Консультация для родителей по теме:
«Художественные произведения как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников с ОНР».
Когда мы говорим о духовности и нравственности человека, мы должны понимать, что это очень сложная, глубокая, складывающаяся на протяжении всей жизни составляющая человеческой личности. Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру духовных ценностей, усваивает важнейшие «первые уроки» морали и нравственности.
В настоящее время, можно все чаще наблюдать проявление у детей жестокости по отношению друг к другу, к близким, к предметам живой и неживой природы. Во многом это результат охвата детской аудитории «культурой» ненравственных мультфильмов, компьютерных игр, в которых искажены представления о принятии, милосердии, сострадании. У детей остается очень мало положительных ориентиров, способных направить их в сторону совершения добрых поступков. Следовательно, нам – взрослым необходимо найти оптимальные и доступные пути решения этой проблемы. Одним из таких путей является чтение дошкольникам художественных произведений: рассказов и сказок.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста. Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миров человеческих взаимоотношений, со всем окружающим миром. Сказки достаточно просты и понятны для восприятия дошкольниками, а образы героев узнаются детьми через сравнение с образами в настоящем мире. Сказка позволяет осознать мир не только умом, но и сердцем. Ребенок начинает выражать свое отношение к добру и злу, познавая результаты различных поступков.
Знакомство со сказкой или рассказом необходимо сопровождать беседой с ребенком. Необходимо уточнить характеры героев, их поступки, причинно-следственные связи поступков, а так же к чему привели данные поступки героев.
В старшем дошкольном возрасте на логопедических занятиях по развитию речи для пересказа с дальнейшей беседой и обсуждением можно использовать следующие произведения: «Сказка про репку», «Лиса и журавль», «Это я виноват» Ткаченко Т.А., «Сестра» Кассиль Л.А., «Кораблик» Сутеев В.Г., «Первая рыбка» Пермяк Е.А., «До первого дождя» В.А. Осеева и т.д. Для формирования нравственных представлений, суждений, оценок, после прочтения сказки, проводим беседу, во время которой раскрываем характер героев, отмечаем положительные, негативные стороны, даем оценку действиям героев. Оптимально использовать для этого различные приемы: диалог, основанный на постановке наводящих и проблемных вопросов, повторное чтение отрывков из текста, рассказ эпизода сказки, драматизацию отрывков. В своей работе необходимо использовать нравственные беседы о характере и чувствах, методами убеждения, разъяснения, сравнения, объяснения.
В старшем дошкольном возрасте можно начинать знакомить детей с «миром» пословиц и поговорок. Пословицы и поговорки, вобрав в себя опыт и мудрость многих поколений, стали кодексом нравственности, моделью тех типовых ситуаций, которые возникают в процессе человеческой жизни, ориентиром в их разрешении. В них оцениваются различные жизненные позиции, восхваляются положительные качества людей, высмеиваются недостатки.
Одним из первых художественных произведений, который можно взять с этой целью, это сказка «Про репку». Эта сказка короткая, простая и доступная по своей структуре для восприятия детьми старшего дошкольного возраста с ОНР (общим недоразвитием речи). В данной сказке раскрывается тема взаимоотношений в семье (или в коллективе). Доброжелательность и взаимопомощь героев сказки помогает им справиться с большой репкой. Репка – символизирует проблему, которую можно решить сообща. Сказка показывает, что в дружной семье, где есть взаимопонимание, дружба, уважительное отношение к большим и маленьким, преодолимы любые трудности. В виде простой истины в сказке заложен глубокий смысл. «Дед, бабка, внучка, Жучка, Мурка достаточно большие и сильные персонажи по сравнению с маленькой и слабенькой мышкой. Но почему именно с этой мышкой они смогли вытянуть репку? Потому что вклад каждого, даже такого маленького и слабого как мышка, в общее дело, дает положительные результаты. В процессе решения проблемы, семья (или коллектив) превращаются в команду, в которой главным девизом становится фраза «Вместе – мы сила»».
Еще одним из произведений, понятных для восприятия детьми старшего дошкольного возраста, сказка «Лиса и журавль». Эта сказка как раз описывает пословицу «Как аукнется, так и откликнется». Детям дошкольного возраста, особенно имеющим ОНР, часто сложно понять смысл пословиц и поговорок, так как они образуются от тонкого понимания контекста и образного восприятия. Детям сложно связать пословицу с ее смыслом из текста произведения. Поэтому необходимо приводить детям примеры из реальной жизни.
Предлагаю вариант, как объяснить детям поговорку «Как аукнется, так и откликнется»: «Лиса решила обхитрить журавля: пригласила в гости, сама наелась, а журавля оставила голодным. Потом отправилась в гости к журавлю, думала, что наестся на целую неделю, а в итоге журавль поступил с лисой так же: наелся, оставив ее голодной. «Как аукнулось, так и откликнулось», почему так говорят? Давайте вспомним, когда мы находимся в лесу, мы аукаем «ау», и в ответ слышим эхо «ау», то есть что мы аукнули в лесу, то нам эхом и вернулось. Так и в сказке, журавлю вернул лисе ее поступок: лиса оставила журавля голодным, а потом журавль лису оставил голодной, так как захотел проучить лису». Необходимо предложить детям дать оценку поступкам героев и высказать свое отношение к их поступкам. Для этого можно использовать вопросно-ответную беседу: «Как поступила лиса с журавлем? Как поступил журавль? Почему журавль так поступил? Можно ли понять поступок журавля? Можно ли поступать так, как поступила лиса? Почему?». Далее, для лучшего понимания, можно привести детям простой пример из реальной жизни:«Представь, что у тебя появилась новая игрушка, которая очень понравилась твоему другу Коле. Коля попросил у тебя с ней поиграть, но ты не захотел делиться и не дал Коле игрушку. Через несколько дней, Коля принес игрушку, которая очень понравилась тебе. Ты попросил у Коли поиграть с игрушкой. Как ты думаешь, как поступит Коля?». Здесь мы создаем ситуацию для обсуждения разных вариантов поступков, причины которых необходимо обсудить: «Коля не дал тебе игрушку, почему? Можно ли понять поступок Коли? Что ты понял, когда Коля так поступил? А если Коля все-таки поделится с тобой игрушкой, как в следующий раз ты поступишь с Колей? Почему? Чему тебя научил поступок Коли?».
Необходимо помнить, что знакомство с миром художественных произведений не должно ограничиваться рамками дошкольного образовательного учреждения. Необходимо, чтобы и дома в семье ребенок был окружен положительными примерами как от анализа поступков героев произведений, так и от поддержки этих поступков членами семьи. Необходимо не только говорить ребенку, как нужно поступать, но и на собственном примере демонстрировать образец правильного и достойного поведения.