Консультация «Моделирование развивающей ППС как средство индивидуализации детей и реализации содержания образовательных областей»
ЦЕЛЬ:повышение профессиональной компетентности педагогов по индивидуализации построения, развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.
Стандарториентирует педагогов на поддержку индивидуальности и инициативы детей, построение образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей, способностей и возможностей каждого ребенка.
Под индивидуализацией понимается создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей дошкольников.
Индивидуализация дошкольного образования - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
За счёт чего достигается индивидуализация образовательного процесса?
Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, его индивидуальных особенностях.
Возникает проблема, как достичь поставленных перед педагогами благородных целей, одновременно обучая всех по-разному?!
Главное условие индивидуализации образовательной деятельности с детьми - создание развивающей среды, которая бы стимулировала активность детей.
Пространство дошкольного учреждения - это единая система педагогической деятельности, обеспечивающая индивидуальную траекторию развития воспитанника. Каждый компонент единого пространства должен быть предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество.
Каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении групповое пространство должно быть организовано так, чтобы дети могли делать самостоятельный выбор (где, с кем и чем ребенок будет заниматься) и принимать решения, предоставляя возможность для проявления и - что важно – для развития и реализации разнообразных идей.
Индивидуализация развивающей предметно - пространственной среды обеспечивает:
Развитие общения
Развитие любознательности
Развитие инициативности
Развитие самостоятельности
Развитие творчества
Каждая группа индивидуальна и своеобразна. Педагоги, наполняют ее, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом. Главная идея, которой придерживаются педагоги, по оформлению игровых, спальных, приемных помещений состоит в том, что группа должна принадлежать детям, а значит, необходимо отразить их интересы. Иными словами, группы должны быть насыщены постоянными и временными компонентами детской субкультуры, помогающими дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире.
Основные задачи построения ППРС по принципу индивидуализации:
Создание единой предметно – пространственной среды, обеспечивающей уважение к личности каждого ребенка, развивающей его уверенность в себе, инициативность, творчество, ответственность, фантазию, изобретательность.
Модернизация пространства детского учреждения с учетом требований современного дизайна и компетентностей педагогов ДОУ.
Принципы построения предметно-пространственной среды
(смотри памятку)
Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Среда группы, организованная с учетом индивидуализации пространства жизни ребенка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки.
Следовательно, индивидуализированная среда в данном случае служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя.
Проектируя и создавая, систематически преобразовывая развивающую предметно-пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, педагог постоянно учитывает особенности его развития, определяет свою роль в ней относительно каждого воспитанника. Сильный в интеллектуальном развитии ребенок не нуждается в объяснении задач, действий, результатов деятельности. В этом случае воспитатель выбирает роль консультанта, затем наблюдателя. Для ребенка, которому нужно многократное объяснение, совместное выполнение действия, показ, рассказ, воспитатель выступает в роли активного помощника, соучастника до тех пор, пока ребенок в этом нуждается. Такой способ взаимодействия педагога с ребенком ориентирует каждого из них на успех, радость достижения, а значит, и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому, т. е. совершенствоваться.
Наиболее приемлемая для каждого дошкольного учреждения развивающая предметно-пространственная среда проектируется на основе:
- требований нормативных документов;
- реализуемой в детском саду основной образовательной программы;
-материальных и архитектурно-пространственных условий;
-общих принципов построения развивающей предметно-пространственной среды.
С целью индивидуализации педагогического процесса используются следующие компоненты детской субкультуры (стенды, уголки, папки, персональные выставки и тд.)
Стенд«Здравствуйте, я пришел!». Размещая свои имена на стенде, ребенок начинает чувствовать себя членом сообщества детей и взрослых.
«Уголок именинника» - постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей, обозначением дня их рождения, гороскопом, названием сезонов, месяца, числа (с целью познавательного развития).
«Дерево желаний», где ребенок может написать, нарисовать свои желания, о каком подарке он мечтает на день рождения или разместятся пожелания других ребят имениннику. Также для именинника можно использовать персональную посуду, чудесный мешочек или коробочка для подарков и т.п.
Стенд «Звезда дня или недели» - на самом видном месте вывешивается плакат с фотографией ребенка, избранного «Звездой дня». Каждый ребенок группы должен по очереди занять это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной «Я - концепции», развитие самосознания и самооценки.
Персональные выставки «Моё творчество», «Я люблю», демонстрируются достижения отдельного ребенка, в какой-либо сфере его деятельности.
«Я научился!» - информирует о достижениях ребенка. А намеренное фокусирование даже незначительных признаков прогресса помогает созданию положительной атмосферы, пробуждает ресурсы, развивает веру в себя и собственные силы.
Стенд «Моё настроение» - в специально организованном уголке помещаются фишки или магниты в соответствии с настроением дошкольников. Дети учатся определять свое настроение: плохое, хорошее отличное, а в старших группах можно усложнить, используя для этого пиктограммы эмоционального состояния.
«Островок сокровищ»Детское коллекционирование (разнообразные предметы-накопители: коробки, сундучки, сокровищницы с разными мелкими предметами), дети совместно с педагогом систематизируют и изучают собранный материал.
Стенд «Наш день», «Новость дня»
Сообщение темы дня, проекта, недели, информация по теме, написанные воспитателем или под его руководством детьми и вывешенные на всеобщее обозрение
Выбор ребенком вида деятельности (островка, уголка, центра) и соответствующей индивидуальной карточки (перфокарты, схемы, задания, ребусы и др.)
Коробочка "Деловые хлопоты" заполнена бейджиками с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет: "гардеробщик", "эколог", "главный строитель", "директор гаража" , «миротворец» и др. Поручения такого рода позволяют детям принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе, предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность.
"Чудо-носочки"(варежки и т. п.)Воспитатель поочередно крепит на стенд "носок дошкольника"с карточкой-заданием для индивидуальных занятий ребенка с родителями дома.
Стенды:«Наши успехи», «Вернисаж», «Наша гордость» которые используется для демонстрации личных достижений ребенка
внутри дошкольных, районных и областных конкурсах, выставках.
"Вымпел" Размещение на "Вымпеле" фотографии ребенка, ставшего победителем соревнований
Стенд "Мы - спортсмены" Используются для информирования о спортивных традициях детского сада для формирования положительного отношения к занятиям физической культурой, осознания личного причастия к жизни в детском саду.
Очень актуально на сегодняшний день использование информационно-коммуникативных технологий в ДОУ,что способствует созданию «Видеосалона». Использование мультимедийной техники способствует стимулированию познавательного интереса детей через просмотр образовательных фильмов, мультимедийных презентаций по образовательным областям ООП.
Так же большое внимание уделяется и дизайну территории и отдельным участкам групп ДОУ, организация которого способствует всестороннему развитию воспитанников и выражению их индивидуальности.
Открытость обществу и открытость своего “Я” предполагает персонализацию среды каждой группы. Каждая группа может иметь свое название, свой стиль оформления и оснащения помещения, о чём свидетельствует ФГОС ДО.
Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Если в группе больше мальчиков, то в группе больше конструкторов, кубиков, машин, что позволяет детям строить дома, мосты, гаражи не только на полу, но и на мобильных платформах. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваются игры в «семью», «больницу», «магазин».
В каждой группе должны быть психологические уголки. Зона для психологической разгрузкивоспитанников должна быть оборудована уголками для уединения (шатер, палатка, ширма и т.д.), мягкой мебелью, фотоальбомами с семейными или групповыми фотографиями, мягкими игрушками. В уголках для уединения дети могут «спрятаться» от внешнего мира, отдохнуть от детского коллектива, просто посидеть или полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном или групповом альбоме. Используя переносные ширмы, ребенок может создать «своё» личное пространство, сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок.
Индивидуализированная среда служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя. Педагогу необходимо постоянно импровизировать. Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, педагог должен постоянно учитывать особенности его развития, определять свою роль в ней относительно каждого воспитанника.