Консультация для родителей по речевому развитию детей
Речь ребенка, не зависит от генов, она развивается под воздействием окружающей среды, если ребенок с детства окружен любовью и лаской, с ним разговаривают, то и ребенок впитает всю атмосферу социального окружения. Именно родители являются образцом для подражания, дети начинают копировать своих близких, их слова, мимику, жесты, и говорить так же, как и его окружение.
У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями. В чем же дело? Опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми.
К сожалению, современные родители в быстроменяющемся современном информационном мире, просто не находят времени для своих детей. Родители озабочены обеспечить детей всем необходимым, удовлетворить их физиологические жизненно-важные потребности, забывая о такой важной потребности, как общение. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении со взрослыми.
В последнее время все чаще сталкиваемся с проблемой, что дети плохо разговаривают, имеют нарушения речи, неправильно произносят звуки, словарный запас беден.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Опыт работы показал, что самым трудным на занятиях по развитию речи для ребенка – это описать картину, составить рассказ по серии картин, составить творческий рассказ, это следствие того, что у ребенка недостаточный словарный запас. Важно, чтобы ребенок постепенно втягивался в интеллектуальную деятельность.
Следует помнить, чтобы развивать речь детей необходимо развивать эмоциональное общение с ребёнком, развивать мелкую моторику детей, проводить совместные игры, знакомить с художественной литературой и разучивать стихи. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания, и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Предлагаю несколько советов по развитию речи:
Беседы по пути в детский сад, и после: Темы: «Как правильно перейти дорогу», «Какие машины я вижу, какого они цвета?» «Какая сегодня погода?», «Что интересного мы делали в детском саду…», «Мой папа лучший…» и другое…Больше разговаривайте с детьми.
Дидактические игры, например: «Опиши свою игрушку», попросите ребенка описать любимую игрушку, или попросите вспомните, какие деревья есть на участке детского сада, на даче, около дома.
Заучивание чистоговорок - способствует автоматизации звуков в произношении слов.
Заучивание стихов, загадок, потешек - способствует формированию интереса к культуре русского народа, развивает устную, выразительную речь.
Совместное чтение художественной литературы. Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким, ясным и выразительным. Обсуждение героев, попросите оценить поступки героев, составьте несколько вопросов по содержанию произведения, попросите описать картинки, придумать свой конец истории, спросите, кто из героев больше понравился и почему? Поиграйте в сказку.
Семья, в которой книга сопровождает ребенка с момента его рождения, семья, в которой читают родители, это предпосылка грамотности и «чутья» родного языка. Взрослые должны помнить, что книга привлекает ребенка прежде всего оформлением. Ее внешний вид должен быть не только привлекательным, но и завлекательным: разные формы обложек (книжка – вырубка, книжка – панорама), красивые и яркие иллюстрации
Развивайте умение ребенка находить ответы на вопросы самостоятельно. Если ребенок задает вам вопрос, попросите его найти ответ самостоятельно, а потом ответьте сами, например, почему на деревьях появились листья? Подведите ребенка к ответу путем наводящих вопросов.
Никогда в своей речи не искажайте слова сюсюканьем, или использованием ласкательных слов. Не картавьте слова, не искажайте, ведь ребенок будет подражать.
Одна из самых важных задач обучения дошкольников – это развитие связной речи. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Это поможет ему преодолевать молчаливость и застенчивость, быть общительным, уверенным в своих силах. В то же время речь ребенка должна быть живой, непосредственной, выразительной.
Родители должны помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Правильная речь- это результат работы родителей и педагогов, на каждом этапе развития ребенка требуется помощь родителей, мало работы воспитателей и учителей, мы должны идти рука в руке с родителями!