Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества»
муниципального образования город-курорт Геленджик
Согласовано Заместитель директора по УВР __________Е.В.Возняк «____»_____________20____г. | Согласовано Руководитель отдела О.А. Болдырева «____»_____________20____г. |
КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
Объединение – «Чудеса»
Педагог–Видинг Олег Георгиевич
Дополнительная общеобразовательная программа – «Сольное пение»
Тема занятия:«Развитие вокально-технических навыков на занятиях сольного пения »
Сольное пение -5 год обучения
Дата проведения–28.11.2021г.
Время проведения–12.20-13.00
Номер кабинета–
ТЕМА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ:« Развитие вокально-технических навыков на уроках сольного пения»
Цель занятия:
ознакомление с вокально-техническими приёмами в пении;
показ их при исполнении изучаемого вокального репертуара;
развитие и закрепление умений и навыков при исполнение вокального произведения
Задачи:
Образовательные:
Обобщить знания и умения, полученные на занятиях
осмысленный анализ исполнения вокальных произведений;
закрепление теоретических понятий: «вокальное дыхание», «гигиена голоса», «голосовой аппарат»;
чистое ладотональное интонирование;
способствовать развитию певческого голоса: формирование красивого
естественного звучания, расширение диапазона
воспитание музыкально-исполнительской культуры;
воспитание бережного отношения к голосу вокалиста;
Закрепить на практике такие понятия как: концертное звучание песни
Личностные:
Формирование певческой культуры.
Воспитание внимательности и добросовестного отношения к труду
Воспитание осознанного подхода к обучению.
Метопредметные:
Развитие у учащегося способности к самостоятельной работе.
Формирование качества творческой личности: инициативность, изобретательность, независимость мышления.
Умение провести самоанализ.
Развитие стремления к самосовершенствованию и творческой самореализации.
Оборудование:
Ноутбук с фонограммами
Усиливающая аппаратура
Звукозаписывающая аппаратура
Клавишный инструмент
Микрофон
Форма организации деятельности–сольное пение
Форма проведениязанятия - открытое занятие
Методы обучения по способу организации занятия
- наглядный (слуховой и зрительный)
- словесный (рассказ, объяснение, диалог)
- иллюстративный в сочетании с репродуктивным ( вокальный показ учителем и воспроизведение услышанного учеником)
- поощрение (с целью стимуляции их интереса к занятиям) как способ вызвать положительные эмоции.
Форма проведения итогов занятия -исполнение песни под фонограмму
Способы определения результативности -педагогическое наблюдение, обсуждение вокального исполнения.
Объект контроля–расширение вариативности исполнения каждого упражнения за счёт развития творческого мышления и воображения.
Содержание занятия:
П (педагог) Д (дети) | Ход занятия (слова, действия педагога и учащихся) | Время |
П: |
Краткая беседа с учащимся об эмоциональном состоянии, внутренних ощущениях. Создание атмосферы радости и уверенности в своих силах посредством дружеской улыбки педагога, ободряющей голосовой интонации. | 1* |
2. Практическая часть с элементами самостоятельного творчества Вокальные упражнения: Преподаватель: - Дыхание – это основа правильного и красивого звука. Вокальное дыхание отличается от обычного дыхания прямой привязкой к ритму и темпу. Верным певческим дыханием является дыхание диафрагменное, при котором плечи остаются в неподвижном состоянии. Певческое дыхание состоит из короткого бесшумного вдоха, задержки и равномерного выдоха. Давай попробуем это сделать на примере упражнения. -дыхательные упражнения. - дыхание через трубочку -работа над нижнереберным дыханием Упражнение 1. Положим руку на живот для контроля дыхания и сделаем медленный вдох, считая про себя до четырех. Не задерживая дыхания, медленно выдохнем, снова считая до четырех. Почувствуем, как живот надувается при вдохе и сдувается при выдохе (повторяем 5 – 7 раз). Преподаватель: - Молодец, у тебя хорошо получается. Теперь постараемся усложнить задачу. Упражнение 2. Представляем перед собой горящую свечу. Наша задача выдыхать так, чтобы пламя свечи не потухло, и делать это как можно дольше. Преподаватель: - Замечательно! Это упражнение будет полезно повторить и дома». После того, как мы попробовали выполнить эти упражнения, мы можем приступить к закреплению этих навыков и на вокальных упражнениях. Упражнение 1. В пределах октавы,по полутонам – «бра-брэ-бри-бро-бру». Необходимо следить за активным и чётким произношением согласных, но при этом не укорачивать гласные звуки. Внимание на дыхание – не выталкивать воздух вместе со звуком. 2.Проговаривание скороговорок в темпе по полутонам(переход грудного в головной регистр-фальцетный) Цель: активизировать артикуляционный аппарат, работа над дыханием, удлинением фраз. 3.Сверху вниз по звукам трезвучия «Йодель» на звук йе-йе-йе. 4.Сверху вниз по звукам трезвучия «Я пою, хорошо пою». 5.Движение по полутонам снизу вверх, на слог «Со», с поднятием нёбо и опусканием гортани. Сегодня тема нашего урока называется «Использование вокально-технических навыков». На прошлом уроке мы с вами кратко познакомились с названиями этих приемов. Давайте вспомним, какие существуют вокально-технические приемы Кантилена-Legato Техника пения скачков Staccato Кантилена – это свободно льющийся звук. Кантилена включает в себя наличие (legato), связного звука и наличие устойчивого вибрато. Кантиленное пение возможно только при правильном голосообразовании, когда отсутствуют зажимы, как раз в этом произведении мы используем этот приём 3.Формирование новых знаний и умений. На предыдущих занятиях уроках был произведен вокальный анализ произведения -выполнено разделение на мотивы, периоды, фразы; - была произведена работа над интонацией, дикцией вокальных звуков, фразировкой, дыханием, штрихами звуковедением, динамикой; -работа над исполнительским планом вокального произведения жестами, сценическим движением, элементами актерского мастерства. | 15* |
4.Работа над песней. «Гляжу в озёра синие» Исполнение произведения. 1 куплет. Работаем по фразам, соблюдая правильное произношение согласных и гласных. Согласные произносим чётко, коротко, но без утрирования. Звуковую позицию не терять. Внимание учащегося должно быть направлено на правильное звуковедение гласных. Тогда будет правильно организован и поток согласных, которые надо произносить быстро и чётко. Пропевание мелодии под аккомпанемент фортепиано. Проводим запись 1 куплета . Прослушиваем запись и проводим анализ , выявляем ошибки, выделяем места которые не получились хорошо. Записываем еще раз , так же проводим анализ. -Вика, понравилось тебе твоё исполнение.? Далее ведется работа над произведением как над единым целым. Попробовать исполнить полностью. Мотивируя учащегося на самостоятельную познавательную активность, а так же формируя желание учащегося к достижению поставленной цели. Трудно исполняемые места пропеваются с объяснением и записываются. 4. Контрольный этап. Рефлексия Работая над концертным исполнением песни «Гляжу в озёра синие» давай послушаем, что у нас получилось. 5.Подведение итогов. Заключительная часть, подведение итогов: Сегодня мы внимательно анализировали свое исполнение, постарались добиться ровного концертного звучания в песне, используя приём Legato .Кантилена, техника пения скачков, динамика и фразировка. | 20* 3* 1* |
Список используемых источников.
Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренаж».
Григорьев В.Ю. «Исполнитель и эстрада». Классика-ХХ1, 2009.
Исаева И. «Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей».- АСТ, «Астрель», 2007.
Менабени. «Методика обучения сольному пению».
М.Щетинин «Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой».
Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг,3-е изд., испр. – СПб.: Лань, 2010 – 192с.
Интернет источники:http://x-minus.me, http://allforchildren.ru/online/music.php.