Консультация для родителей
«Учимся строить отношения с подростком»
подготовила Большакова Е.И.
Цель: оказание помощи родителям в осмыслении и преодолении помех и затруднений в общении с детьми среднего школьного возраста.
Наиболее значимые психологические характеристики подросткового возраста:
чувство взрослости;
характер общения со сверстниками и взрослыми;
уровень освоения средствами общения;
владение способами регуляции эмоциональных состояний;
особенности мотивации и освоения стратегии преодоления трудностей;
особенности самосознания.
Психологический анализ такого явления, как чувство взрослости, показал, что в нем можно выделить три взаимосвязанные стороны:
1) характер самостоятельности подростка и ее сфера;
2) отношение взрослых к подростку (как к маленькому или как ко взрослому) и сфера действия этих отношений;
3)отношения между подростками (признание или непризнание взрослого подростка товарищами)
Д.Б. Эльконин отмечал, что у подростков:
общение выступает особой практикой реализации морально-этических норм отношений взрослых и практикой по их усвоению;
подростки примеривают эти нормы друг к другу, а затем нормы начинают выступать как жесткие требования к отношению товарища;
в связи с этим начинают появляться элементы внутренних, можно сказать, умственных действий с морально-этическими нормами ( при сравнении поступка товарища собственными, его качеств со своими особенностями);
динамические отношения между чувством взрослости, усвоением морально-этических норм и общением определяют дальнейшее развитие чувства взрослости как социального сознания, перенесенного внутрь.
В развитии личности подростка самосознаниюуделяется особое внимание. Отмечая его роль, Л.С. Выготский подчеркивает, что сознание не первичный, а производный факт в психологии подростка и возникает оно не путем открытия, а путем длительного развития. Относя формирование самосознания к концу подросткового возраста, Л.С. Выготский также подчеркивал: «То же, что принято обычно называть личностью, является не чем иным, как самосознание человека, возникающим именно в эту пору: новое поведение человека становится поведением человека для себя, человек сам осознает себя как известное единство. Это конечный результат и центральная точка всего переходного возраста».
Актуальными являются следующие задачи:
ориентация детей на объективные критерии успешности и неуспешности;
развитие стремления у подростков проверить свои возможности и находить (с помощью взрослого) пути их развития и совершенствования.
Содержанием ведущей деятельности у подростков становится построение системы социальных отношений ребёнка с другими людьми.
То же самое касается и благополучия в сфере удовлетворения потребности в общении со сверстниками, ставшей особо значимой в этот период.
В чем же специфика возраста? В этот период происходит смена ведущей деятельности: учебной на сферу общения. Возникает потребность в контактах со сверстниками, желание увидеть себя и узнать себя в общении с другими. И этот вопрос ведет за рамки школы (он задает себе вопрос:» Какой Я»?
Подросток стремиться быть и считаться взрослым. Он всячески протестует, когда его контролируют, наказывают, требуют послушания, подчинения, не считаться с его желаниями, интересами. В отношениях с родителями он часто проявляет негативизм, упрямство, борьба за власть. Все это он делает, чтобы доказать, что он уже не ребёнок.
Таким образом, ребёнок в переходном возрасте ведёт борьбу за то, чтобы перестать быть ребёнком, за прекращение посягательств на его физическое начало, за утверждение среди сверстников, против иронических замечаний.
Очень часто меняется и внешний облик, начинаются эксперименты с внешностью. Сюда входят: мода в одежде, прически, украшения, косметика, особый лексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения и т.п. Помимо взрослых образцами для подражания со стороны подростков могут стать старшие сверстники. Тенденция походить на них, а не на взрослых в подростковой среде с возрастом увеличивается, подросток требует отношения к себе как к более взрослому человеку.
Какие психологические особенности подростков делают этот возраст особенно опасным? Неравномерность физического развития сказывается на общей деятельности. Часто дети жалуются на быструю утомляемость, головные боли, головокружение, что является не симуляцией, а проявлением особенностей развития.
НЕ смотря на все свое стремление к взрослости, подростки еще недостаточно зрелы для этого и нуждаются в руководстве со стороны взрослых. Главным для ребёнка в этот период является: любовь, доверие, понимание, поддержка.