4Управление образования администрации муниципального образования город-курорт Геленджик
муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества»
муниципального образования город-курорт Геленджик
Принята на | Утверждаю: |
Педагогическомсовете | Директор МАОУ ДО «ЦРТДиЮ» |
протокол № от ___2024 | __________Т.Н.Ходырева Приказ №_____от «__»_______2024г |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ КРАТКОСРОЧНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Социально-гуманитарной направленности
«Музыкальное лето – 2024. Площадка»
для студии эстрадного вокала «Чудеса»
Уровень программы:ознакомительный
Срок реализации программы:60 часов (3 недели)
Возрастная категория: от 7 до 16 лет
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 18961
Автор-составитель:
Видинг Ольга Юрьевна
педагог дополнительного образования
г. Геленджик, 2024
ПАСПОРТ программы
дополнительной краткосрочной общеобразовательной общеразвивающей программы
Социально-гуманитарной направленности
«Музыкальное лето – 2024. Площадка»
для студии эстрадного вокала «Чудеса»
Наименование муниципалитета | Геленджик |
Наименование организации | МАОУ ДО «ЦРТДиЮ» |
ID-номер программы в АИС «Навигатор» | 18961 |
Полное наименование программы | дополнительная краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Музыкальное лето – 2024. Площадка» для студии эстрадного вокала «Чудеса» |
Механизм финансирования (ПФДО, муниципальное задание, внебюджет) | Муниципальное задание |
ФИО автора (составителя) Программы | Видинг Ольга Юрьевна |
Краткое описание Программы | Главным в содержании программы является практическая отработка знаний, умений и навыков в определенном виде социального, художественного, творчества, выполнение коллективных или индивидуальных работ, дополняемые обязательной системой мер по формированию здорового образа жизни |
Форма обучения | Групповая |
Уровень содержания | базовый |
Продолжительность освоения (объём) | 60 часов (3 недели) |
Возрастная категория | 7-16 лет |
Цель программы | создание необходимых условий для оздоровления, отдыха и рационального использования каникулярного времени детей через формирование познавательного интереса. Формирования творческих способностей в условиях летнего периода на базе ЦРТДиЮ |
Задачи программы | Образовательные: - овладение вокально-певческими навыками: чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции и дыхания. -формирование у детей навыков самостоятельного освоения нового вокального материала - определение творческого потенциала ребенка; - обучение самостоятельной записи вокальной партии. Личностные: - формирование навыков творческой деятельности и развитие умения сочетать различные виды деятельности. - развитие навыков самоконтроля. Метапредметные: - Формирование взаимосвязи вокала и здорового образа жизни; -Формирование взаимосвязи музыки и других видов искусств; -Организация досуга. |
Ожидаемые результаты | Образовательные:
Личностные:
Метапредметные:
|
Особые условия (доступность для детей с ОВЗ) | Частично возможно |
Возможность реализации в сетевой форме | Частично возможно |
Возможность реализации в электронном формате с применением дистанционных технологий | Частично возможно |
Материально-техническая база | комплект звуковой аппаратуры, ноутбук, телевизор; информационное обеспечение: перечень учебно-методической литературы, учебных информационных ресурсов, в том числе цифровых, информационное и музыкальное оборудование (звуковоспроизводящая аппаратура), телевизор, ноутбук, музыкальный материал. Информационное обеспечение: - ноутбук и Интернет-подключение; использование мессенджеров - коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке; - аудиозаписи и фонохрестоматии; - видеофильмы с соответствующими записями. |
РазделI. Основные характеристики
1.1.Пояснительная записка
Летняя деятельность рассчитана на учащихся студии эстрадного вокала «Чудеса».
Обстановка совместной деятельности детей в группе позволит обучать их нормам поведения в коллективе, культуре взаимоотношений, располагает к раскрытию способностей детей, проявлению инициативы, способствует приобщению к духовности, усвоению принципа безопасного и здорового образа жизни.
Основная направленность деятельности программы – используя оригинальные приемы развития познавательных интересов и приобщение к техническим видам творчества певцов-используя дистанционное обучение, что так же важно для детей занимающихся пением, в творческом процессе участвуют воображениеи мастерство, которое человек приобретает, получая знания и претворяя их в жизнь на практике-где основной целью является развитие, познавательных интересов. Основной идеей педагога является развитие музыкальных и певческих способностей детей, не только на реальных занятиях педагог-учащийся, но и в дистанционной -самостоятельной работе учащихся дома и получения результата своей деятельности, в интернете ютубканале, что так же важно для творческой деятельности учащихся, детям и родителям очень важен такой результат.
В летнее время можно в игровой форме заниматься элементами сольфеджио. Онлайн-тренажёр (web-приложение) по сольфеджио. Теория музыки для начинающих. Упражнения на развитие музыкального слуха https://nsportal.ru/music/ru/
Программа спроектирована в соответствии с современными требованиями и следующими документами: – Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; – Концепция развития дополнительного образования детей от 04. 09. 2014 №1726-р; – Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
1.1.1.Направленность программы – Социально-гуманитарная
Данная программа содержит элементы развития познавательных интересов. Образовательный процесс совмещен с досуговой деятельностью.
1.1.2.Новизна и актуальность программы, педагогическая целесообразность
Новизна и актуальность программыв том, что занятия, в летний период позволяют внедрять здоровьесберегающие технологии и лучшему усвоению предлагаемой образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей.
Главным в содержании программы является практическая отработка знаний, умений и навыков в определенном виде социального, художественного, творчества, выполнение коллективных или индивидуальных работ, дополняемые обязательной системой мер по формированию здорового образа жизни.
Программа учитывает особенности детей, интересы, является
целесообразной и способствует развитию творческого потенциала детей.
Педагогическая целесообразность
В связи с последними событиями во всем мире (пандемией) очень важно сохранять здоровье детей. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать ребенка к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи.
1.1.3.Отличительной особенностью программы является ее универсальность: для всех групп предлагается общий объем учебного материала .Основной идеей педагога является развитие музыкальных и певческих способностей у всех детей.
1.1.4. Адресат программы
Программа предназначенадля детей школьного возраста от 7 до 16 лет.
1.1.5. Уровень программы
Образовательная программа «Музыкальное лето – 2024. Площадка» является краткосрочной, имеет ознакомительный уровеньи рассчитана на 3 недели во время которых учащиеся занимаются в рамках проведения дневной тематической площадки.
Реализуется как дополнение программы «Вокальный ансамбль. Чудеса», сочетая образовательную и досуговую деятельность учащихся.
1.1.6 Формы обучения
Групповая- ансамбль до 6-8 человек.
1.1.7. Режим занятий.
Занятия проводятся 5 раз в неделю по 2 часа – образовательной деятельности и 5 раз в неделю по 2 часа организационно досуговой деятельности.
1.1.8 Особенности организации образовательного процесса.
Основной формой обучения является пение в ансамбле 6-8 человек в зависимости от возраста и года обучения. Главным в обучении является овладение вокальной техникой. Развитию вокальной техники (интонации, ровности, дикции, артикуляции, вокального дыхания и т.п.) способствует систематическая работа над упражнениями. Важна работа над качеством звука, интонацией, ровностью звучания. В рамках одного занятия могут сочетаться разные виды деятельности:
- дыхательная гимнастика;
- артикуляционные упражнения;
- вокально-хоровая работа;
- занятия по музыкальной грамоте;
- восприятие (слушание) музыки.
1.2. Цель и задачи
ЦЕЛЬ: создание необходимых условий для оздоровления, отдыха и рационального использования каникулярного времени детей через формирование познавательного интереса. Формирования творческих способностей в условиях летнего периода на базе ЦРТДиЮ.
ЗАДАЧИ
Образовательные:
- овладение вокально-певческими навыками: чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции и дыхания.
-формирование у детей навыков самостоятельного освоения нового вокального материала
- определение творческого потенциала ребенка;
- обучение самостоятельной записи вокальной партии.
Личностные:
- формирование навыков творческой деятельности и развитие умения сочетать различные виды деятельности.
- развитие навыков самоконтроля.
Метапредметные:
- Формирование взаимосвязи вокала и здорового образа жизни;
-Формирование взаимосвязи музыки и других видов искусств;
-Организация досуга.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ
1.3.1 Учебный план
30 часов – образовательная деятельность, 30 часов- организационно-досуговая деятельность
№ п/п | Название предмета, разделы. | Количество часов | Формы работы | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. Знакомство с правилами по ТБ. | 2 | 2 | Очно, группа | |
2 | Вокальная работа. Дикция и артикуляция Дыхание | 10 | 2 | 6 | Очно, группа |
3 | Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений. Работа над произведением: прослушивание произведения; - анализ произведения; - работа с текстом. - метроритмическая работа - отработка унисона - баланс в ансамбле логические ударения - динамические оттенки | 18 | 4 | 16 | Очно, группа |
4 | организационно-досуговая деятельность | 30 | 30 | Очно, группа | |
• | ИТОГО | 60 | 8 | 22 |
1.3.2. Содержание
1 Вводное занятие. Знакомство с правилами по ТБ.
2 Вокальная работа.
Певческая установка
Теория Певческая установка; певческая опора голоса.
Практика Развитие навыков певческой установки. Специальные упражнения, закрепляющие навыки певческой установки. Пение в положении «сидя» и «стоя».
Положение ног и рук при пении.
Контроль за певческой установкой в процессе пения.
3 Работа над произведением: прослушивание произведения;
Теория Динамические оттенки.
Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей детских песен и детских коллективов.
ПрактикаФормирование вокального слуха учащихся, их способностей слышать и анализировать качественное исполнение.
Разбор произведения; темп, ритм, характер произведения; выразительность, динамические оттенки: p, f, ff, pp, mf, диминуэндо, крещендо; разучивание мелодии; работа над чистотой интонации
4. Организационно-досуговая деятельность
12 июня «День России»
15 августа День воздушного флота России .
22 августа День Государственного флага России
24 августа День города
27 августа День Российского кино
Проведение музыкальных викторин , спортивные игры на площадке
1.4. Планируемые результаты:
Образовательные:
Закрепление вокальных навыков
Освоение новых форм обучения
Начальные навыки самостоятельной записи вокальной партии
Личностные:
Получить определенные навыки по самовоспитанию
Приобретение стимула для развития своих творческих способностей, желание вести работу над собой, понимать себя.
Метапредметные:
Потребность в стремлении к здоровому образу жизни
Организованный досуг
РазделII «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1.Календарный учебный график
№ п/п | Дата | Содержание деятельности | Форма занятия | Кол-во часов | Место проведения | Форма контроля |
Вокальная работа Работа над произведением: -прослушивание произведения; - анализ произведения; - работа с текстом. | Групповая | 2 | Учебный класс. | Опрос, педагогическое наблюдение | ||
Организационно-досуговая деятельность | групповая | 2 | Учебный класс. | педагогическое наблюдение | ||
Вокальная работа Работа над произведением: - метроритмическая работа - отработка унисона - работа по партиям | Групповая | 2 | Учебный класс. | педагогическое наблюдение | ||
Организационно-досуговая деятельность | групповая | 2 | Учебный класс. | педагогическое наблюдение | ||
Вокальная работа Работа над произведением: - метроритмическая работа - отработка унисона - работа по партиям | Групповая | 2 | Учебный класс. | педагогическое наблюдение | ||
Организационно-досуговая деятельность | групповая | 2 | Учебный класс. | педагогическое наблюдение |
Учебно-тренировочная работа Работа над произведением - метроритмическая работа - отработка унисона - работа по партиям | Групповая | 2 | Учебный класс. | педагогическое наблюдение | ||
Организационно-досуговая деятельность | групповая | 2 | Учебный класс. | педагогическое наблюдение | ||
Вокальная работа Работа над произведением: - метроритмическая работа - отработка унисона - работа по партиям | Групповая | 2 | Учебный класс. | педагогическое наблюдение | ||
Организационно-досуговая деятельность | групповая | 2 | Учебный класс. | педагогическое наблюдение | ||
Вокальная работа Работа над произведением: - работа по партиям - звуковой баланс в ансамбле - логические ударения - динамические оттенки | групповая | 2 | Учебный класс. | педагогическое наблюдение | ||
Организационно-досуговая деятельность | групповая | 2 | Учебный класс. | педагогическое наблюдение | ||
Вокальная работа Работа над произведением: - работа по партиям - звуковой баланс в ансамбле - логические ударения - динамические оттенки | Групповая | 2 | Учебный класс. | педагогическое наблюдение | ||
Организационно-досуговая деятельность | групповая | 2 | Учебный класс. | педагогическое наблюдение | ||
Вокальная работа Работа над произведением: - работа по партиям - звуковой баланс в ансамбле - логические ударения - динамические оттенки | Групповая | 2 | Учебный класс. | педагогическое наблюдение | ||
Организационно-досуговая деятельность | групповая | 2 | Учебный класс. | педагогическое наблюдение | ||
Вокальная работа Работа над произведением: - работа по партиям - звуковой баланс в ансамбле - логические ударения - динамические оттенки | Групповая | 3 | Учебный класс. | педагогическое наблюдение | ||
Организационно-досуговая деятельность | групповая | 2 | Учебный класс. | педагогическое наблюдение | ||
Вокальная работа Работа над произведением: - работа по партиям - звуковой баланс в ансамбле - логические ударения - динамические оттенки | Групповая | 2 | Учебный класс. | педагогическое наблюдение | ||
Организационно-досуговая деятельность | групповая | 2 | Учебный класс. | педагогическое наблюдение | ||
Вокальная работа Работа над произведением: - работа по партиям - звуковой баланс в ансамбле - логические ударения - динамические оттенки | Групповая | 2 | Учебный класс. | педагогическое наблюдение | ||
Организационно-досуговая деятельность | групповая | 2 | Учебный класс. | педагогическое наблюдение | ||
Вокальная работа Работа над произведением: - работа по партиям - звуковой баланс в ансамбле - логические ударения - динамические оттенки | групповая | 2 | Учебный класс. | педагогическое наблюдение | ||
Организационно-досуговая деятельность | групповая | 2 | Учебный класс. | педагогическое наблюдение | ||
Вокальная работа Работа над произведением: - работа по партиям - звуковой баланс в ансамбле - логические ударения - динамические оттенки | Групповая | 2 | Учебный класс. | педагогическое наблюдение |
Организационно-досуговая деятельность | групповая | 2 | Учебный класс. | педагогическое наблюдение | ||
Вокальная работа Работа над произведением: - работа по партиям - звуковой баланс в ансамбле - логические ударения - динамические оттенки | Групповая | 3 | Учебный класс. | педагогическое наблюдение | ||
Организационно-досуговая деятельность | групповая | 2 | Учебный класс. | педагогическое наблюдение | ||
Вокальная работа Работа над произведением: - работа по партиям - звуковой баланс в ансамбле - логические ударения - динамические оттенки | Групповая | 2 | Учебный класс. | педагогическое наблюдение | ||
Организационно-досуговая деятельность | групповая | 2 | Учебный класс. | педагогическое наблюдение | ||
итого | 60 |
2.2. Условия реализации
Материально-техническое обеспечение
Оборудование и инвентарь:
- комплект звуковой аппаратуры, ноутбук, телевизор;
информационное обеспечение:
- перечень учебно-методической литературы, учебных информационных ресурсов, в том числе цифровых, информационное и музыкальное оборудование (звуковоспроизводящая аппаратура), телевизор, ноутбук, музыкальный материал.
Информационное обеспечение:
- ноутбук и Интернет-подключение; использование мессенджеров
- коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке;
- аудиозаписи и фонохрестоматии;
- видеофильмы с соответствующими записями.
Кадровое обеспечение:
- педагог дополнительного образования с соответствующим образованием.
2.3. Форма аттестации Индивидуальные результаты заносятся в таблицу мониторинга освоения программы в виде показателей: высокий, средний, низкий.
2.4. Оценочные материалы
Мониторинг
качества освоения учащимися образовательной программы
по (название программы)__________________________
______ дата
№ | Фамилия, Имя | Теоретические знания Форма проведения ________________________ | Практические умения Форма проведения __________ ___________________ | Социальная активность (участие в конкурсах, выставках, соревнованиях) | |||||||
Условные показатели качества освоения учащимися образовательной программы:
В - высокий
С – средний
Н – низкий
Мониторинг ожидаемых результатов
Показатели (оценива емые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Степень выраженности оцениваемого качества | Методы диагностики |
Теоретичес кие знания | Уровень владения музыкальной терминологией, основными понятиями в рамках изучаемого предмета | - Степень знания музыкальных терминов и понятий; - степень понимания и осознанности применения в своей речи терминов и понятий, используемых в рамках изучаемого предмета | В - высокий уровень - учащийся овладел набором терминологии и определений в полной мере, не испытывает трудностей в применении, может использовать дополнительный материал: знает, понимает, использует. С – средний уровень – учащийся овладел средним набором понятий и определений, не испытывает особой трудности в понимании и использовании теоретического материала: знает, но не может изъяснять, понимает, но не использует музыкальную терминологию. Н – низкий уровень учащийся овладел минимальным набором понятий и определений: не знает, не понимает и не использует музыкальную терминологию. | Опрос педагогом |
Практичес кие навыки | Уровень сформированности навыков в рамках изучаемого предмета | - Степень владения вокальными навыками; - знание репертуара; - умение использовать разные по стилю и жанру музыкальные произведения в рамках изучаемого материала. | В - высокий уровень – учащийся в полной мере соответствует уровню обучения, владеет, исполнительскими навыками, знает репертуар в полном объеме, с яркими музыкальными и артистичными способностями: С – средний уровень – Недостаточно свободное владение вокальными навыками, неточное знание музыкального материала, неточное выразительно-эмоциональное исполнение произведения; Н – низкий уровень - слабое владение вокальными навыками, знание музыкального материала, отсутствие выразительно- эмоционального исполнения произведения произведения. | Прослуши вание, анализ, наблюде ние |
Метапред метные результаты (целеполага ние, умение сотрудничать | - Постановка учебной задачи; - степень взаимодействия с педагогом, сверстниками при решении учебных проблем | - умение соотносить известный и усвоенный материал для постановки учебной задачи самостоятельно; - сформирован ность партнерства, умение брать на себя ответственность за результаты своих действий. | В - высокий уровень – самостоятельно ставит задачу изучения нового, достигает решения задачи, проявляет высокий уровень партнерства, принимает ответственность на себя за результат своих действий. С – средний уровень – Соотносит известное и неизвестное, иногдасамостоятельно изучает новое, умеет работать в команде,иногда возлагает вину на других за результат действий. Н – низкий уровень - Принимает только учебную задачу, поставленную педагогом, часто возлагает вину на других. | Наблюде ние педагога |
2.5.Методические материалы
Учебные и методические пособия на традиционных (бумажных) носителях по темам программы.Учебные и методические пособия па современных носителях информации
CD,DVD диски с записью, просмотрYouTube вокальных записей в интернете
Учебно-методический комплект контроля (диагностические материалы)
Тестовые музыкальные задания
Мониторинговые таблицы.
Певческаяустановка. Стоять или сидеть подтянуто, не напряжённо, развернув плечи и держа голову прямо. Так как указанные требования способствуют правильному звукообразованию, формирование певческой установки непосредственно связано с навыком певческого дыхания.
Дыхание. Тремя составляющими дыхания являются: вдох, мгновенная задержка и выдох. Наиболее целесообразно для пения грудобрюшное дыхание, предусматривающее при вдохе расширение грудной клетке в средней и нижней её части с одновременным расширением передней стенки живота. Ключичное (поверхностное) дыхание, при котором дети поднимают плечи при вдохе недопустимо. Необходимо развитие цепного дыхания.
Артикуляция. Предполагает становление тембрального родства гласных. Ведь гласные звуки – основа пения. Главное условие хорошего звучания гласных должно быть постоянное стремление сохранить высокую позицию на всех звуках полного диапазона.
Дикция- манера произношения слов. При этом произношение строится на общих правилах орфоэпии. Одной из специфических особенностей певческой дикции является «перенесение» последнего согласного звука в слоге к началу следующего за ним слога, что в итоге способствует протяжённости гласного звука в слоге. Основная работа направлена на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок и специальных вокальных упражнений.
Звукообразование. Работа над точным и естественным звучанием унисона. Упражнения, направленные на выработку точного унисона включают в себя элементы многоголосья. Расширение диапазона и достижение однородности звучания регистров.
Музыкально-исполнительская работа. Развитие навыка пения в различных музыкальных штрихах (legato,staccato,marcato,nonlegato) знание динамических оттенков – сrescendodiminuendop.mp.mf,f,ff.
Строй и ансамбль. Работа над интонационной слаженностью единой манерой звукообразования, ритмической и темповой слитностью динамическим единством. Формируется умение интонировать как в горизонтальном строе так и в вертикальном.
Умение работать с микрофоном.
технические параметры;
восприятие собственного голоса через звуко-усилительное оборудование;
сценический мониторинг;
малые технические навыки звуковой обработки
Критерии выбора репертуара
соответствие оптимальным возможностям ансамбля;
доступность и понятность в силу возрастных особенностей детей;
высокие художественные качества;
разнообразие жанровой и стилистической направленности.
- интересные, образные тексты.
2.6.Воспитательная работа
Работа с родителями.
Педагог и родители являются основными носителями информации о ребенке. Знание, что окружает подростка, что может на него влиять, помогает выбрать единую линию взаимодействия на развивающуюся личность.
Важной формой осуществления контакта педагога с родителями является индивидуальная работа.
Применяется следующая методика взаимоотношений с родителями:
• поиск контактов при первой встрече;
• беседы с родителями об успехах их детей;
• практическая помощь в подготовке и проведении различных мероприятий, организация экскурсий и т.д.
2.7. Список литературы, рекомендованной для педагогов.
1. Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. –М, 2001.
2. Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1998.
3. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007.
4. Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М, 2004
5.Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тре
6. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998.
7. Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий. – М., 2000.
8. Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. – С.П., 1997.
Список литературы, рекомендованной для детей.
1. Володин Н. Энциклопедия для детей. — М., 1998
2. Гусин, Вайнкоп Хоровой словарь. — М., 1993.
3. Захарченко В.Г. Кубанская песня. — 1996.
4. Кошмина И.В. Духовная музыка России и Запада. — Т., 2003.
Интернет ресурсы:
http://mp3sort.biz/search.php?search_id=171744010&start=30
http://vivat-talent.com/events/
https://nsportal.ru/music/ru/
Приложение
Правила безопасности для детей на природе, в городе, при пожаре. Обучающий мультфильм.
https://www.youtube.com/watch?v=lsfMUrE3VQY
Тест викторина "Здоровый образ жизни"
https://www.youtube.com/watch?v=jphJ6xp9jK0
Онлайн-тренажёр (web-приложение) по сольфеджио. Теория музыки для начинающих. Упражнения на развитие музыкального слуха
https://nsportal.ru/music/ru/