Выполнил:
Учитель-логопед
Баркова Марина Александровна
Овладение навыком чтения – одно из основных условий успешности обучения в школе. Понятие «уметь читать» включает в себя умение складывать слоги в слова, читать и осознавать прочитанный текст.
Характерной особенностью в овладении навыком чтения обучающихся является семантическая дислексияили механическое чтение, кода дети усвоили принцип чтения, но не понимают смысла прочитанного, поэтому очень важным направлением в работе является формирование навыка осознанного чтения. Данный навык является наиболее важным для чтения, так как, если человек не понимает то, о чем читает, теряется весь смысл процесса чтения.
Необходимо помочь обучающимся правильно осмыслить и понять читаемый текст, научить устанавливать смысловые связи в тексте, помочь осознать идейный смысл произведения. Для этого я использует разнообразные методы: подготовка учащихся к восприятию текста через беседу, рассказ, демонстрация картин, иллюстраций.
На индивидуальных и групповых занятиях, можно использовать различные варианты заданий, направленные на формирование навыка осознанного чтения. Прежде всего, эти задания, связаны с лексической работой над словом, прием «Верно-неверно», «Восстанови текст», «Чтение с окошками», «Бортовой журнал», «чтение с остановками», «Найди лишнее слово», нахождение отрывка текста к рисунку, подбор пословицы к тексту, подбор сюжетных картинок, соответствующих фрагменту текста или предложению.
Сейчас рассмотрим некоторые приемы на одном тексте.
Работа с текстом «Сорные куры»
- Сегодня на занятии мы познакомимся с фонетическим рассказом. Фонетическим рассказ назван потому, что в нем много слов с определенным звуком. Как вы думаете, о каком звуке идет речь? ( О звуке «р»)
Первичное чтение текста (учителем).
Умение прогнозировать содержание текста и развитие смысловой догадки.
Вот об этом вы сейчас и узнаете. Если какие-то слова окажутся для вас непонятными, запомните их. После прочтения объясним их.
Лексическая работа со словами:
ряба и сорные – порода (вид) кур, имеющих определенный окрас;
инкубатор – специальное место для выведения птенцов.
Чтение рассказа детьми.
Предлагается прочитать рассказ. Сложность прочтения будет заключаться в том, что слова в тексте перечеркнуты или написаны необычным шрифтом (чтение текста по очереди).
Оказывается, у простой курочки Рябы, есть на свете много разных родственников. К куриной родне относится и куропатка, тетерев, глухарь. Даже маленький перепел приходится курице прямым родственником.
ВСЕ ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ ПТИЦЫ ПРОИЗВОДЯТ ПОТОМСТВО ОДИНАКОВО. ПО МНОГО ДНЕЙ ПОДРЯД ОНИ СОГРЕВАЮТ ЯЙЦА СВОИМ ТЕПЛОМ.
Но в Австралии живут особые, сорные курицы. Они устраивают интересный инкубатор: сгребают в кучу разный сор или зарывают яйца в горячий морской песок.В таком инкубаторе быстро появляются шустрые птенцы, которые в первый же день начинают летать.
Приём «Верно - неверно».
- А сейчас я проверю, насколько хорошо вы запомнили текст. Прочитайте утверждение и если оно верно, поставьте «+», если нет «-»
К куриной родне относится и куропатка, воробей, глухарь, тетерев. | |
Сорные куры живут в Африке. | |
Они зарывают яйца в горячий морской песок. | |
В первый же день птицы начинают летать |
(Дети читают самостоятельно, затем следует проверка и исправление ошибок)
Развитие смысловой догадки на материале словосочетаний.
Приём «Найди слово».
Прочитать имена прилагательные. Найдите в тексте, о ком или, о чем так говорится и запишите в тетрадь.
Маленький
Интересный
Горячий
Шустрые
(маленький перепел, интересный инкубатор, горячий песок, шустрые птенцы)
Развитие смысловой догадки на материале предложений.
Приём «Восстанови предложения»
-У вас на столах лежат карточки с предложениями. Прочитайте предложения и расположите в правильном порядке (затем все участники занятия общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста).
- Вставьте пропущенные по смыслу слова.
К куриной родне относится и ______________, тетерев, _____________.
Даже маленький ___________ приходится курице прямым ______________.
Все перечисленные __________ производят ___________ одинаково.
Слова-подсказки: куропатка, перепел, глухарь, родственником, потомство, птицы.
Упражнения, направленные на определение смысловой структуры текста, связи смысловых частей текста.
Приём «Восстанови текст» (найти ошибку, собери рассыпанное предложение)
Расставьте предложения по порядку, так чтобы получился связный текст.
По много дней подряд они согревают яйца своим теплом.
Даже маленький перепел приходится курице прямым родственником.
К куриной родне относится и куропатка, тетерев, глухарь.
Всё перечисленные птицы производят потомство одинаково.
Прием «Наоборот»
К куриной родне относится и куропатка, тетерев, глухарь. Даже маленький перепел приходится курице прямым родственником. | К куриной ендор относится и актапорук, тетерев, ьрахулг. Даже маленький лепереп приходится ецирук прямым мокинневтсдор. |
Приём «Бортовой журнал»
-Сейчас, мы с вами заполним «Бортовой журнал» по прочитанному тексту.Вспомните, что такое «Бортовой журнал».
Бортовой журнал – специальный документ, в который записываются все данные о воздушном судне или корабле и все наблюдения за их состоянием во время полёта или плавания.
-Мы с вами заполним подобный журнал о главном герое.
1.Имя главного героя сказки. – Сорные куры.
2. Место жительства. – Австралия.
3.Род занятий. – Высиживание потомства.
4. Черты характера. – Трудолюбивые,
5.Интересные факты о личности литературного героя. – Сгребают в кучу разный сор или зарывают яйца в горячий морской песок.
6 Моё отношение к данному герою.
Бортовой журнал
| |
| |
| |
| |
|
Игра «Самый внимательный»
-Найдите в тексте два слова с буквой Р в начале слова и обведите простым карандашом. В середине слова и обведите. В конце слова и обведите.
- Прочитайте найденные слова.
-Найдите в тексте два слова, в которых звук [р] звучит мягко и подчеркните зеленым карандашом. Прочитайте найденные слова.
-Найдите в тексте два слова, в которых звук [р] звучит твердо и подчеркните синим карандашом. Прочитайте найденные слова.
Систематическое использование подобного рода заданий приносит положительные результаты. У обучающихся появляется интерес к читаемым произведениям и умение самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать из него соответствующие выводы. В результате выполнения предложенных упражнений уточняется и обогащается словарный запас учащихся, развивается лексическая сторона речи, вырабатывается умение правильно строить предложения, правильно и последовательно излагать свои мысли.
По методике Л. Н. Лисенковой формирование у детей навыка чтения — одна из важнейших задач начальной школы, и являющегося фундаментом всего последующего образования. Эффект данных упражнений — формирование быстрого, правильного, осмысленного чтения, пробуждение интереса к процессу чтения, снятие связанных с ним эмоционального напряжения и тревожности.
1.Складывание слов из половинок. Детям предлагается сложить слова из двух частей, написанных на карточках. (Во-да, со-ва, ро-са, у-сы, ка-ша, ре-ка, ре-па, ко-са, со-ва, ла-па и т. д.)
2.Чтение повторным произнесением некоторых слов.
3.Уточнение содержания прочитанного текста по вопросам учителя.
4.Составление рассказа из предложений, написанных на отдельных карточках.
5.Чтение рассказов, загадок. Детям предлагается для чтения тексты, в которых вместо некоторых слов даны рисунки, либо чтение с помощью решетки, окошечка. Дети должны заменить картинку словом в нужном падеже, числе или догадаться, что написано. Это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Если у ребенка не развито умение догадываться по смыслу, ему будет необходимо каждый раз дочитывать каждое слово до конца, чтобы осмыслить фразу, осознать содержание прочитанного.
6.Чтение текста, в котором есть предложения, содержащие смысловые ошибки. Задача детей — быстро выделить как можно больше таких ошибок. Задания, предлагаемые учащимся, повторяются на протяжении всего цикла занятий с использованием разного практического материала.