Консультация «Любовь к чтению - генетика или привычка»
Автор: Гунькина В.В.
Очень интересный и значимый вопрос - это любовь к чтению у детей. Существует множество мнений по этому вопросу. Некоторые психологи и педагоги уверены в наличии или отсутствии у ребенка врожденной потребности к чтению. «Кому-то это дано, а кому-то нет. Но учить читать надо, нужны методики и технологии, нужна читательская среда, хотя у каждого свои возможности и свой потолок.
Некоторые считают, что чтение – это навык, а желание и умение читать воспитываются. Причем речь идет об осмысленном чтении, умении вступать в диалог с книгой. «Привычка к чтению формируется, и делать это должны взрослые».
В семье, где несколько детей, можно часто встретить такую ситуацию, когда один ребенок любит читать, а другой делает это по мере необходимости школьной программы.
Хочется отметить, что обычные среднестатистические дети, которые любят читать, читают уже по окончанию детского сада, еще до поступления в первый класс. Их чтение очень интересно проходит. Как правило, это первые попытки по слогам, хорошо известных им произведений (сказок). Которые им читали дома, в детскому саду и т. д. Можно заметить такую ситуацию, что дети как будто бы читают, проговаривая слова по памяти (работает зрительная и слуховая память). Отсюда следует, что немало важное значение имеет чтение детям взрослыми с самого раннего детства.
Также хочется отметить важность наличия книг. Интересных, разнообразных с яркими иллюстрациями. Первое детское чтение прежде всего - это их рассказ по памяти известного им сюжета по картинкам. И снова, важная роль того, что взрослые читают детям.
Дети, которые любят и умеют читать в школе проще и легче усваивают программу. У них высокая техника чтения. Гораздо богаче своих сверстников словарный запас. Такие дети с легкостью участвуют во всевозможных олимпиадах и викторинах, получая призовые места.
Ребенок, который много и с удовольствием читает хорошо справляется с диктантами, а его сочинения - яркие, красочные.
Конечно, генетику никто не отменял. И у каждого ребенка с рождения свои способности. Кому –то чтение дается легко, любовь и интерес так высок, что дети читают все что видят. А кому - то сложнее, труднее все дается. И тут, все зависит от взрослых. Таким детям очень нужна помощь. Их нужно заинтересовать, подбирать простые (легко читаемые) и интересные сказки, с яркими иллюстрациями, с крупным удобным шрифтом. Не отказывать ребенку, если он просит вас почитать, ссылаясь на занятость. Иначе пройдет время и все будет упущено, ему уже не будет это интересно.
Важно ни переусердствовать, ни переутомить ребенка. Устал, нет настроения – пусть оставит, не нужно заставлять дочитывать, пусть отдохнет и позже дочитает. Во всем должна быть мера.