Речь и плавание - есть ли взаимосвязь?
Преодолениеобщегонедоразвитияречитребуетинтегрированногоподхода,прикоторомприменяетсямедикаментозноелечение,системалогопедическойработы,занятиепокоррекции и развитиюпсихическихфункций,занятия поформированиюобщей,мелкойиартикуляционноймоторики,основукоррекционной работысоставляетметодсенсорно-двигательнойинтеграции.Основныевидыупражнений,используютсяназанятии вбассейнедлядетей собщимнедоразвитиемречи.Онинаправленынарегуляциюмышечноготонуса,статической и динамическойкоррекциидвижений,мелкойимимической моторики переключаемостидвижений,воспитаниячувстваритмаразвитиедыхания,силыглосса,обогащениеиактивизациюсловаря,развитиепониманияречи.
В работе по развитию или коррекции речи ребенка не стоит недооценивать обучение детей плаванию, так как этот процесс обладает рядом весомых преимуществ.
1. На формирование речи ребёнка влияет этап ползания: оппозиционные (в разные направления) движения рук и ног. С помощью плавания эти движения задействуются в более раннем возрасте, что ускоряет умственное развитие малыша и может запустить речь.
2. Вода расслабляет ребенка, в том числе мышцы речевого аппарата. Во время занятий плаванием ребенок дышит влажным воздухом, который облегчает дыхание, увлажняет гортань, что благотворно влияет и на формирование речи в том числе.
3. Дети, находясь в воде, испытывают гидростатическое давление на грудную клетку и мышцы, которые участвуют в дыхании, что обеспечивает их полноценное развитие и функционирование.
4. Плавание не только полезное занятие, но еще и очень веселое. Ребенок в воде получает множество положительных эмоций, смеется, взаимодействует с другими детьми, а это в свою очередь стимулирует их к общению и запуску речи, а также формированию разных новых звуков.
5. Плавание выполняет важную и действенную коррекционно-реабилитационную функцию. Здоровье детей с неврологическими проблемами или травмами головного мозга значительно улучшается во время обучения плаванию.
Таким образом, плавание может принимать активное участие в формировании и коррекции речи ребенка, т.к. развивает речевой и дыхательный аппарат, способствует пополнению словарного запаса ребенка в процессе взаимодействия со взрослыми или детьми во время плавания.
Основные упражнения коррекционной направленности речи детей на занятиях по плаванию:
1.Упражнения на развитие фонационного дыхания:
-длинный продолжительный выдох (на воду, на кораблик);
-под воду (лицо в воде до носа);
-длительный продолжительный выдох с головой («чей выдох будет дольше, чьи пузыри больше?»).
2. Упражнения на развитие диафрагмального дыхания:
-удерживать надутым животом, лежа на спине (в нарукавниках и без), резиновую игрушку на вдохе, на выдохе сдуть живот, и игрушка должна уплыть.
3. Упражнения на развитие силы и высоты голоса (от тихого к громкому):
-«как говорит рыбка?»;
-«как квакает лягушка?»;
-«как кричат дельфины?» (изображая движениями как плавают и как общаютсяживотные).
4. Упражнения на развитие фонематического восприятия:
-4 обруча на воде, инструктор «вытаскивает из папки» гласную («ы») дети называют. Инструктор произносит слова: тир, мир, СЫР дети гуляют между лежащими на воде обручами, при услышанном звуке («ы») в слове, дети ныряют под обруч-«в домик».
5. Упражнения на координацию движений и речи:
-Игра «Медвежонок Умка»;
-Игра «Сердитая рыбка».
6. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса (под сопровождение музыки или бубна, звуковые ориентиры свистка):
-дети лежат на спине, на шеи, под головой «нудл», или в нарукавниках, или в кругах. Напрягают мышцы (живота) под счет 1-2-3-4, на счет 5 расслабляют 5-4-3-2-1.
7. Упражнения на развитие ритма:
-лежа на спине, на груди с опорой, игрушкой, кругом, в нарукавниках или
«креслах» и т.д. Под быстрое сопровождение музыки работают сильно, быстро ногами (кроль) под медленный темп – медленно, без брызг, под водой;
-танцы на воде «дискотека». Дети, сначала называют себя морскими обитателями, и под музыку быстрого ритма, танцуют 15-30с, ритм меняется на медленный, дети берутся за руки, образуя круг, идут по кругу.
8. Упражнения на развитие произвольного внимания:
-2 команды (4+4) вдоль дорожки лицом друг к другу. Инструктор показывает одной команде упражнение (другая не видит), дети первой команды повторяют упражнение инструктора детям второй команды, а вторая- выполняют противоположное действие (вдох-выдох; руки влево- вправо; закрыть правый глаз-….., поднять левую ногу-…). Если команда ошибается, то выполняет 10 выдохов.
9. Упражнения на развитие мимической моторики:
-стоя, лежа, лить воду из кружки себе на лицо (не морщиться, улыбаться, открыть рот, сжать губы, надуть щёки, втянуть щёки, открыть глаза и т.д).
10. Упражнения на развитие мышц мелкой моторики:
а) в статике:
-сжимаем резиновых рыбок, опускаем под воду, набирая воду, по сигналу – брызгаем вверх, сопровождая стихами. «Дети рыбками играли, сильно пальчики сжимали, рыбок в воду опускали посчитали РАЗ, ДВА, ТРИ- кто выше брызнет посмотри!»;
б) в динамике:
-катаем в ладошках массажный мячик (лежа на спине, на груди, в согласовании с работой ног, проплывая с мячиком в вытянутых руках).
11. Упражнения на умение работать по схеме. Развитие внимания последовательности действий в пространстве (по предлагаемой схеме выполнить ряд последовательных движений: от красного бортика нырнуть за игрушкой -кольцом, найти у синего бортика синие кольцо, проплыть к зелёному бортику -поставить игрушку и приплыть на место к красному бортику).
12. Укрепление сводов стоп - профилактика плоскостопия – плавание в ластах. (в основной части занятия, выполняя разные упражнения, без опоры о дно, при глубине 0.8м)