Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Русский язык
  3. Лекция: «Грамматическая структура слова».

Лекция: «Грамматическая структура слова».

Грамматическая структура слова устанавливает взаимосвязь между грамматическими средствами, грамматическими формами, а также внутренними и внешними грамматическими структурами. Рассмотрим максимально возможное расположение грамматических средств в структуре русского слова.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Русский язык

Категория

Русский язык
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Лекция: «Грамматическая структура слова».

Грамматическая структура слова устанавливает взаимосвязь между грамматическими средствами, грамматическими формами, а также внутренними и внешними грамматическими структурами. Рассмотрим максимально возможное расположение грамматических средств в структуре русского слова.

Слово обязательно должно содержать корень, который является словообразовательной грамматической основой, образующей словообразовательную эпидигму (словообразовательный ряд). Естественно, что корень входит в парадигму всех возможных корней русских слов.

Переменными величинами словообразовательной эпидигмы всегда выступают интерфиксы, чаще всего выступают суффиксы, несколько реже префиксы, могут выступать постфлексии. Различные словообразовательные аффиксы именуются в языковедении дериватами. Можно сделать вывод, что связь между корнями и дериватами образует словообразовательные отношения.

Флексии всегда являются переменными величинами словоизменительных отношений. В языковедении они называются релятами. Основами словоизменительных отношений могут быть как корни, так и корни в сочетании с дериватами. Можно сказать, что связи между словообразовательными основами и релятами характеризуют словоизменительные отношения. Следует выявить, какими структурными особенностями должны характеризоваться отношения категориального формообразования.

Категориальное формообразование может выражаться суффиксами. В роли суффиксов может выступать вся эпидигма окончаний, например, категориальная форма рода существительных может быть представлена эпидигмами окончаний существительных: стол, стол-а, стол-у, стол-ом, стол-е – здесь совокупность флексий выступает показателем мужского рода; рек-а, рек-и, рек-у, рек-ой, рек-е – здесь совокупность флексий выступает в роли суффикса женского рода; окн-о, окн-а, окн-у, окн-ом, окн-е – здесь совокупность флексий выступает в роли суффикса среднего рода. В примерах уче-ник, уче-ниц-а суффикс -ник- является показателем мужского рода существительного, а -ниц- - женского рода. В примере слон, слон-их-а основным категориальным показателем рода существительных выступает эпидигма флексий, а наличие суффикса -их- – дополнительным показателем женского рода и т.д.

Категориальная форма одушевленности русских существительных выражается флексиями винительного падежа мужского рода, например ребенк-а, стог.

Категориальной формой прилагательных является форма сравнительной степени: та гора высокая, а эта выше (здесь нет корреляции, но есть эпидигма, состоящая из показателей позитивной формы и сравнительной).

Степень сравнения у наречий также является категориальной формой: один спортсмен бежал быстро, другой бежал быстрее. Различие между сходными формами сравнения наречий и прилагательных может быть представлено только различиями внешних форм (сравнительная степень прилагательных сочетается с существительными, а сравнительная степень наречий – с глаголами).

Категориальной формой глагола служит форма переходности/непереходности. Она выражается с помощью постфлексии -ся: умыл лицо – умылся сам. Категориальная форма переходности глагола, независимо от того, использует ли она постфлексию -ся или не использует, выражается внешней формой, то есть сочетанием слов: читал книгу – ходил по траве.

К категориальным формам глаголов относятся формы совершенного/несовершенного вида, которые могут различаться между собой приставками: читать – прочитать, писать – написать, ехать – заехать. Это различие может выражаться также суффиксами: ходить – хаживать, решить – решать, толкнуть – толкать. Различие внутренних форм вида русского глагола сопровождается различиями внешних форм, то есть сочетаемости: прочитал сразу – читал долго, медленно бежал – быстро прибежал, буду писать (нельзя сказать *буду написать), начинать петьпродолжать петь, закончить петь (нельзя сказать *начинать запеть, *продолжать запеть, *закончить запеть), привыкнуть спать (нельзя *привыкнуть выспаться). Данные глаголы обладают значением существования, этапов действия, состояния и т.д.

Следующие глаголы употребляются только с глаголами совершенного вида, и тем самым служат их дифференторами. Затеять сыграть (нельзя сказать *затеять играть), торопиться прочитать (нельзя *торопиться читать), рассчитывать разбогатеть (нельзя *рассчитывать богатеть), забыть написать (нельзя *забыть писать). В основном эти глаголы имеют значение намерения или готовности.

Таким образом, категориальные формы существительных, прилагательных и наречий выражаются эпидигмами флексий, а категориальные формы глаголов – суффиксами, префиксами, внешней формой. Все средства категориального формообразования могут быть названы формативами. Категориальной, или формообразовательной основой может быть как словообразовательная основа (читать – перечитать), так и словоизменительная основа (умывала – умывалась). В отличие от словообразовательных форм категориальная форма формируется не только внутренней формой, но и внешней формой.

Словоизменение, как уже было сказано, выражается отношением основы слова и флексии. Флексия является основным словоизменительным средством. Словоизменение в русском языке четко выражается во внутренней форме слова и во внешних формах, где имеет место корреляция (согласование). Таким образом, словоизменительная структура обладает двумя свойствами – словоизменительной эпидигмой и корреляцией согласования, иначе говоря, соответствием внутренней и внешней формы. Словоизменительные аффиксы получили название релятивов.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Прошло почти 200 лет, а история любви первого поэта России и главной красавицы высшего света до сих пор занимает умы историков, ученых, исследователей и поклонников творчества Пушкина. Существует множество легенд и толкований. О том, как развивались их отношения на самом деле, рассказывает Татьяна Рожнова, исследователь-пушкинист, член Союза писателей, автор книги «Жизнь после Пушкина: Наталья Николаевна и её потомки».
0 ₽
Мероприятие «Казачьи игрища» направлено на решение проблемы возрождения казачьих традиций, обычаев, быта среди обучающихся. Уже ставшие традиционными спортивные соревнования «Казачьи игрища» были приурочены к Дню защитника Отечества. Команды состязались друг с другом в ловкости, выносливости, силе и смекалке. На мероприятии звучали казачьи песни и стихи.
0 ₽
Традиционно у казаков Казачий Круг служит обозначением любого всенародного собрания. Казачий Круг, как народное правление, это учреждение чрезвычайно древнее и начало его теряется в глубине веков. Прототипы его мы видим в народных собраниях древнегреческих и итальянских республик: Афин, Спарты и др., в новгородском и псковском «вече», в общинном правлении славяно-руссов на берегах Днепра, и в запорожской «раде».
0 ₽