Государственное автономное общеобразовательное
учреждение Амурской области
«Региональный центр коррекционного образования»
Без срока давности. Ленинград – непокоренный город
Конспектмероприятия, посвященного
Дню снятия блокады Ленинграда
6-9 классы
Автор: Т.Н. Стукалина, воспитатель
г. Белогорск, 2024
Цель:формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к историческому прошлому народа и страны, уважения к героям и их подвигам, готовности к защите Родины и противодействию фальсификации истории.
Задачи:
осознание обучающимися необходимости сохранения исторической памяти и передачи ее следующим поколениям, недопустимости фальсификации истории;
формирование у обучающихся чувства гордости за историческое прошлое страны, осознанного неприятия толерантного отношения к националистическим и иным антигуманным идеологиям.
Ход мероприятия
Ведущий 1: Здравствуйте, ребята, 22 июня 1941года фашистская Германия напала на нашу страну. Привыкнув к быстрым победам над западными странами, фашисты планировали завершить войну против Советского Союза за 6-8 недель.
Ведущий 2: Планировалось ворваться в глубокий тыл и захватить Москву, а Ленинград стереть с лица земли. После разгрома советской армии существования этого города, не будет иметь не какого смысла, писал Адольф Гитлер.
Ведущий 1: Сегодня мы собрались отметить невероятно важное и значимое событие не только для одного города, но и для всей страны – 80 годовщину со дня полного снятия блокады с Ленинграда.
Ведущий 2: Каждый год 27 января мы отмечаем великий день - День освобождения Ленинграда от фашистской Блокады. Это одна из самых трагических и печальных страниц истории города.
Ведущий 1: Только от голода погибло свыше 640 тыс. жителей, десятки тысяч погибли при обстрелах и бомбардировках. Каждый день жизни в блокадном Ленинграде был битвой за собственную жизнь, битвой за Ленинград.
Ведущий 2: Целых 872 дня жители Ленинграда находились в блокаде. Давайте вернёмся мысленно назад и попытаемся пережить вместе с ленинградцами хотя бы малую толику тех почти 900 дней, а это почти 3 года, каждый из которых отмечен подвигом.
Ведущий 1: Сегодня на мероприятии мы принесли предметы, которые ассоциируются с теми трагическими днями. Посмотрите, как вы думаете, что у меня в руках. (Демонстрация талонов на продукты).
Талоны на еду
Ведущий 2: Скажите, почему людям нужны были талоны? Разве они не могли купить еду в магазине за деньги? (Магазины не работали, продуктов в городе не было, что бы еды хватило всем, продукты стали выдавать по карточкам).
Ведущий 1: Ребята, а почему в городе не было продуктов (В самом начале блокады немецкие самолеты разбомбили все продовольственные склады, они это сделали специально, для того чтобы жители Ленинграда умерли от голода).
Кусочек хлеба.
Ведущий 2: Ребята, скажите, что это такое и как это связано с блокадой Ленинграда?(Демонстрация кусочка хлеба).
Давайте освежим в памяти эти события и посмотрим видео фрагмент документальной хроники того времени. Слайд – 2
Ведущий 1:И даже эти 125гр. Не были из чистой муки, в него добавляли всё, что могло быть съедобным обойную пыль, опилки и даже жмых.
Свечка
Ведущий 2:Ребята, как вы думаете, почемусреди наших экспонатов находится свеча? (Демонстрация свечи).(Ответы детей - в блокадном Ленинграде не было света и отопления, люди умирали не только от голода, но и от холода).
Кружка
Ведущий 1: С чем ассоциируется у вас этот предмет? (Демонстрация кружки). (Ответы детей).
Ведущий 2:Человек может прожить без воды от 3 до 7 дней. В Ленинграде отсутствовало не только электричество, но и водоснабжение, поэтому люди были лишены возможности пить чистую воду.
Ведущий 1:Как вы думаете, а что же они тогда пили?
Полезно ли пить воду из реки и талый снег? Как это может повлиять на здоровье человека.
Ведущий 2:Во время блокады многие люди умирали не только от холода и голода, но и от кишечных инфекций. Давайте посмотрим документальный сюжет о тех событиях. Слайд - 3
Дневник и карандаш.
Ведущий 1:Как вы думаете, кому могли принадлежать эти предметы? Этот дневник маленькой блокадницы, в нем описана одна из тысяч историй блокадного Ленинграда. Этот дневник девочка вела каждый день во время фашистской осады.
Ведущий 2:С её дневником нам осталось страшное свидетельство тех ужасных блокадных дней. Это свидетельство хранится в музее истории Ленинграда. Таня Савичева стала символом блокадного Ленинграда. Внимание на слайд. Слайд - 4
Чем занимались дети блокадном Ленинграде?
Ведущий 1:Таня Савичева была обычной маленькой девочкой. Интересно, чем же дети занимались в эти страшные блокадные дни? (Ответы детей).
Ведущий 2:А как вы думаете, ходили ли ребята в школу? Чем они занимались после учебных занятий? (Работали на заводах, помогали расчищать город от завалов). Следующее видео как раз об этом. Слайд – 5
Дорога жизни.
Ведущий 1:Связь с большой землей Ленинград мог поддерживать только по воздуху или по воде, через Ладожское озеро так появилась дорога жизни. В документах и на картах она значилась как военная дорога № 101.
Просмотрим видео фрагмент. Слайд – 6
Ведущий 2:В пути водителя постоянно подстерегала опасность уйти под лёд, поэтому ни кто не закрывал дверцы, это был единственный шанс успеть. Успеть выпрыгнуть из тонущей машины. Только за одни сутки 29 ноября 1941 года под воду ушло 52 автомобиля.
Ведущий 1:Не смотря на это, водители, рискуя жизнью, доставляли запасы продовольствия и вывозили раненых людей из осажденного Ленинграда. Слайд - 7
Ведущий 2:Ребята, как вы думаете, что нужно делать для того, что бы люди жили в мире и такие ужасные для людей времена не когда не повторялись? (Нужно быть добрыми друг к другу и обязательно хранить в памяти воспоминания об этих событиях).
Ведущий 1:За время блокады Ленинграда погибло около 1 миллиона человек. Давайте почтим минутой молчания всех погибших. Слайд - 8
Ведущий 2:Люди!
Покуда сердца стучаться, - помните!
Какою ценой завоёвано счастье, - пожалуйста, помните!