Лубинец Дарья Александровна,
старший воспитатель МДОУ ДС Водник г. Краснослободска
Личностно-профессиональное развитие педагога дошкольного образования
Дошкольное образование является основой развития ребенка. Современное качество дошкольного образования требует от педагога непрерывного профессионального развития, поиска новых форм работы с детьми родителями и коллегами, освоения новых современных средств обучения и приобретения различных умений. Личностные качества педагога, влияющие на появление профессиональных интересов и потребностей, изменяются в процессе овладения профессией, расширения знаний, умений и опыта. В процессе профессионального развития эти изменения приводят к трансформации профессиональной деятельности.
Изучению профессионального развития личности посвящены работы таких авторов, как Е.А. Зеер, М.М. Кашапов, А.А. Литвинюк, Л.М. Митина и др. В их исследованиях раскрыты стадии профессионального развития, его структурные компоненты и факторы, оказывающее влияние на данный процесс.
Для качественного воспитания необходимо постоянно искать новые методы обучения, благодаря которым происходит передача знаний детям. Профессиональное развитие педагога ДОО – одно из самых главных направлений модернизации образовательной системы. Каждый педагог должен совершенствоваться и доносить до ребенка все самые новые программы воспитания. Поэтому главной целью методической работы в детском саду становится совершенствование профессионального уровня педагогического коллектива.
Личностно-профессиональное развитие педагога дошкольного образования является сложным по своему содержанию и структуре явлением, ведущим компонентом которого является педагогическое творчество. С одной стороны, педагогическое творчество понимается как процесс, способствующий приобретению педагогом новых профессиональных умений и развитию качеств личности, с другой стороны – как показатель высокого уровня профессионального мастерства.
К профессии педагога дошкольной образовательной организации предъявляются определенные требования, их две группы [3, С. 75]:
Первая группа: психологическая, физическая и психофизическая готовность педагога.
Вторая группа: научно-теоретическая и практико-ориентированная деятельность.
Главная функция современного дошкольного образования – помочь в становлении личности ребенка, введение его в мир природных и человеческих отношений. Поэтому, чтобы обеспечить ребенку все самые новые знания – требуется качественная работа педагогического коллектива, необходимо профессиональное развитие каждого и быть готовым внедрять новшества и инновации [2, С. 48].
Для организации непрерывного личностно-профессионального развития педагогов в любой ДОО можно внедрять и применять следующие эффективные методы и приёмы:
- тренинги личностного роста с элементами рефлексии; по развитию креативности с целью формирования внутренней позиции успешного педагога;
- консультации в рамках школы педагогического мастерства, которые проводят сами воспитатели;
- индивидуальный образовательный маршрут развития педагога (одна из задач данной формы: научить планировать собственную профессиональную деятельность с учетом личных профессиональных интересов на определённый период времени);
- открытые просмотры и групповые педагогические анализы образовательной деятельности, взаимные посещения занятий и мероприятий с детьми и родителями;
- проектная деятельность с последующей защитой проектов;
- организация ярмарок педагогических идей: методических разработок, дидактических материалов и обсуждение их значимости;
- презентация результатов работы, распространение и внедрение инновационных наработок в образовательный процесс в рамках педагогических советов и на персональных сайтах педагогов на базе официального сайта ДОО (цель: повышение инновационной активности педагогического коллектива и уровня самооценки педагогами значимости в педагогическом сообществе).
В заключении необходимо отметить, что образование многогранно, оно может определяться как процесс, как результат, как ценность, а значит, тесно связано с личностью профессионала. Становление и развитие специалиста любой области, а в особенности образования – это, прежде всего, процесс саморазвития и выстраивания индивидуальной образовательной траектории. Проектирование процесса непрерывного профессионального развития педагога дошкольной ступени, следует ставить во главу угла принципа индивидуализации образовательного маршрута.
Библиографический список:
1. Бережнова О.В. Оценка профессиональной деятельности педагога детского сада. Методическое пособие. - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014. - 132 с.
2. Гонтарь О.И. Профессиональное развитие педагога ДОУ // В сборнике: Педагогика и психология: перспективы развития. – 2018. – С. 46-49.
3. Катошина О.Н. Эффективные практики развития кадров в условиях реализации ФГОС дошкольного образования // Теория и практика современной науки. – 2019. – № 10 (52). – С. 74-77.