Методическая разработка викторины по теме «Культура народов Севера»
Цель:Обогатить знания о культуре и обычаях народов севера; узнать историю происхождения народов севера: ханты и манси, познакомиться с их культурой, традициями и обычаями.
Задачи:
Ознакомление и приобщение воспитанников к культурным традициям и обычаям народов Ямала.
Развитие познавательных способностей через ознакомление с обычаями и традициями народов Ямала.
Воспитание у детей любви к малой Родине, патриотизма, духовности, воспитать уважение к жителям коренных национальностей Севера.
Оборудование: карточки с пословицами, со сказками - закончи начатую сказку, жетоны.
План:
Организационный момент
1 тур «Фольклорная разминка»
2 тур «Пословицы народов Севера»
3 тур «Так говорят дети»
4 тур «Сказки народов Севера»
Подведениеитогов
Ход викторины
Организационный момент
Воспитатель:Добрый день, ребята! Сегодня мы проведем семейную викторину, которая увлечет нас в путешествие по родному краю. Будем участвовать в две команды. В нашей викторине четыре тура. Мы выявим ту команду, которая сумеет блеснуть познаниями в сфере краеведения. За правильный ответ вы будете получать жетоны.
1 тур «Фольклорная разминка»
Воспитатель:итак, я объявляюI тур нашей викторины. Он состоит из двух блоков: 1 блок - загадки (коми, хантыйские, русские), 2 блок - вопросы по истории и культуре народов Севера. Каждый правильный ответ принесет команде по одному жетону.
1 блок - Загадки
Белый камушек во рту тает. (Сахар)
Под водой калач. (Налим)
В лесу родилась,а в воде живет. (Лодка)
Встанет - стол, ляжет - калач. (Собака)
Сама не ест, а человека кормит. (Ложка)
Четыре девочки один платок надели. (Стол)
Старый мужчина малицу надел наизнанку - людей пугает. (Медведь)
На дереве кукла с косичками сидит. (Белка)
Когда стемнеет - появляются, рассветает - исчезают. (Звезды)
Он ловок, но лиса его ловит. (Заяц)
Он наш кормилец и поилец. (Лес)
Кто по одному зернышку клюет и всегда сыт? (Курица).
2 блок - вопросы по истории и культуре народов Севера
Югры, остяки - названия какого северного народа? (Ханты)
Назовите автора повести «Анико из рода Ного». (Анна Неркаги)
Кто автор строк?
С той поры, когда в родном селенье
Стали понимать людскую речь,
Врезалось мне в память наставленье
Нашу землю вечную беречь. (Р.П. Ругин)
Как называется большая белая птица, занесенная в Красную книгу, гнездовье которой находится на территории Шурышкарского района? (Стерх)
Каких птиц зовут снегурами, снежинками, снежными или настовыми птицами? (Пуночки)
Кто хозяин тайги? (Медведь)
Самая крупная мышь - полевка? (Ондатра)
Самый маленький хищний зверек, относящийся к семейству куньих? (Ласка)
Гонобобель, гонобой, синика, дурниха - все эти названия северной ягоды. Какой ягоды? (Голубика)
Как по-другому называют рыбу чир? (Щёкур)
Жрец и прорицатель северного народа? (Шаман)
Как приветствуют друг друга коми? (Видзя)
Каково второе название сибирской и корейской сосен? (Кедр)
Как по - другому называют группу народности пермяки, ижемцы? (Коми, зыряне)
Самый ловкий хищник - рыболов? (Выдра)
Как называют маленьких зайчат, родивших осенью? (Листопадники)
(Команды по очереди отвечают на вопросы)
2 тур «Пословицы народов Севера»
Воспитатель:Молодцы, команды, справились с заданиями! 2 тур «Пословицы народов Севера». В первом задании для вас задание пословицы из слов, написанных на разрезанных карточках.
- «Кто за Родину герой, тот и герой»;
- «Нет в мире краше Родины своей»
2 задание - закончить пословицы.
- «Слово, что не лжет, далеко ...» (не уйдёт)
- «Гнилую рыбу соль ...» (не спасёт)
- «Оставленный в тундре запас - и для нас ...» (и для вас)
- «Со злым поведёшься - добра ...» (не наберёшься)
- «Обижать своих соседей - то же, что дразнить...» (медведей)
(Команды выполняют задания на карточках)
3 тур «Так говорят наши дети»
Воспитатель:Молодцы! Следующий тур «Так говорят дети». В этом туре вам необходимо расшифровать речь малышей. По трем подсказкам вы должны догадаться, о чем идет речь. Чем быстрее догадаетесь, тем лучше для вас. Вы заслужите 3 жетона, если отгадаете с первой попытке, 2 жетона - со второй, 1 жетон - с третьей.
1 задание:
Он такой большой: выше папы, длиннее змеи.
Он везет только тех, кто не вышел.
Некоторые там билеты не покупают. (Автобус)
2 задание:
Оно как будто баюкает.
У него как будто санки внизу.
А дедушка в нем с газетой отдыхает. (Кресло - качалка)
3 задание:
Они всегда вдвоём дома и из дома не выходят.
Они одинаковые, только один левый, а другой - правый.
У него они должны быть свои. (Домашние тапочки)
4 задание:
Они бывают нужны бабушкам и дедушкам.
Их боятся потерять, потому что без них как без рук.
Без них даже их не видешь. (Очки)
(Команды по очереди расшифровывают подсказки)
Подведение итогов
Воспитатель:Молодцы, команды! А теперь, давайте подведем итоги, сколько жетонов в каждой команде.
(Идет подсчет жетонов)
У каждого народа есть своя неповторимая ДУША - его вера, язык, традиции и обряды, песни и танцы. Пока жива ДУША народа, жив и сам народ. Спасибо за участие!