Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. ИЗО
  3. Краткосрочный проект по художественно-эстетическому развитию «Красавица Матрешка» с детьми 4-5 лет

Краткосрочный проект по художественно-эстетическому развитию «Красавица Матрешка» с детьми 4-5 лет

Игрушка – часть культуры народа. Она возникла давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игры ребёнка. Поэтому мастера – игрушечники вкладывают в образ всю свою фантазию, выдумку, изобретательность. Интерес к игрушке у детей дошкольного возраста устойчивый.

Возраст

Дошкольники

Предметы

ИЗО

Категория

ИЗО
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №140» г. Оренбург

 

 

 

 

Краткосрочный проект

по художественно-эстетическому развитию

 

«Красавица Матрешка»

 

с детьми 4-5 лет

 

 

 

 

 

 

 

Оренбург, 2024

Проект «Матрёшка – русская народная игрушка»

Пояснительная записка: Игрушка – часть культуры народа. Она возникла давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игры ребёнка. Поэтому мастера – игрушечники вкладывают в образ всю свою фантазию, выдумку, изобретательность. Интерес к игрушке у детей дошкольного возраста устойчивый.

Народная игрушка имеет огромное значение в воспитании всесторонне- развитого человека. Народная игрушка самобытна, интересна. Её история начинается с глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка – одна из самых древних форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со своей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности.

Актуальность проекта: Дети перенасыщены самыми разнообразными современными играми и игрушками. А вот народных игрушек, таких как матрешки практически ни у кого нет. Дети порой не знают, как, в них играть. А так хотелось бы, чтобы дети, начиная с младшего дошкольного возраста, проявляли интерес к русской культуре, традициям, обычаям. Матрешка - русская красавица с милым лицом и задорной улыбкой. Она много лет покоряет сердца детей и взрослых, любителей народной игрушки и коллекционеров по всему миру. Матрешка - развивающая игрушка для детей. Это великолепный дидактический материал. Ее педагогической ценности может позавидовать любое современное пособие. С помощью матрешки можно научить детей выделять разные качества, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это способствует развитию координации пальцев рук, глазомера, восприятия, мышления, речи, воспитывать усидчивость. Матрешка не просто народная игрушка, хранительница исконно русской культуры. Она - сувенир, памятная кукла, на фартуке которой искусно прорисованы бытовые сценки, сказочные сюжеты, пейзажи, фантастические цветы. Матрешка - сувенир России и символ ее культуры.

Вид проекта: творческий, информационный, познавательно- игровой.

Тип проекта: групповой, краткосрочный.

Участники: педагог и дети.

Возраст детей: средняя группа.

Цель: воспитать интерес к истории русской народной игрушки - матрёшки, приобщить детей к прекрасному; формировать у детей чувство патриотизма.

Задачи:

познакомить детей с историей матрёшки, как видом народного промысла;

дать знания о матрёшке, о её цветовой гамме;

развивать сенсорные навыки;

научить видеть необычное в обычном;

учить получать радость от увиденного;

содействовать развитию творческих способностей детей.

Планируемые результаты:

знакомство с особенностями русской народной игрушки (материал, форма, цвет, узор), истории её появления;

получить представление о цветовой гамме матрёшек;

научить различать особенности разных матрёшек;

расширение и активизация словарного запаса слов;

освоение техник работы с нетрадиционным материалом;

освоить новые игры.

Значимая для детей проблема: как появилась матрешка, какие бывают матрешки? На решение этой проблемы и направлен наш проект.

Работа с родителями:

Консультация «Как играть с матрёшкой»;

Оригами «Матрёшка»;

Помощь в сборе материала по проекту.

День недели

Мероприятия

Понедельник

Беседа «Матрёшка - краса»

Поделка из дисков «Матрёшка»

Вторник

Сюжетно-подвижная игра

«Прячем матрёшку»

Слушание «Мы весёлые матрёшки»

Заучивание считалки «Раз матрёшка…»

Среда

Музыкально – дидактическая игра «Игра с матрёшками»

Чтение стихотворения «В матрёшке матрёшка…»

Просмотр презентации «Эти разные матрёшки»

Конструирование «Дома для матрёшек»

Четверг

Сюжетно-подвижная игра

«Прячем матрёшку»

Загадывание загадок

Чтение «Матрёшкины частушки»

Пятница

Музыкально-дидактическая игра «Учитесь танцевать»

Конструирование «Дома для матрёшек»

В ходе работы над проектом была проведена презентация «Эти разные матрёшки». Для подведения итогов проекта был составлен коллаж «Мы весёлые матрёшки».

В ходе реализации проекта у детей повысился уровень знаний о истории матрёшки, её особенностях. Углубились знания о цветовой гамме матрёшек, их многообразии. Дети освоили работу с нетрадиционным материалом (диски). Освоили новые игры. Пополнился словарный запас.

Список используемой литературы:

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.  Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006.- 144С., 16Л. вкл.

Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/ авт.сост. В.Н. Косарева. – Изд. 2-е, перераб. – Волгоград: Учитель – 159с.

Интернет ресурс: https://www.maam.ru/detskijsad/beseda-srednja-grupa-istorija-ruskoi-matreshki.html

Интернет ресурс: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-hudozhestveno-yesteticheskoe-razvitie-risovanie-v-srednei-grupe-tema-vesyolye-matryoshki.html

Интернет ресурс: https://infourok.ru/kartoteka-igr-s-russkoy-matryoshkoy-1775520.html

Интернет ресурс: https://allforchildren.ru/poetry/toys100.php#:~ :text=Шли%20подружки%20по%20дорожке%2C%20Было,сласть%20Мне%20теперь%2C%20подружки%2C%20класть%3F%22

Интернет ресурс: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-v-srednei-grupe-po-lepke-matryoshka.html

Интернет ресурс: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-v-srednei-grupe-matryoshka.html

Интернет ресурс: https://ped-kopilka.ru/blogs/svetlana-valentinovna-pantina/master-klas-po-sozdaniyu-i-ukrasheniyu-matreshki.html#:~:text=Цель%3A%20Создание%20матрешки%20и%20развитие,доводить%20начатое%20дело%20до%20конца

Интернет ресурс: https://hotplayer.ru/?s=веселые%20матрешки

Интернет ресурс: https://stihi.ru/2010/11/06/805#:~:text=Раз% 20матрешка%2C%20два%20матрешка%2C%20Было,голубой%20-%20Выбирай%20себе%20любой!

Интернет ресурс: https://childtoys.ru/stihi-pro-matreshku.html

Интернет ресурс: https://russianarts.online/114267-kakie-byvayut-matryoshki/

Интернет ресурс: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-konstruirovaniyu-iz-stroitelnogo-materiala-domiki-dlja-matreshek-srednja-grupa.html

Интернет ресурс: https://www.happy-kids.ru/page.php?id=889

Интернет ресурс: https://stihi.ru/2013/07/15/3383

Приложение 1

Беседа «История Русской Матрёшки»

Цель: знакомство детей с историей русской матрешки.

Задачи:

способствовать развитию речи, внимательности, наблюдательности;

формировать эстетическое отношение и развивать творческие способности детей в процессе интеграции различных видов деятельности;

учить выделять знакомые детям детали костюма матрешки (сарафан, фартук, платок) и видеть их красоту.

Ход:

Воспитатель:

Я на ярмарке бывала,

И игрушки выбирала,

Принесла корзинку вам,

В ней игрушки не простые,

А волшебно-расписные,

Много кукол деревянных

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас гостят

Как скажите всех их звать? Ответы детей.

Воспитатель: Правильно ребята – это матрешки. А давайте, их внимательно рассмотрим.

Во что одеты наши матрешки? Ответы детей.

Воспитатель: А какая это одежда? Ответы детей.

А Матрешки сами какие? Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы ребята! Какие красивые слова подобрали для матрешек. А я тоже хочу несколько слов сказать про свою матрешку, послушайте:

Словно репа она крутобока,

И под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко,

Парой черных смородинок - глаз

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек

Упираются руки в бока

А внутри ее секретик есть

Может три, а может шесть

Разрумянилась немножко

Наша русская матрешка.

Воспитатель:

Наша русская матрешка настоящая красавица, а если вы ребята внимательно слушали, то в стихотворении было сказано, что у матрешки есть секретик.

Ребята, как вы думаете, какой секретик есть у матрешки? Ответы детей.

Правильно внутри матрешки прячутся их сестрицы другие матрешки, каждая матрешка меньше прежней. Давайте с вами посмотрим, кто же спрятался в наших матрешках. Давайте откроем матрёшку и посмотрим, сколько сестриц спряталось внутри? Ответы детей.

Воспитатель:

Послушайте и посчитайте, сколько матрешек у меня:

Кукла первая толста,

А внутри она не пуста,

Разнимается на две половинки

В ней живет еще одна,

Кукла в серединке

Эту куколку открой

Будет третья во второй

Половинку отвинти плотную притертую

И сумеешь ты найти

Куколку четвертую

Вынь ее и посмотри

Что в ней прячется внутри

Прячется в ней пятая

Куколка пузатая

В ней живет шестая,

А шестой седьмая

Эта кукла меньше всех

Чуть побольше, чем орех

Вот поставлены все в ряд

Сестры куколки стоят

Сколько вас сейчас мы спросим

И ответим (восемь)

Физкультминутка:

Мы веселые матрешки

Ладушки, Ладушки

На ногах у нас сапожки

Ладушки, Ладушки

В сарафанах наших пестрых

Ладушки, Ладушки

Мы похожи словно сестры

Ладушки, Ладушки

Воспитатель:

Кто не знает нашу русскую куклу - игрушку развеселую матрешку?

Вот она нарядная, расписная, выточенная мастером из дерева - наша русская матрешка!

Воспитатель:

Ребята, а кто знает, когда и как появилась такая кукла - матрешка? Ответы детей.

А вот теперь послушайте, как это было!

Было это давным-давно. Шел как-то Иванушка-молодец на все руки мастер по русской земле, по широким полям, по березовым рощам. Вдруг видит деревушку вдалеке. Вошел он в деревню. На краю деревни дом стоит, а там мужик сидит на лавочке печалится. Спросил Иванушка, почему он такой печальный сидит. И рассказал мужик ему, что есть у него дочь да заболела она. А заболела от того, что нет у нее игрушки забавушки. «Не печалься» сказал ему Иван, что-нибудь придумаем. Обязательно развеселим твою дочь. И придумали они на ярмарку сходить да купить чего-нибудь веселого и сладкого. Долго, долго ходили по ярмарке рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на картине смешную куколку. Купили они картину и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку, сразу повеселела, разрумянилась да похорошела. Захотела поиграть в куколку да не может. Опять ей грустно стало. Тогда взял Иван чурочку и выточил из нее фигурку куколки, и яркими красками расписал: одел ее в сарафан яркий, платок на голову повязал, рубаху да фартук. Получилась смешная, веселая кукла, обняла ее девочка и назвала русским именем – Матрешка. А Иван с тех пор для детей стал точить забавных деревянных кукол. А потом научился и с секретом делать. Раскрывалась, а из нее Матрешка меньше выходила.

Полюбилась эта кукла русскому народу и стали ее в разных городах делать и расписывать, но в каждом городе по-своему.

Воспитатель: Посмотрите, все ли матрешки у нас похожи?

У каждой Матрешки свой узор на сарафане, платке и фартуке. Вот, она какая кукла расписная. Матрешки веселые не любят на месте сидеть, они любят петь и веселится, танцевать, а давайте для них мы тоже песню споем и станцуем.

Воспитатель: Молодцы хорошо отвечали, а что интересного узнали?

Приложение 3

Рисование «Матрёшка»

Цель: развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.

Задачи:

учить расписывать матрёшку, по возможности точно передавая пропорции и элементы оформления «одежды»;

развивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорций.

совершенствовать способы рисования кистью.

закреплять умение чисто промывать кисточку перед использованием краски другого цвета.

развивать цветовое восприятие.

воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.

Материал: Образцы матрешек, лист А4, фломастеры, гуашь, кисти, вода, клеёнки – на каждого ребёнка, салфетки - на каждого ребенка.

Ход:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, я нашла конверт. Давайте посмотрим, что в нём? Это загадка. В одной кукле – кукол много, Так живут они — друг в дружке, Их размер рассчитан строго — Деревянные подружки…(Матрёшка) Молодцы! Конечно же матрёшки. А ещё в письме матрёшки просят нарисовать им друзей.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как появилась матрёшка. Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, вы знаете как появилась матрёшка. Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки (рассматриваем с детьми матрешку) Что на голове у матрешке? Ответы детей. (платочек, косынка) А на туловище? Ответы детей (сарафан). Посмотрите, чем украшен сарафан? Ответы детей (цветами, листочками, ягодами, травой). Вот таких чудесных, нарядных матрёшек украшали художники. После того, как их украсили, они получались какие? (яркие, красивые, весёлые, так и кажется, взмахнут они платочками и пустятся в пляс).

Воспитатель: Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу, хочу, хочу… превратить вас в художников. (Дети поворачиваются вокруг себя) Давайте пройдём за столы и нарисуем друзей для матрёшек. Сначала разомнём пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Воспитатель: Мы весёлые матрёшки (хлопают в ладоши)

На ногах у нас сапожки (идут по полу)

В сарафанах наших пёстрых (соединяют ладошки вместе)

Мы похожи словно сёстры (ручки в замок)

После окончания работ физкультминутка

Мы веселые матрешки

Ладушки, Ладушки

На ногах у нас сапожки

Ладушки, Ладушки

В сарафанах наших пестрых

Ладушки, Ладушки

Мы похожи словно сестры

Ладушки, Ладушки

Анализ работ. После окончания работы все  матрёшки рассматриваются, выбирают самую яркую, с интересным рисунком, весёлую и т. д.

Воспитатель: Молодцы! Очень красивые матрёшки получились. Наши матрёшки будут рады новым друзьям.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Игрушка – часть культуры народа. Она возникла давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игры ребёнка. Поэтому мастера – игрушечники вкладывают в образ всю свою фантазию, выдумку, изобретательность. Интерес к игрушке у детей дошкольного возраста устойчивый.
0 ₽
Все мамы и папы мечтают видеть своих детей добрыми. И даже если кто-то из родителей это отрицает, то вряд ли он желает себе одинокой старости, лишенной заботы любимого чада. А ведь доброта не бывает избирательной – она или есть в сердце человека, или нет. И это во многом зависит от воспитания.
0 ₽
Такая форма взаимодействия с родителями как родительское собрание призвана помочь родителям определить место и роль детского сада в жизни семьи, способствовать пониманию того, что педагоги детского учреждения – помощники для родителей, цели у нас общие в воспитании детей, установление контакта между педагогами и родителями, обмен семейным опытом.
0 ₽