Открытый урок по математике 1 класс.
Тема:
Текстовая сюжетная задача в два действия: запись решения, ответа задачи. Задачи на увеличение и уменьшения числа на несколько единиц.
Тип урока: формирование новых знаний.
Цели:
Обучающиеся познакомятся с решением задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц;
Обучающиеся познакомятся с решением задач в два действия;
Будут развивать связную речь, память, внимание.
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в знаковых записях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемый результат:
Предметные:
узнают о новом виде задач;
научатся решать задачи и оформлять решение задач;
решать примеры на сложение и вычитание в пределах первого десятка.
Метапредметные:
Регулятивные: будут использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; подводить под понятие “На … больше”, “На … меньше”, выделять существенные признаки.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение.
Личностные:
развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Основные понятия: “На … больше”, “На … меньше”, “Два вопроса…”, “Два действия…”.
Межпредметные связи – чтение, окружающий мир.
Ресурсы:
основные: учебник, тетрадь, раздаточный материал.
дополнительные: мультимедийный проектор, наглядный материал.
Организация пространства: фронтальная работа, работа в парах.
План урока :
Устный счет: «Арифметический диктант», состав чисел, решение задачи.
Устное решение задачи (вспоминаем все, что уже знаем – актуализация знаний).
Решение новых задач.
Работа по учебнику – закрепление изученного материала.
Самостоятельное решение примеров из учебника.
Подведение итогов, оценка работы.
Ход урока:
Организационный момент.
У:« Ребята, сегодня к нам на урок математики пришли гости, давайте с ними поздороваемся! Присаживайтесь, пожалуйста».
Руки? На месте.
Ноги? На месте.
Локти ? У края.
Спина? Прямая.
На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший, дружный класс.
Всё получится у нас!
Мотивация к учебной деятельности.
Цель:создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
У.: «Ребята, сегодня мы с вами проведём не простой урок, а урок – сказку!
И, давайте посмотрим, с какими героями мы встретимся».
Жили – были старик со старухой. Вот и просит старик:
- Испеки мне, старая, колобок.
- Да из чего испечь – то? Муки нет.
- Эх, старуха! По амбару помети, по сусекам поскреби – вот и наберётся.
Старуха так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно остывать.
Надоело колобку лежать: он и покатился с окна на лавку, с лавки на пол – да к двери, прыг через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, а там и за ворота, дальше и дальше.
Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:
- Колобок, колобок! Помоги мне написать арифметический диктант, а то я тебя съем!
У.: А колобок ведь в школе не учился, он ничего не знает, поможем колобку, ребята?
Д.: Да!
У: А за правильное выполнение заданий всех зверей, которые будут встречаться колобку, мы будем угощать их любимыми лакомствами, чтобы они не съели нашего колобка.
Задание Зайца:
Арифметический диктант.
Цель: отработка устного счета в пределах 10.
У: «Итак ребята, давайте с вами откроем тетради и пропишем аккуратно два ряда цифр. Закончили? Молодцы! А теперь перейдём к заданию от зайца:
Арифметический диктант.
У: От предыдущего задания вниз отступили 2 клеточки. Все приготовились? Записываем только ответы в тетрадь, через запятую:
-Первое слагаемое – 8, второе – 1. Чему равна сумма? (9)
-5 уменьшить на 3. (2)
-1 увеличить на 3. (4)
-Запишите число, которое при счёте стоит перед числом 2? (1)
-Из 6 вычесть 6. (0)
-На сколько 3 меньше 6? (На 3)
-Чему равна сумма чисел 3 и 4? (7)
-Запишите число, которое при счете следует за числом 5? (6)
Всё ребята, а теперь давайте проверим, что у вас получилось.
(Вывести на экран)
- Проверка диктанта. 9,2,4,1,0,3,7,6.
У: Ребята, поднимите, пожалуйста, руки, у кого нет ни одной ошибки? У кого были ошибки, то вы их исправили.
У: А теперь, ребята назовите эти цифры в порядке возрастания. Начинаем с 0,1,2,3,4,6,7,9.
У: А теперь, ребята, посмотрите, у вас на столах лежат карточки с цифрами. Я буду задавать вам вопросы, а вы поднимаете карточку с правильным ответом!
- Покажите самую маленькую цифру которую вы записали. (0)
-Каких цифр не хватает? (5, 8)
- Покажите самую большую цифру. (9)
У: Да, действительно, самое большое число в нашем диктанте это 9!
А давайте с вами вспомним состав числа 9.
2) Работа над составом числа 9
Цель: отработка знаний состава числа.
На доске висит числовой домик с закрытыми магнитом цифрами. Что мы сейчас повторили? (Состав числа 9)
У:Ну что, ребята, думаю, что мы отлично справились с задание от зайца! Нашего колобка он не съест! Что любят кушать зайцы? –Морковку! Угостим зайку морковкой!( повесить на доску картинку моркови).
3) Актуализация опорных знаний.
Цель: отработка умений решать задачи.
У: Посмотрим на доску. На картинке три рыжих щенка и 1 серый щенок.
Скажите, можно ли это задание назвать задачей?
Чего не хватает? (Вопроса.)
Поставьте вопрос к задаче? (Сколько всего щенков?)
Из каких компонентов состоит задача?
Давайте решим задачу.
Чего еще не хватает? (Ответа.)
Сформулируйте ответ на вопрос задачи.
4)Постановка проблемы. Открытие нового знания. Знакомство с составными задачами в два действия.
Цель:обучающиеся научатся решать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, познакомятся с задачами с двумя вопросами.
Катится колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему серый волк:
- Колобок, колобок, помоги мне решить задачу, а то я тебя съем!
У.:Испугался колобок! Давайте ребята поможем колобку?
Д.: Да!
У: Итак, ребята. У вас в тетрадях наклеена карточка с первой задачей, все нашли ее?
Задача Волка:
Прочитаем условие задачи.
О чем эта задача?
Какие яблоки лежали в вазе?
Сколько зеленыхя блок лежалов вазе?
Сколько красных яблок лежалов вазе?
Прочитайте вопрос задачи?
Можем узнать сколько красных яблок в вазе?
Какое действие нужно выполнить?
Записываем решение. И ответ задачи.
Ребята, сколько вопросов было в задаче? (1)
А сколько действий? (1)
Физкультминутка:
А теперь, ребята, встали,
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
У.: Очень хорошо! Продолжим!
У: А теперь ребята, посмотрим на вторую задачу в тетради.
Прочитайте задачу № 2.
О чем эта задача ?
- Похожа она на первую задачу?
- Чем?
А чем отличается? Изменился вопрос задачи
Запишем в клетки недостающие данные?
Какой главный вопрос в этой задаче? (за скобкой)
Можем ответить на главный вопрос в этой задаче?
Сначала Нужно узнать сколько красных яблок.
Запишем решение.
Дальше нам осталось записать только ответ, да ребята? НЕТ!
А почему, да потому, что в этой задаче есть ещё один вопрос и на него мы не ответили!
КАКОЙ? Сколько ВСЕГО яблок? Если нас спрашивают всего, каким действием будем решать задачу? Сложением или вычитанием? Как это узнать?
Ребята, сколько вопросов было в этой задаче? 2
А сколькодействий мы выполнили? 2
У: Молодцы, вы помогли колобку решить задачи от волка. И волк колобка не съел, и волка угостим рыбкой, ведь он её так любит! (повесить картинку рыбки на доску в корзинку).
Покатился колобок дальше – только его волк и видел.
Закрепление изученного материала.
Цель: отработка умений решать задачи со словами «больше на…», «меньше на …», отработка решения задач в два действия.
Катится колобок дальше по лесу, а навстречу ему медведь.
- Колобок, колобок! Помоги и мне решить задачу. А то я тебя съем!
У.: Давайте, ребята, и ему тоже поможем.
Д.: Да!
Задание Медведя.
У: Давайте для закрепления решим еще одну задачу, но теперь самостоятельно.
У: Откроем учебник на с.18. Найдем задачу под номером 3.
Костя, прочти, пожалуйста, задачу.
Ребята, о чем говорится в задаче? – Об иностранных марках и российских марках. Какой вопрос задачи? А он один? Какой главный вопрос? Как вы думаете, во сколько действий будет решаться эта задача? Два вопроса, значит и два действия! Первым действием, что нужно найти? А вторым действием? Хорошо. Приступаем к решению задачи в тетради, самостоятельно.
У: Молодцы ребята! И медведю не удалось скушать колобка! Что медведи любят кушать? – МЁД! Угостим мишку его любимым лакомством! (Повесить на доску в корзину баночку с Мёдом).
Физминутка.
У: Катится колобок, а навстречу ему лиса:
- Здравствуй колобок! Какой ты пригожий, румяненький!
У: Колобок рад, что его похвалили, и рассказал, кому он вместе с ребятами помог решать примеры и задачи. Вот тогда и лиса тоже попросила помочь ей решить примеры.
Примеры и задачи Лисицы:
6) Работа по учебнику.
- Откройте учебник на странице 18. Примеры под №2
( 1 и 2 столбик) запишем самостоятельно в тетрадь и решим их.
У:Примеры я проверю, когда соберу у вас тетрадочки.
Рефлексия.
У: Ну что ребята, подведём итог нашего урока.
Помогли мы колобку?? Никто его не съел, да ещё и животных накормили.
- Чему мы учились сегодня на уроке? Решать задачи в два действия.
- Что вам понравилось на уроке?
- Кому всё было понятно на уроке, поднимите пальчики вверх.
Ребята, вы большие Молодцы! Мы с вами замечательно потрудились! Спасибо вам за урок!