Филиал №1 «Садко» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 130 «Росток» города Пензы
Консультация для родителей
Речевая готовность к школьному обучению
Учитель-логопед: Жучкова Т. В.
Дорогие родители!
Совсем скоро Ваш относительно беззаботный малыш станет первоклассником. И, говоря о готовности к школьному обучению, хочу обратить Ваше внимание на уровень речевого развития ребенка.
Почему же речевая готовность так важна?
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие
Именно при помощи речи: устной или письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной — ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребенка во время поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом, и тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.
У детей нередко наблюдается нерезко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению в нем специфических ошибок, не поддающихся устранению обычными школьными методами. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала обучения грамоте.
Нарушение речи очень мешают малышу не только хорошо учиться, но и общаться в новом коллективе. Дома ребенка понимают с полуслова и не замечают недостатков в речи, но вот в коллективе возникают проблемы, поскольку его не понимают или он не может правильно изъясниться. Кроха перестает чувствовать себя комфортно, а это влияет на его эмоциональный фон и желание учиться. По словам преподавателей, большинство детей пришедших в первый класс с нарушениями речи входят в число неуспевающих. Как правило, дети отстают по родному языку и чтению.
Что подразумевается под понятием «речевая готовность к школьному обучению»?
1. Звуковая сторона.
У вашего ребёнка должно быть четкое, правильное произношение всех звуков.
2. Сформированность фонематических процессов:
- сформированные и развитые фонематические процессы - умение различать звуки по звонкости-глухости (бочка – почка), твердости – мягкости (банка – белка), свистящие – шипящие (сок – шок), слова, отличающиеся одним звуком.
- сформированные навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова:
уметь выделять заданный звук из слова (есть такой звук или нет),
выделять первый и последний звук в словах, определять место звука, а также их количество и последовательность звуков в слове,
определять количество слогов в слове.
3. Словарный запас должен соответствовать возрасту.
Словарь ребенка до 3500 слов. Он должен уметь обобщать и классифицировать предметы по группам: не только времена года, овощи, фрукты, грибы, ягоды и т.д., но и головные уборы, ткани, посуда, транспорт, профессии, инструменты, комнатные растения, геометрические фигуры, школьные принадлежности, знать зимующих и перелетных птиц, как называются детеныши животных).
4. Грамматически правильно оформленная речь.
- уметь пользоваться различными способами словоизменения и словообразования ( стол – столик, ковер - коврик, варенье из вишни вишневое, сок из ананаса- ананасовый).
-уметь образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе (ухо - уши, лист - листья много карандашей, пней лис);
- согласовывать имена существительные с именами прилагательными (коричневая юбка, коричневое пальто), правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные (лисий хвост, медвежье ухо);
- уметь употреблять не только простые, но и сложные предлоги и т.д. (из-под стола, из-за дерева)
5. Связная речь
-уметь связно, последовательно, а также четко и точно формулировать основную мысль высказывания. Использовать языковые средства, соответствующие виду высказывания.
- владеть навыком полного и краткого пересказа, составления описательного рассказа, рассказа по картине, по серии картин, из личного опыта.
-владеть нормами речевого этикета: использовать принятые нормы вежливого речевого обращения (обращаться в соответствии с возрастом собеседника, внимательно его слушать, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно).
6. Мелкая моторика.
Поскольку в школе ребенку предстоит овладеть новым, сложным для него видом деятельности – письменной речью, рука должна быть готова. Виртуозное нажимание кнопок на игровых приставках и игрушках в дошкольном детстве не подразумевает должного уровня развития мелких мышц руки, наличия необходимого тонуса.
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
1. Общайтесь со своими детьми! Важно качество общения. Задавайте такие вопросы, на которые нельзя отделаться односложными ответами. Отвлекитесь от своих бесконечных проблем, телевизора и компьютера и поговорите с ребенком.
2. Убираясь в квартире, попросите ребенка найти не меньше 5 -10 слов (названий предметов), где первым был бы какой-то определенный звук. Только помните, что именно звук (не удивляйтесь, если на звук «А» ребенок назовет «огурец» - он прав!)
3. Возвращаясь домой из детского сада, на прогулке, попросите, чтобы ребенок назвал предметы которые видит и составил с ними предложения с определенным количеством слов.
4. В супермаркете можно использовать время покупок для плодотворной работы по развитию словаря и звукобуквенного анализа: найти на полках новые или незнакомые фрукты–овощи (например, помело), продукты с определенным количеством звуков или слогов; устроить соревнование – кто больше найдет таких слов.
5. Учите слушать и слышать! Пусть ребенок выполнит Ваше «секретное» поручение, повторит за вами скороговорку.
Развивая слуховое внимание, попросите 1 минуту молчать, а затем спросите, что он услышал за это время, какие звуки, голоса.
6. Обязательно читайте вслух!
7. Лепите, рисуйте, раскрашивайте, собирайте бусы.
И помните о том, что любые совместные игры и действия, даже самые простые, полезны для ребенка, поскольку они развивают не только речь, но и высшие психические функции: внимание, мышление, память, восприятие. Но и они принесут пользу только тогда, когда выполняются без принуждения, в игровой форме, с положительным эмоциональным настроем.
Если вы действительно хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что ничего не делается по взмаху волшебной палочки, обязательно нужны терпение, время, положительный настрой и, конечно же,система.
Успехов Вам и вашему ребенку!
Подготовила учитель-логопед: Жучкова Татьяна Викторовна