Принципы физического воспитания в дошкольных образовательных организациях
Как физическая жизнь дошкольника влияет на его психическое состояние?
Научившись координировать свои движения, ребенок получает навыки владения собой. Упражнения для мускулов не только укрепляют ребенка физически, но и обогащают его опыт, являются источником разнообразных ощущений. Меткость удара означает не только хороший глазомер, точную координацию мускулов, но и способность к сосредоточению и уверенность в своих силах. Правильная поза не только отвечает требованиям физиологии, но дает чувство бодрости и уверенности.
Ребенку необходимо создать условия как для физической, так и для духовной культуры: прогулки на свежем воздухе, достаточный сон, правильное питание, соответствующее потребностям детского организма. Так же ребенок должен уметь соблюдать основные гигиенические требования и в первую очередь чистоту. Чистота необходима не только в силу гигиенических или санитарных требований, не только ради сохранения здоровья и предохранения от инфекционных болезней − потребность в чистоте должна быть привычным инстинктом. С ранних лет ребенок должен научиться сохранять свое тело в чистоте и не допускать присутствия на нем загрязнений.
Физическая культура — это не только мышечные упражнения, освоение гигиенических навыков, но и культура чувств, внимания, воли, красоты, характера. Физическое воспитание воздействует на телесные силы ребенка с целью его укрепления, связанного с укреплением и повышением работоспособности всего организма.
Физическое воспитание охватывает все стороны детской жизни. Культура здорового тела, правильно понимаемая, является той основой, на которой могут расти и крепнуть черты «культуры межличностных отношений детей дошкольного возраста»: самообладание, мужество, смелость, выносливость. Чтобы получить подобные результаты необходимо чтобы им была проникнута вся организация жизни как воспитателей, так и воспитанников.
Основными задачами физического воспитания, которые оно призвано решить имеющимися в его распоряжении специальными средствами, являются:
1) общее укрепление здоровья;
2) воспитание культурно-гигиенических форм поведения;
3) правильное развитие и воспитание движений;
4) закаливание организма (увеличение сопротивляемости и выносливости).
Пути и средства физического воспитания чрезвычайно многообразны. Нет ни одной стороны жизни ребенка в семье и в детском саду, в которые не входили бы его элементы. Игра, труд, различные занятия и развлечения, питание — все это может и должно служить школой и орудием правильного физического воспитания. Его основными средствами, которые всегда должны быть предметом внимания и заботы педагога, являются:
1) создание гигиенической обстановки, в первую очередь мебели и оборудования, соответствующих росту, пропорциям тела и силам детей;
2) гигиенический уход за телом, помещением и одеждой;
3) привитие основных культурно-гигиенических навыков;
4) тренировка двигательного аппарата;
5) построение всего режима на физиологических основах правильного чередования труда и отдыха, занятий, требующих напряженной сосредоточенности или мышечных усилий, и более легких, более свободных занятий;
6) обеспечение ребенка возможностью пользоваться основными естественными факторами здоровья: чистым, свежим воздухом, водой и солнечным светом.
Каждое из перечисленных средств занимает свое место в системе физического воспитания, имеет свои особенности, методы и пути осуществления, но наряду с ними имеются некоторые общие принципы, характерные для всей области физического воспитания детей дошкольного возраста. Эти руководящие принципы могут быть сведены к следующим основным положениям.
Общий принцип физического воспитания заключается в том, что во всех мероприятиях по охране, укреплению и закаливанию организма дошкольника необходимо исходить из анатомо-физиологических особенностей детей дошкольного возраста, которые должны быть известны каждому воспитателю детского сада. Следует знать и то, что в пределах нормального развития детей одного возраста могут быть значительные различия и отклонения. Эти индивидуальные особенности также должны служить предметом внимательного наблюдения и изучения.
Второй принцип осознанности и активности направлен на воспитание у ребенка осмысленного отношения к физическим упражнениям и подвижным играм, в осознании единства сложной человеческой организации. Оно выражается в том, что всякое воздействие на какой-либо участок тела, вызывая реакцию, вовлекает в нее не только отдельные мышцы, органы чувств, нервную систему, но и весь организм. Наша нервная система, которая играет руководящую и регулирующую роль в организме, действует как единый аппарат. Деятельность любого участка мозга влияет на состояние всей нервной системы и в свою очередь находится в зависимости от состояния всех других отделов нервной системы в данный момент. Этот факт имеет большое значение для педагогической практики.
Осознание техники движения, последовательности его выполнения, мышечного напряжения, собственного тела способствует формированию у ребенка телесной рефлексии. Осознавая оздоровительное воздействие физических упражнений на организм, ребенок учится самостоятельно и творчески решать двигательные задачи. Он осваивает пространственную терминологию, осознанно выбирает рациональный способ двигательного действия; придумывает комбинации движений, их варианты, организовывает знакомые игры и придумывает свои.
Воспитатель должен предлагать такие упражнения, занятия, игры, игрушки, с которыми у ребенка при некоторой настойчивости и напряжении имеется больше шансов успешно справиться, чем проявить свою неумелость, потерпеть неудачу. Посильные трудности, не связанные с перенапряжением, являются необходимым условием прогрессивного развития. В их сложностях нет ничего тягостного для ребенка. Он любит преодолевать препятствия: он сам ставит их себе в своих играх, они обеспечивают интерес и привлекательность действиям, направленным на их преодоление. Нужно лишь, чтобы трудности были посильны, чтобы переходы от одной задачи, которую воспитатель ставит перед ребенком, к другой не были резкими, чтобы, усвоив и закрепив одни двигательные умения, ребенок постепенно переходил к новым, более сложным, требующим большего напряжения.
Третий важный принцип физического воспитания − принцип индивидуализации. Поскольку перед ребенком следует всегда ставить задачи с таким расчетом, чтобы он мог решить их при известном напряжении и настойчивости, воспитатель обязан знать силы и умения каждого ребенка. Они чрезвычайно гибки и формируются под влиянием самых разнообразных условий и в первую очередь под влиянием воспитательного воздействия. Воспитатель должен уметь согласовать методы и приемы педагогической работы с индивидуальными особенностями детей.
Неправильное понимание принципа индивидуализации может привести на практике к искажениям, и в таких случаях индивидуализация воспитания может превратиться в индивидуалистическое воспитание. Индивидуальный подход в области физического воспитания никоим образом не означает выделения ребенка, фиксирования внимания воспитателя, окружающих и его самого на его физических недостатках или достоинствах.
Четвертый принцип заключается в том, что подвижным играм должно быть отведено главное место: игра должна служить основным рычагом физической культуры дошкольника.
Во всех своих указаниях, внушениях и руководстве педагог должен больше обращаться с призывом к детской активности, чувствам ребенка и меньше прибегать к логическим объяснениям и морализированию. Ребенок дошкольного возраста, в особенности первой его половины (3−5 лет), − существо по преимуществу, действующее и чувствующее, а не рассуждающее.
Пятый принцип наглядности — предназначен для связи чувствительного восприятия с мышлением. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в движении. В практике физического воспитания используется непосредственная и опосредованная наглядность.
Непосредственная наглядность выражается в показе педагогом разучиваемого двигательного действия.
Опосредованная наглядность представлена демонстрацией пособий, кино- и видеофильмов, графиков, фотографий и т.д., обеспечивающих представление о выполняемом действии.
Наглядность облегчает выполнение двигательных заданий, развивает интерес к физическим упражнениям, ускоряет формирование двигательных умений и навыков, развивает двигательные способности.
При разучивании новых движений принцип наглядности осуществляется путем безукоризненного, красивого, четкого показа (непосредственной зрительной наглядности). Это обеспечивает точное восприятие движения, формирует правильное представление о нем.
Принцип непрерывности — выражает основные закономерности построения занятий в физическом воспитании. Это один из важнейших принципов, обеспечивающих последовательность и преемственность между занятиями, частоту и суммарную протяженность их во времени. Данный принцип обеспечивает развитие морфофункциональных свойств организма, которые развиваются и совершенствуются, подчиняясь «законам упражнения». Принцип непрерывности выражает закономерности построения физического воспитания как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах двигательной деятельности ребенка повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.
Педагогу всегда необходимо иметь в виду, что психический фактор в физическом воспитании имеет огромное влияние, силу которого как педагоги, так и врачи не всегда достаточно оценивают.
Огромное значение для практики физического воспитания имеет внимательное отношение к мелочам. В нем не всегда легко провести грань между несущественным и важным. Невнимание к таким мелочам, как чистота рук ребенка, проветривание помещения, правильный покрой детской одежды, чистота участка, может нанести серьезный ущерб здоровью ребенка и обесценить всю воспитательную работу.
Последним в порядке изложения, но важнейшим по своему значению принципом физического воспитания является осознание педагогом огромного влияния его личности и поведения на то, чтобы в жизнь детского сада широко внедрялась физическая культура.
Сила этого влияния зависит не только от степени практической осведомленности и подготовленности воспитателя в основных вопросах физического воспитания, но не в меньшей степени и от того, в какой мере весь его облик, все его поведение пропитаны элементами истинной физической культуры. Только тот педагог может стать действенным проводником физической культуры, кто сам является ее носителем в своей личной жизни, манерах, походке, речи, жестах, отличается чистотой и аккуратностью, ловкостью и мужеством.