Консультация для родителей
Проблемы адаптации ребёнка к детскому саду.
Вот и настал знаменательный день, ваш малыш подрос, и у него начинается организованный процесс обучения и воспитания, который возникает с момента поступления в детский сад. Это период является новым этапом в жизни ребёнка, который он не в состоянии пройти без помощи взрослых и родных людей. Сложности настигают всех участников адаптации. Родители переживают за жизнь и здоровье своего малыша. Дети - с приходом в детский сад их жизнь существенно измениться, новые требования, режим дня, сверстники с разным характером и поведением. Конечно наибольшие трудности испытывают сами дети, которые привыкают к детскому саду. Незнакомая обстановка и разлука с мамой зачастую вызывают чувство отчаяния. Всё это обрушивается на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, заболевания). И перед педагогом возникает одна из самых основных и сложных профессиональных задач - адаптация детей, которые впервые начинают посещать дошкольное учреждение. Важно максимально облегчить период привыкания к жизни в саду, новом коллективе и по правилам общества.
Но основная работа по подготовке ребенка в дошкольное учреждение должна проводиться дома, и главная роль в этом принадлежит родителям. Надо создать такие условия, которые по возможности были бы приближены к условиям детского учреждения. Прежде всего режим дня, он должен соответствовать возрасту. Соблюдение временных интервалов сна, бодрствования и кормления. Одежда ребенка должна быть в соответствии с температурным режимом в помещении и на улице. Огромное внимание стоит уделить навыкам самообслуживания: одевание и раздевание, умение пользоваться кружкой, ложкой, горшком.
Адаптацией - процесс вхождения маленького человека в новую для него среду и приспособления к её условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам (адаптированность, то есть совокупность всех полезных умений организма и психики) или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации : внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя активность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).
При адаптации могут наблюдаться следующие негативные проявления в
поведении ребенка:
- ребенок активно выражает свое нежелание идти в детский сад - плачет, не
хочет одеваться, упирается, кричит;
- ребенок нормально идет в детский сад, но проблемы начинаются тогда,
когда родитель собирается уходить, оставляя ребенка;
- пропадает аппетит или ребенок ничего не ест в детском саду;
- нарушается режим дня, в том числе режим сна;
- появляются признаки агрессии, нервозности, апатии или другие
негативные изменения поведения;
- снижается иммунитет и повышается заболеваемости.
Несмотря на поведенческие факторы, родителям следует набраться терпения для спокойного, бережного общения с ребёнком. Дома следует компенсировать возможное недосыпание и недоедание ребёнка в детском саду, вызванное трудностями периода адаптации. Очень важна спокойная обстановка дома. Утром, приводя ребенка в сад, необходимо информировать персонал группы об изменениях в его поведении и состоянии (улучшение, ухудшение), замеченных во время пребывания дома. Выполнение советов воспитателя, поможет ребенку быстрее справиться с трудностями периода адаптации. Признаками завершения адаптации является хорошее самочувствие малыша, хороший аппетит, крепкий сон, доброжелательное отношение к сверстникам, воспитателям.
Прокопенко, Н. Н. Проблема адаптации детей в детском саду / Н. Н. Прокопенко // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2016. – № 2(8). – С. 219-221. – EDN WFQRMR.
Кравцова, С. А. Проблема адаптации ребёнка к детскому саду / С. А. Кравцова, О. В. Шорстова // Вестник научных конференций. – 2018. – № 3-1(31). – С. 53-55. – EDN UQZSIC.