стиль активные игры на открытом пространстве! В первом классе беспокойное поведение и невнимательность на уроках могут быть причиной плохой успеваемости, тогда как вне школы бесстрашные и сильные "деятели" неизменно завоевывают авторитет среди сверстников. В то же время, неистовый темперамент большинства "деятелей" обуславливает такие их черты характера, как раздражительность и ранимость. Они требуют немедленного удовлетворения желаний и не готовы бороться с трудностями. "Деятели" эмоционально неустойчивы гнев и радость чередуются с непостижимой быстротой.
"Деятели" постарше предпочитают игры на свежем воздухе, занимаются спортом, например, играют в футбол, плавают, ходят в походы, ухаживают за животными. Их явное предпочтение физического восприятия восприятием зрительным и слуховым приводит к языковым проблемам и отставанию в школе.
Способ познания родителей и его влияние на ребенка.
Какой способ познания у вас, у родителей? Вы скоро убедитесь, что свойственный вам способ познания может существенно повлиять на коммуникабельность вашего ребенка и его успехи в школе, а также в значительной степени определяют вашу способы ость помочь своему ребенку в познании окружающего мира. Хорошо, если способы познания кого-то из родителей и ребенка совпадают. В этом случае мать или отец, вспоминая юные годы, могут адекватно и реалистично реагировать на поведение ребенка в коллективе и его способы познания. Однако, для всестороннего и сбалансированного развития ребенка, которое ему так пригодится в будущем, необходимо привить навыки, свойственные всем способам познания. Чтобы справиться с этой задачей, родителям, так же как и их ребенку, придется обратиться к чуждым им способам познания. А что если способы познания матери или отца не совпадают со способом познания их ребенка? Вероятней всего, в процессе воспитания, они столкнутся с еще большими трудностями, обусловленными простым фактом врожденные способности одного человека могут сказаться врожденными недостатками другого. В таком случае только терпение и самодисциплина научат вас понимать ребенка и помогать ему.
Способы познания родителей играют важную роль, ведь по ним можно судить, какие именно раздражители выбираются для ребенка. Когда взрослые помнят об этом, им легче понять проблемы своих детей. Некоторые родители довольно часто говорят, что испытывали трудности в тех же областях знаний, что и их дети: "Мне тоже с трудом давалась математика, ничего не мог запомнить. Стыдно признаться, но я даже в старших классах считал на пальцах". Или от родителей, у которых ребёнок с плохими навыками чтения можно слышать: "Я понимаю свою дочь. Я тоже не знаю, как произносится половина слов. Так что сама помочь ей не могу!".
Вспомните, как часто вы думаете: "Господи, она вылитая мать (дедушка, или тетя)!" когда видите безуспешные попытки ребенка устоять на коньках, или когда не можете оторвать его от книги, или когда слышите, с какой яростью она барабанит по клавишам своими непослушными пальцами. На самом деле, подобные сравнения приходят вам в голову далеко не случайно. Они говорят о том, что у детей существует и проявляется способ познания! Таким образом, вы и ваш ребенок можете отдавать предпочтение одному и тому же способу познания, а значит, соответствовать друг другу, как соответствуют отдельные кусочки пазла (головоломки). Но с той же вероятностью, ваши способы познания могут не совпадать, и у ребенка будет больше сходства с кем-нибудь из ближайших родственников. Несоответствия способов познания особенно часто проявляются в семьях, воспитывающих чужого ребенка, так как здесь исключено влияние генетического кода и выбор носит случайный характер. Основные знания о мире ребенок получает дома из общения с родителями, из участия в повседневных делах, из наблюдений за действиями родителей и других членов семьи.
Помогите ребенку узнать этот большой и увлекательный мир через ежедневное общение с ним.
Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше.
Богатство и широта представлений ребенка о явлениях природы и общественной жизни, о мире вещей, созданных руками человека, во многом определяют умственное (как и нравственное) развитие детей.
Из своих представлений об окружающем ребенок черпает сведения полезные для игр и занятий. Эти представления накладывают отпечаток на его отношения со сверстниками и взрослыми. Чем правильнее и ярче будут впечатления детей, чем больше они будут знать, тем интереснее и содержательнее будет их жизнь.
Обучайте и развивайте своих детей, используя естественные ситуации.
Ситуация «Ванная комната»:
Разрешите ребенку играть пустыми контейнерами, флаконами из-под шампуней, мыльницами, пробками, экспериментировать с предметами, которые плавают или тонут в воде (губки, мочалки, мыло, пробки).
Это поможет вашему ребенку исследовать и определять характеристики и свойства предметов, делать открытия, понимать причины и следствия.
Помогите ребенку ухаживать за своим телом, соблюдать необходимые гигиенические навыки.
Ситуация «Вместе весело шагать вшколу…»
• По дороге в школу, обращайте внимание ребёнка на любые явления природы.
• Задавайте всевозможные вопросы, связанные с этими явлениями (на что похожи облака, льдинки в луже и т. д.)
• Отвечайте на вопросы ребёнка.
• Расскажите о соответствующем времени года, его признаках.
Ситуация «Поход в гости»
• Расскажите ребёнку, что вместе с ним пойдёте в гости. Объясните, кому вы нанесете визит.
• Спросите, что предпочитает ребёнок: пойти в гости или остаться дома.
• Спросите, как ребёнок думает вести себя в гостях, что скажет взрослым и детям, когда придет к ним, что будет делать, если захочет пить или ему станет скучно.
Это поможет Вашему ребенку учиться понимать, продемонстрирует ребенку, что Вы уважаете его мнение, его право выбора, осознанно относиться к своему выбору, осознавать и планировать свои поступки, прогнозировать ситуации.
Ситуация «Вместе весело шагать в магазин»
Отправляясь с ребёнком в магазин, решите вместе, какие покупки нужно сделать.
Объясните ребёнку, для чего нужны данные покупки, из чего можно приготовить обед для папы.
Это поможет Вашему ребенку :
• понять основы рациональности,
• учиться обсуждать с другими проблему, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
• понимать значение похода в магазин, значимость и последствия действий; соотносить вес, объем;
• учиться понимать суть явлений, устанавливать причинно следственные связи, соотносить свойства продуктов,
• закреплять навыки порядкового и количественного счета, тренировать память;
• сравнивать, различать и узнавать свойства и качества продуктов.
Ситуация «Кухня»
Вместе разбирайте сумки с покупками.
Разбирая покупки, попросите ребенка рассказать, что вы купили (что это красное, круглое, пахнет и т. д.)
Спросите, что лежит на столе, в мешке, под столом. Это поможет освоить понятия "на", "под", "в".
Вместе накрывайте на стол, раскладывайте еду.
Вместе готовьте тесто и готовьте начинку для пирогов.
Накрывайте на стол, убирайте о стола тоже вместе.
Посчитайте, сколько человек нужно накормить. Это поможет научиться считать, соотносить число человек и предметов, логически мыслить и рассуждать, поможет развить наблюдательность, любознательность.
Это поможет Вашему ребенку
• учиться ориентироваться в названии продуктов и способах их приобретения;
• учиться понимать, что такое объем и вес,
• тренироваться в различении цвета, формы, частей и деталей предметов,
• понимать хозяйственную роль членов семьи.
Общайтесь и играйте с ребенком во время домашних хлопот на кухне. При этом Вы можете достигнуть следующих результатов:
• поможете ребенку и себе понять, что интересной, познавательной, развивающей и увлекательной может быть любая работа, любые предметы;
• поможет ребенку проникнуть в суть самых обычных вещей;
• поможет ребенку учиться терпению;
• самым коротким и действенным путем сможет научить ребенка выполнять домашние дела;
• поможет ребенку проявить заботу о членах семьи
• Вам освоить очень современный способ обучения и развития ребенка – обучение в естественной среде.
В первом классе уроки окружающего мира занимают 2 часа в неделю.
В курсе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни.. Целостный образ окружающего мира формируется через «мозаику» его компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы: что? кто? как? откуда? куда? где? когда? почему? зачем?...
Блок – модуль № 1, вводный, учит ребят задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной форме ответы на них.
Блок - модуль № 2 группирует вопросы по теме «Что и кто?» и обеспечивает формирование у детей представления об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах. Предпочтение отдается самому близкому, тому, что доступно непосредственному чувственному опыту людей.
Блок - модуль № 3 содержит вопросы по теме «Как, откуда и куда?» и учит детей познавать различные процессы и явления окружающего мира, как естественные, так и связанные с деятельностью людей.
Блок - модуль № 4 отвечает на вопросы темы «Где и когда?» и развивает представления школьников о пространстве и времени.
Блок – модуль № 5 дает ответы на вопросы по теме «Почему и зачем?», обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, определяет цели и смысл той или иной человеческой деятельности.
Модульная рабочая программа «Окружающий мир» позволяет использовать разнообразные формы, методы и средства для изучения материала. Учащиеся могут вести наблюдения явлений природы и общественной жизни с помощью учителя и самостоятельно. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в парке, в музее, на предприятии. Встречи с людьми разных профессий, экскурсии, беседы, дидактические игры, рисование, практические работы, работы с природным материалом – все это позволит сделать занятия увлекательными и интересными для детей. Продвигаясь в освоении курса от темы к теме, учащиеся вновь и вновь возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о них, рассматривая их с новых точек зрения.
К концу учебного года учащиеся должны знать:
- солнце, его форма; луна и звезды;
- камни и их разнообразие;
- дикорастущие и культурные растения; кустарники, травы, деревья;
- части растений;
- животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей;
- признаки живой и неживой природы;
- основные сведения о своей стране, (селе), городе; планете;
- виды транспорта; правила безопасного поведения в быту и на улице, в воде;
- разнообразие водоемов, части реки; правила поведения на воде,
- правила безопасного обращения с электроприборами;
- свойства снега и льда;
- признаки живого и условия, необходимые для жизни организмов;
- правила ухода за комнатными растениями и домашними животными, птицами;
- как охранять окружающую среду от загрязнения;
- времена года, растения и животные ближайшего природного окружения; - правила поведения в природе; правила дорожного движения; основные дорожные знаки;
- различные виды профессий;
- связь между названиями некоторых растений, грибов, животных и их особенностями;
- правила поведения на природе;
- разнообразие овощей и фруктов и их значение для человека;
- правила личной гигиены;
- значение сна в жизни человека;
- назначение устройств автомобилей, поездов и железных дорог, кораблей и самолетов;
- о роли космоса в жизни человека;
- о роли экологии в жизни людей;
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
- различать объекты живой и неживой природы;
- различать изученные группы растений и животных (по нескольку представителей каждой группы);
- вести наблюдения в природе под руководством учителя;
- объяснять какое значение имеет природа для жизни людей;
- различать водоемы; части реки;
- выполнять правила поведения на воде и в быту; в окружающей природе;
- различать время и времена года; изученные растения и животные;
- применять правила дорожного движения; различать основные дорожные знаки; и различать виды профессий;
- объяснять причину возникновения дождя и ветра;
- различать цвета радуги, звук и свет;
- различать изученные группы растений и животных;
- различать изученные виды транспорта;
- выполнять правила личной гигиены;
- соблюдать правила поведения в природе;
- устанавливать связь между поведением людей и состоянием окружающего мира.
Родители могут помочь детям усваивать информацию различными способами.
Задания «Насекомые вокруг нас», «Осенние листья», «Архитектурные сооружения»
Во время экскурсии обращаем внимание на внешний вид, на повадки насекомых и т.п. Лучше, если это будет в форме игры: Кто больше заметил? После прогулки-экскурсии попросите зарисовать свои наблюдения. Постарайтесь не упускать мелочи.
Загадки
Отгадывание загадок помогает вникнуть в суть вещей. Еще лучше составление своих загадок. Как правило, для первоклассников легко даются загадки-описания.
Игра «Профессии»
1.Дети рассматривают и описывают людей разных профессий, пытаясь назвать как можно больше признаков, свидетельствующих о профессии. Лучше, если профессии не будут часто встречающиеся в повседневной жизни (художник, машинист, секретарь).
2.Взрослый называет предмет принадлежащий человеку какой-либо профессии. Ребенок должен догадаться, кому может принадлежать данный предмет (Лупа - …(следователю, научному работнику), шприц - …(медсестре), топор - …(плотнику) и т.п.
Игра – наш незаменимый помощник в обучении детей. Помогая в игре ребенку преодолеть первые трудности в обучении, мы должны позаботиться и о его желании учиться.
Желаю вам и вашим первоклассникам учиться увлекательно и с удовольствием!