Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Литература
  3. Лев Николаевич Толстой. «Детство»

Лев Николаевич Толстой. «Детство»

Лев Николаевич Толстой. «Детство» Знакомство с творчеством Л.Н. Толстого; познакомить с главой из автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность»; развивать речь учащихся; воспитывать любовь к матери.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Литература

Категория

Литература
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Урок литературного чтения в 4 классе.

Тема: «Лев Николаевич Толстой. «Детство».

Цель: продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого; познакомить с главой из автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность»; развивать речь учащихся; воспитывать любовь к матери.

Оборудование: учебник, портрет Л.Н. Толстого, картина И.Е. Репина «Л.Н. Толстой в кабинете под сводами», усадьба «Ясная Поляна» (иллюстрация).

Ход урока.

1.Организация класса.

  1. приветствие.

  2. проверка рабочего места.

Учитель: На столе - учебник, дневник, ручка.

  1. сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомиться с творчеством Л.Н. Толстого и прочитаем главу из автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность».

2. Проверка домашнего задания.

Учитель: Но сначала проверим домашнее задание.

-Что вам было задано на дом?

1) выборочное чтение

  • Найдите и прочитайте какой «урок жизни» Л.Н.Толстой дал своему внуку, когда занимался чтением с ним и другими ребятами.

  • Какой «урок» получил внук Толстого, когда приехал из Москвы в Ясную Поляну сразу после школьных экзаменов?

  • Какой «урок» Л.Н.Толстой дал в отношении спорта и в отношении к труду?

  • О каких «уроках жизни» ещё вспоминает внук Толстого?

2) пересказ отрывка

-Расскажите мне случай, из которого внук понял, что не нужно быть назойливым, что у старших есть важные дела, и ребята не должны им мешать.

3) беседа по прочитанному

-Кому могут пригодиться эти «уроки»?

каком веке жил Л.Н.Толстой?

-В каком веке живём мы с вами?

-Может быть эти уроки нам уже и не пригодятся?

4) итог по домашнему заданию

3.Вводная беседа.

Учитель: Скажите, а где родился Л.Н. Толстой и прожил большую часть своей жизни?

-Верно. Это поместье Толстой получил в наследство. Оно находится в 14 км от Тулы, ныне это государственный музей-заповедник.

-В Ясной Поляне Толстой прожил более шестидесяти лет, был свидетелем и участником многих исторических событий. В Ясной Поляне им были задуманы и написаны многие произведения.

-А какие произведения Л.Н. Толстого вы читали?

-Все эти произведения были написаны Толстым в его усадьбе «Ясная поляна».

4.Рассказ учителя.

-Художник И.Е.Репин, который был близок к семье Толстых и подолгу жил в Ясной Поляне, написал картину «Л.Н. Толстой в кабинете под сводами». Кабинет писателя находился на верхнем этаже дома между маленькой гостиной и спальней писателя.

Картину Репин писал с натуры. На простой плохонькой железной вешалке висит верхняя одежда, слева у стены укладка (деревянный сундучок). В углу пила с рукояткой, обёрнутой тряпкой, пилой кто-то недавно работал. Тут же в комнате коса. В другом углу - большая лопата.

За небольшим столом, заваленным рукописями, примостившись с краю, на грубо сколоченной скамье, сидит Лев Николаевич и торопливо, нервно пишет. Вся композиция картины и положение, которое придал Репин фигуре Толстого, как бы подчёркивают, что писатель только что присел, оторвавшись от другой срочной работы: пилки дров, плотницкого дела, косьбы или кладки печей. Одет Толстой в крестьянскую стариковскую рубаху. И.Е. Репин верно передал торопливость, с которой Лев Николаевич пишет. Он торопится сказать людям о том, что в настоящее время составляет для него весь смысл, всё содержание жизни.

Лев Николаевич очень любил свою семью, детей. В усадьбе «Ясная Поляна» он устроил школу для крестьянских детей. «Азбуку», по которой учились ребята, он написал сам, придумав много занимательных рассказов для неё. Некоторые рассказы вы сегодня вспомнили.

Книги великого русского писателя уже более 100 лет с интересом читают люди на всей Земле. Толстой писал свои произведения для взрослых, но у него много рассказов, сказок и басен для детей.

Совсем недавно вышло последнее собрание сочинений в двадцати томах. В этом издании собраны все произведения великого русского писателя.

5.Работа над темой урока.

Учитель: Сегодня мы прочитаем главу из автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность».

-Трилогия - это три произведения одного автора, где второе и третье являются продолжением первого.

Обратите внимание, что описывая свою жизнь, Лев Николаевич сделал героем произведения Николеньку

Иртеньева, т. е. он называет себя в произведении Николенькой.

6.Подготовка к восприятию текста. Словарная работа.
Учитель: В тексте вам встретятся вот такие слова. Как вы понимаете их значение?

Лелеять (нежить, заботливо ухаживать за кем, чем-нибудь).

Наслаждение (высшая степень удовольствия).

Добродетели (положительное, нравственное качество, высокая нравственность).

Умиление (нежное чувство, возбуждаемое чем-нибудь трогательным).

7.Первичное чтение текста с постановкой проблемного вопроса.

-Почему взрослому писателю так дороги эти детские воспоминания?

  1. Проверка восприятия по проблемному вопросу.

  2. Повторное чтение текста по частям с анализом.

1часть.

-Какое событие описывает Л.Н.Толстой?

-Кто являются действующими лицами?

-Как вы думаете, что здесь важнее - описание событий или переживаний мальчика?

2часть.

  • Можем ли мы сказать, что писатель делится с нами самыми сокровенными переживаниями?

  • Что вы можете сказать о характере Николеньки?

  • О каких двух добродетелях, присущих юному герою, с сожалением вспоминает Л.Н. Толстой?

Учитель: Николенька был таким же ребёнком, как и вы. Считал, что взрослые должны его любить, лелеять, но сам не всегда относился к ним внимательно. Он вспоминает своего домашнего учителя Карла Иваныча, которому очень часто грубил, не хотел заниматься. Но потом он раскаялся и в своих молитвах желал ему счастья. Умейте и вы попросить прощения, если кого-то обидели.

10.Творческая работа.

Учитель: Вы сказали, что писатель делится с нами самыми сокровенными переживаниями. А с кем вы можете поделиться такими тайными переживаниями? (с мамой)

-Для каждого из нас мама - самый дорогой и любимый человек. И не зря, наверное, в народе говорят, что:

При солнышке тепло, а при матери добро.

Нет друга лучше, чем родная матушка.

Птица рада весне, а младенец - матери.

Я очень хочу, чтобы вы любили своих мам и старались делать всё так, чтобы они всегда улыбались. Берегите своих мам! Расул Гамзатов написал стихотворение, которое так и называется «Берегите матерей». Послушайте его.

Чтение стихотворения уч-ся.

Берегите матерей.

Разбежались по воде круги...

Слышу: через крышу, через стёкла

Молят капли- Маму береги!

Слышу: листья шепчут за стеною:

-Мама, это - дерево родное!

Голосом отца твердит земля:

-Мать— весь мир, и рощи, и поля.

Яростно бушует непогода.

В чёрном небе не видать ни зги...

Грохот грома - голос твой, природа,

-Просит каждый час любого года!

-Душу мира - маму береги.

  1. Итог урока.

  2. Домашнее задание.

-Составьте рассказ о своём детстве.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Здоровье сберегающие технологии в практической деятельности учителя начальных классов. В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников. Ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой. Министерство здравоохранения считает виновником ухудшения здоровья детей систему образования, а именно учителей первой ступени, так как на этой ступени происходит главный срыв детского здоровья. Поэтому целью современного образования является обеспечение не только педагогического, но и здоровье сберегающего фактора. Проводится очень много различных мероприятий по здоровому образу жизни. В процесс обучения внедряются современные здоровье сберегающие технологии.
0 ₽
Личностно-ориентированный подход в обучении в начальной школе. Известно, что методы обучения - это основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие формирование знаний, умений, навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач. Они занимают центральное место в дидактике и методике преподавания.
0 ₽
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. В работе рассмотрена проблема формирования читательской грамотности младших школьников. Представлены определения понятия «читательская грамотность». Описаны и обоснованы условия формирования читательской грамотности младших школьников.
0 ₽