БЕЗРУКОВА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
МОУ ТЕРНОВСКОЙ СОШ№1 ТЕРНОВСКОГО РАЙОНА
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ
«НАША АВТОРСКАЯ …»
ВОЗЬМЕМСЯ ЗА РУКИ, ДРУЗЬЯ.
Вступительное слово:
Авторской песней называют песни, создаваемые в основном непрофессиональными авторами и отличающиеся широтой охвата личных и общественных жизненных явлений, искренностью чувств, правильностью и активностью.
Понятие «авторская песня» имеет конкретный и узкий смысл: поэты, поющие свои стихи. Этот термин придумал Владимир Высоцкий.
Авторская песня противостояла развлекательной эстрадной песне. Развлекательная песня - явление музыкальное, авторская – прежде всего- литературное. Она пишется думающими людьми для думающих людей…
Поющих поэтов, которые двигали и двигают авторскую песню вперед, сравнительно невелико. Наиболее яркие имена: Б. Окуджава, Ю.Визбор, А.Городницкий, А.Розембаум, И.Тальков, Ю.Лаза и др.
Сегодня в нашей гостиной собрались те, кто отдают предпочтение авторской песне, у кого есть любимые поэты-песенники. У нас образовались группы- поклонников А.Розембаума, Б.Окуджавы, Ю.Лаза, Ю.Визбора, И.Талькова, М.Круга. На мой взгляд, они подготовили интересный материал о жизни, о творчестве поэтов- песенников. Вам слово, ребята.
1 группа. Творчество Булата Шалвовича Окуджавы.
Не каждому дарит судьба случай родиться в день Всенародного праздника, к тому же такого, как День Победы. Известный советский поэт и прозаик, один из основателей жанра авторской песни, Булат Шалвович Окуджава родился в городе Москве 9 мая 1924 года. Его детство внешне не отличалось от стремительных будней прочих мальчишек и девчонок-хозяев небольших уютных дворов, тихих арбатских переулков. Это они, арбатская детвора, придумали себе игру в «арбатство» и ритуал посвящения в своё «сословие».
Пускай моя любовь как мир, стара,
Лишь ей одной служил и доверялся,
Я, дворянин с арбатского двора,
Своим двором введенный во дворянство.
Но безмятежную линию жизни старшеклассника прервали трагические события. В 1937 г. родители Б.Окуджавы, оба партийные работники, были арестованы и репрессированы (реабилитация наступит в 1955 году, для отца- лишь посмертно). Мальчик остается с бабушкой и братом и в 1940 г. от греха подальше препровождается к родственникам в Тбилиси.
В 1942 г.девятиклассник Окуджава добровольцем уходит на фронт. Вместо учебников необходимо осваивать науку пехотного боя, овладевать профессией минометчика.
Ах, война - она не год ещё протянет,-
На то она и война;
Ещё много километров портянок
Выкроет из полотна.
«В детстве я много плакал. В отрочестве- меньше. В юности- дважды. Первый раз это было перед самой весной, вечером. Я сказал девочке, которую любил, сказал с деланным равнодушием: «Ну что ж, раз так, значит, конец..»,- «Ну что ж, значит, конец»- неожиданно спокойно согласилась она. И быстро пошла прочь. И тогда я заплакал: ведь она уходила. И утирал слезы ладонью.
Второй раз я плачу сейчас здесь, в Моздокской степи. Я несу командиру полка очень важный пакет. Черт его знает, где он, этот командир полка! Ночь. А я второй день на передовой. А за невыполнение задания- расстрел. А мне 18 лет. И я утираю слезы. «Ваш сын оказался трусом и …» Так будет начинаться извещение…»Это начало ранней повести «Будь здоров, школяр».
Рядовой Булат Окуджава воевал до конца 1944 года. После демобилизации Окуджава заканчивает 10 класс и поступает учиться на филологический факультет Тбилисского университета. Его приняли как фронтовика, невзирая на анкетное клеймо «сын врага народа».
Но вернемся к песням. Первая, истинно окуджавская- сохранилась, звучит и поныне, хотя год её рождения – 1946 .
Неистов и упрям,
Гори, огонь, гори!
На смену декабрям
Приходят январи.
В 1962 году Булат Шалвович Окуджава был принят в Союз писателей. С начала 70-х годов, увлекшись историей России первой половины Х1Х века, Окуджава пишет повесть, Глоток свободы», романы «Путешествие дилетантов» и «Свидание и Бонапартом».
Одно дело- песня, романс, совсем другое,- поющий поэт. Поэт с гитарой на эстраде. Про Окуджаву в свое время писали статьи типа Пошляк на эстраде», относя его творчество к узкому вкусу городской мещанской окраины, не замечая, что с появление магнитофонов его «прокручивала « вся страна.
Любопытно, что сам автор, по крайней мере раньше, не считал свои песни собственно песнями. Для него они были и оставались стихами, только не записанными на бумаге, а напетыми с голоса. Сочиняли подобно и до Окуджавы: Визбор, Галич,Якушева…но звание Первого барда по праву принадлежит Окуджаве.
(Звучит голос Окуджавы «Песенка об открытой двери»)
Когда метель кричит как зверь-
Протяжно и сердито,
Не запирайте вашу дверь,
Пусть будет дверь открыта.
А если ляжет дальний путь,
Нелегкий путь, представьте,
Дверь не забудьте распахнуть,
Открытой дверь оставьте.
И, уходя в ночной тиши,
Без долгих слов решайте:
Огонь сосны с огнем души
В печи перемешайте.
Пусть будет теплою стена
И мягкою - скамейка….
Дверям закрытым - грош цена,
Замку цена- копейка!
Всего у Окуджавы около полутора сотен песен. Они - о любви и надежде, о бессмысленности войн, о вере в торжество разума и мудрости.
Слово 2-ой группе - любителям творчества В.С.Высоцкого.
25 января 2008 года отмечалось 70 лет со Дня рождения Владимира Семеновича Высоцкого. Прекрасный артист, оригинальный поэт и замечательный, любимый народом певец.
Все уходят из жизни, но он ушёл слишком рано. Может вовремя для себя, как для большого поэта, но не для нас, любящих его и желающих радоваться его искусству.
(звучит песня Б.Окуджавы «О Володе Высоцком»)
В музыку нашей жизни-60-70-х годов Высоцкий внес ноту высокой проникновенности, силы, жизнелюбия. Он пропел много печального о времени и о себе, ион же награждал нас - тех, кто с любовью собирал его записи, кто пел вместе с ним его песни, кто слышал их из случайно распахнутых окон,- награждал подлинной поэзией, страстью и мужеством, необходимыми для жизни. Он был поэтом легендарного темперамента, и он ушел- не растратив его, не исчерпав себя, не изменив своему дару».
На вопрос: «За что ты любишь своего друга?»- он отвечал 6»Если знать за что - это уже не любовь, это хорошее -отношение». Так и бесчисленные поклонники его таланта, часто заочно, лишь по песням да по кадрам кино, считали Володю своим другом, любили без вопроса: «За что?»
(исполняется песня В.Высоцкого «Песня о друге»)
Происходящие ныне перемены подчеркнули необходимость в обществе творчески активных людей с позитивным, жизнеутверждающим настроем. Каким и был Владимир Высоцкий. Какими продолжают жить его песни, его откровения в кино.
Я не люблю фатального исхода,
От жизни никогда не устаю.
Я не люблю любое время года,
Когда веселых песен не пою.
Не все им сложенное- стихи и песни- веселое. Есть философские раздумья, лирические миниатюры, буравящая сатира. Немало песен- ассоциаций о войне. И чем дальше отмеряет время возраст его произведений, тем больше нами, современниками осознается их не переходящая ценность.
(чтения стих. В.Высоцкого «На братских могилах»)
Песни Высоцкого, как могли, лечили больное общество. Как могли, препятствовали распространению эпидемии бездуховности.
Я не люблю уверенности сытой,-
Уж лучше пусть откажут тормоза.
Досадно мне, что слово «честь» забыто
И что в чести наветы за глаза.
(фрагмент из фильма «Монолог», песня «Я не люблю…»)
Высоцкий сумел продолжить свою колею, не изменив данному природой таланту, оставаясь всегда самим собой. И поныне, слушая Высоцкого, мы заряжаемся его оптимизмом, верой в собственные силы, добротой.
Даря автографы, он часто писал два слова «Всего доброго».
(Звучит песня)
Владимир Семенович Высоцкий оставил нам много стихов и песен. Песен разных: гениальных, талантливых, плохих, но никогда «никаких», и за одно только это мы сохранили имя Владимира Высоцкого в наших душах.
Слово 3-й группе поклонникам творчества Юрия Визбора.
ВИЗБОР Юрий Иосифович 20 июня 1934 Москва в 1955 окончил Московский государственный педагогический институт. Первыми песнями, в которых Визбор выступил как поэт и композитор, стали «Синие горы», «Маленький радист», «Романтики». К началу 1960-х годов относится одна из самых его известных песен— « Домбайский вальс» («Лыжи у печки стоят...).
В 1962 выступает инициатором создания молодежной радиостанции «Юность». С 1964 совместно с группой единомышленников издает журнал «Кругозор». Много ездит по стране. Накопленные впечатления выливаются в жанр песни-репортажа.
С 1970 Юрий Визбор сотрудничает в творческом объединении «Экран» Центральноготелевидения. Участвует в создании 40 фильмов. По его сценариям было снято несколькохудожественных фильмов: «Год дракона», «Прыжок» и др. Снимался в фильмах: «Возмездие», «Красная палатка», «Москва, проездом», «Семнадцать мгновений весны». В фильме «Июльский дождь» (1966) сыграл одну из главных ролей и спел популярную песню Б. Окуджавы «Простите пехоте» и собственную — «Спокойно, товарищ».
Написал ряд сценариев и пьес, которые шли во многих театрах страны. Повести и рассказы Визбора были опубликованы большей частью уже после его кончины. Книга «Я сердце оставил в синих горах» (1986-89) имела тираж 250 тысяч экземпляров.
Значительное место в творчестве Визбора занимает альпинистская тематика (повесть «Завтрак с видом на Эльбрус», песни «Ходики», «Сезон удачи», «Многоголосье» и др). Вчесть Юрия Визбора названы горные вершины: «Пик барда Визбора» (Алтай) и «ПикВизбора» (Памиро-Алтай). В соавторстве с Виктором Берковским и Сергеем Никитиным написал «Милая моя», «Полярная звезда», «Ночная дорога» и др. К последним годам жизниВизбора относятся многие широко известные песни: «Вот уходит наше время», «Деньги»(«Теперь толкуют о деньгах...), «Увы, мои друзья!», «Волейбол на
Сретенке». Безыскусные песни Визбора отличаются неподдельной искренностью, поэтичностью.
Звучит в исполнении всех присутствующих песня « Милая моя, солнышко лесное»
Слово 4-й группе о творчестве Александра Розенбаума.
Александр Яковлевич Розенбаум коренной ленинградец - и этим уже многое сказано.
Вспомните о том, как начиналось ваше знакомство с его творчеством. Может быть, вы услышали много раз переписанную бобину с одесскими песнями в исполнении"какого-то эмигранта"? Или купили пластинку "Эпитафия" пока неизвестного вамавтора? Скорее всего, вы сначала прослушали помногу раз его песни, мимо которых пройти невозможно: "Вальс-бостон", "Нарисуйте мне дом", "Казачья", "Есаул", "Утиная охота", "Вещая судьба", "Налетела грусть", "Бабий Яр", "Черный тюльпан" и многие другие, впитали в себя их какой-то особый и неожиданный для себя смысл, - а лишь потом заинтересовались автором.
Александр Яковлевич Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде, в семье студентов-однокурсников 1-го Медицинского института, Якова Розенбаума и Софьи Семеновны Миляевой. Год институтского выпуска родителей Саши - 1952-ой, последний год правления Сталина, ознаменовался известным делом кремлевских врачей и всплеском антисемитизма в СССР.
Семья Розенбаумов была вынуждена отправиться жить в Восточный Казахстан, в очень маленький город Зыряновск - туда даже не были проложены железнодорожные пути. В течение шести лет отец и мать Саши занимались врачеванием жителей Зыряновска - в основном, это были казахи и немногочисленные ссыльные, попавшие туда после концлагерей. Яков, по профессии уролог, был главным врачом городской больницы, профессия Софьи -акушер-гинеколог. В этот период в семье родился еще один сын - Владимир Розенбаум.
В пятилетнем возрасте Саша Розенбаум начал ходить в организованную ссыльными музыкальную школу, учился играть на скрипке. Он рано научился читать, но лишь бабушка, Анна Артуровна, сразу разглядела в нем свои нереализованные таланты и говорила: "Саша - исключительный".
В школу братья Розенбаумы пошли на улицу Восстания - школа №209, бывший Павловский институт благородных девиц.
Много времени мальчики проводили во дворе, в компаниях, скрепленных своим дворовым братством, где Саша был заводилой. Мама отдала его в секцию фигурного катания, но сказалось увлечение боксом: в двенадцать он был принят в секцию по боксу "Трудовые резервы". Занятия боксом - его научили рассчитывать свои действия, на эстраде тоже, представляя ее как ринг.
Музыкальное образование пришлось продолжать, обучаясь игре не на скрипке, а на фортепиано. Обучался Саша нехотя, явно предпочитая упорным занятиям нафортепиано дворовую игру в футбол или бокс. Однако в какой-то момент на Сашу произвело сильное впечатление выступление джазового ансамбля для обслуживания танцев, особенно пианиста. "Я решил стать тапером. Потянуло к роялю. Стал по слуху подбирать полюбившиеся
мелодии, аккомпанемент к ним". Диплом об окончании музыкальной школы Саша получил только по настоянию матери, и он потом очень кстати пригодился в "Ленконцерте".
Соседом бабушки по квартире был известный гитарист Михаил Александрович Минин, у которого Саша научился первым гитарным приемам, а в дальнейшем игре на гитаре он обучался самостоятельно. Лет в пятнадцать-шестнадцать появились его первые стихи: рифмы непроизвольно рождались в сознании на школьные и домашние темы, иногда веселил друзей юмористическими стишками. Начал слушать и повторять запрещенные тогда песни Галича, Высоцкого и Окуджавы. Этот период в жизни Александра Розенбаума направил его к авторской песне.
( Звучит «Вальс Бастон» )
Свою дальнейшую судьбу он решает связать с профессией своих родителей - медициной. Выдержав огромный конкурс, Саша, сразу после школы, в 1968 году,поступает в Первый медицинский институт в Ленинграде, Отзывчивый, компанейский, он охотно участвовал в студенческих сборищах, напевая свои стихи. Для институтского капустника были практически одновременно, с легкостью, написаны одесские песни, навеянные героем Исаака Бабеля Беней Криком. "... не мог просто так в 23 года написать, если бы кто-то не водил за руку:". Еще на первом курсе одна из песен, исполненная Александром на общегородском смотре в Доме культуры Ленсовета, попала в записи на Киевский фестиваль, где была отмечена призом "за зрительские симпатии".
В институтской жизни Саши были и поездки в стройотряд в далекую Ухту, где онполучает квалификацию пильщика четвертого разряда, и несданный "хвост",оставшийся на осень, и даже прогул традиционной студенческой поездки на уборку картофеля, за что его со всей строгостью отчисляют из института. Астигматизм и близорукость не дают Саше возможность отправиться на службу в армию, и он устраивается санитаром в послеоперационное отделение, к самымтяжелым больным.
Приобщение к практической медицине побуждает оценить возможность обучения и, когда спустя год, начальство разрешает ему возвратиться к учебе, он осваиваетмедицинский курс упорно, с результатами отличными. Своей специализацией избрал терапию и в ее усвоении проявил незаурядную врачебную интуицию.
Первый брак Александра Розенбаума длится всего 9 месяцев. Через год после развода он женится во второй раз, на Елене Савшинской, студентке того же медицинского института, и через некоторое время в семье Розенбаумов рождается дочь, Аня.
В1974 году, сдав на отлично все государственные экзамены, Александр получает диплом врача-терапевта общего профиля. Его специализация - анестезия, реаниматология. Поэтому пошел работать в не престижную скорую помощь, на Первую подстанцию, расположенную на улице Попова, д. 16-6, неподалеку от родного института.
Почти пять лет проработал Розенбаум врачом скорой помощи - на переднем краемедицинского сражения за человеческую жизнь. Впоследствии он скажет: "Врач для меня, если он не ремесленник, хотя и в ремесле нет ничего плохого, однако если он врач-доктор, то он прежде всего психолог, то есть, когда вы приходите кбольному, вы должны быстро установить с ним психологический контакт и чувствовать его". И еще: "То, что я вырос в халате, можно сказать, родился в халате - это принесло признание человека: когда слушал от родителей многое об их пациентах, много трагического, и когда мчался к больным, как врач скорой помощи, я и созрел, чтобы творить от имени людей. Поэтому не побоюсь самомнения - я мыслю массой людей: и не потому, что я некий Иисус Христос, а потому, что мое человечество - это всегда огромное количество людей больных, с трудными судьбами, которые я не в силу дарования, а в силу своей нормальной медицинской профессии узнал, впитал, пережил. Без медицины у меня, как певца-стихотворца, ничего бы не вышло".
В то же самое время, уже ощутив тягу к написанию и исполнению своих песен,Александр поступает в вечернее джазовое училище при Дворце культуры имени Кирова. Трижды в неделю, по вечерам, он старался постигнуть основы аранжировки, навыки джазовых композиций, и в результате получает диплом об окончании вечернего джазового училища.
Впоследствии Розенбаум вспоминал, что решение о перемене свершилось с неожиданной стремительностью, в течение трех дней. Это верно лишь отчасти. То, что он называл велением судьбы, назревало в течение нескольких лет, когда он, будучи врачом, выступал с песнями даже в эстрадных коллективах .
Ему всегда, как он признавался, "хотелось быть лучшим в своем деле". У врача было "было все в порядке, пока песня являлась хобби". А когда она становиласьпо существу второй профессией, нужно было выбирать". И неизбежно "почувствовал, что сижу на двух стульях, что это не только неудобно, но и нечестно. Надо быть либо врачом, либо артистом".
Началом сольной деятельности можно считать памятное выступление 14 октября 1983 года в Доме культуры МВД имени Дзержинского. На столь смелый шаг, как организация концерта певца с еврейской фамилией Розенбаум, решилась директор дома культуры Раиса Григорьевна Симонова.
ДЫМ ЛЮБВИ
Дым, синий дым
Сном повис,
его ловлю в ладони.
Счастьем чужим
Ты, как дым, меня по свету гонишь…
УТИНАЯ ОХОТА
Письма безответные на столе лежат,
Повезло, друзей не счесть близких и далёких,
Падают по осени, медленно кружа,
К ним из Питера песен моих строки.
Не взыщите, голуби, не держите зла, -
До родителей подчас тяжело добраться.
Замотало, завертело, всё дела, дела,
Я отвечу музыкой - не сердитесь, братцы…
( Звучит песня А.Розембаума в исполнении учителя С.Н.Ряховского)
Слово 5-й группе о творчестве И.Талькова
Игорь Владимирович Тальков родился 4 ноября 1956 года в бедной семье города Щекино Тульской области, что в 7 километрах от Ясной поляны. Дед и отец, - коренныемосквичи, а родился Игорь Тальков в Щекино, потому что отец был репрессирован: 12 лет провел в Сибири в Орлово-Розово. Когда вернулся в 1953-м году, ему запрещено было проживать в столице. Вот он и поехал за 200 км от Москвы и там осел. Игорь Тальков росвеселым и подвижным ребенком. Его образ из той далекой детской поры - "рыженький,конопатенький мальчишка в рубашке с коротенькими рукавами и в шортиках, очень общительный, все время улыбающийся. Вообще это был жизнерадостный, добрый мальчик" Стихи Тальков начал писать очень рано. Еще мальчишкой он написал свои первые четверостишия. Уже в школьные годы в нем пробуждалось то стремление кглубокому философскому постижению мироздания и сути человеческого бытия, что стольявственно проявлялось в его зрелой поэзии. В старших классах на нем держалась всяхудожественная самодеятельность. К тому времени Игорь Тальков уже играл на фортепиано и гитаре. Кстати, игру на фортепиано он освоил самостоятельно. Закончил музыкальную школу по классу баяна. В дальнейшем он научится играть на бас-гитаре, скрипке и др. музыкальных инструментах. Окончив школу, Тальков поехал в Москву поступать в театральное училище. Там он срезался на экзамене по литературе, обнаруживполное незнание текста шедевра соцреализма - романа М. Горького "Мать".
Где-то в 1973 году он начал писать песни работал барабанщиком, гитаристом, клавишником в разных группах.
Пришло время службы в армии. Именно в армии Тальков многое начал понимать всерьез. Армия - модель государства. Поэт видел, в каком плачевном состоянии находитсянаша армия, и пришел к печальному выводу о состоянии государства в целом. Он началвдумчивее относится к вопросам истории, к нашему прошлому, а в итоге изменил взгляд не текущие события. В детстве Тальков свято верил в грядущий коммунизм, и родителистарались не разрушать этой веры. Очень болезненным был для него процесс осознания ложности тех идеалов, которыми была овеяна его юность. Мучительным для него был поиск новых ориентиров в жизни и ожесточенным его протест против тех, по вине которых, когда-то могущественная Российская империя превратилась в сырьевой придатокразвитых капиталистических стран и выбилась из естественного хода своего развития.
После армии он сотрудничал с группами "Апрель", "Калейдоскоп", "Вечное движение".Делал аранжировки многим известным группам. Одно время работал в музыкальном театре Маргариты Тереховой. Постоянно старался сделать свою группу и пробиться вкачестве автора-исполнителя, но у него ничего не получалось. На худсоветах объясняли,что он не член Союза композиторов, не лауреат, да еще и специального образования у него не было, В 1986 году Игорь Тальков пришел в группу Тухманова "Электроклуб", надеясь, что Тухманов поможет пробиться как автору исполнителю, но петь приходилось только его песни. Потом он ушел из группы. Затем, устроился в "Досуг" Перовского района и начал потихоньку исполнять свои песни. По 2-3 в разных программах... И пошло-поехало.Надо сказать, помогла песня "Чистые пруды", хотя одно время Тальков был расстроентаким успехом после исполнения песни его воспринимали только как "лирического героя». На концертах публика неизменно требовала «Чистые пруды», а когда он начинал петь иное, острое, свое, то большинство зрителей просто недоумевало.
( Звучит песня «Чистые пруды»)
Он был искренним человеком, очень добрым. Самым большим удовольствием в жизни для него было обрадовать людей, помочь им. Он всегда с радостью был готов отдать последний рубль и последнюю рубашку (в полном смысле слова) с единственной целью - выручить человека в трудной ситуации, успокоить его. У Игоря Талькова никогда не было настоящих друзей, а ведь он так катастрофически в них нуждался. Он взвалил на себя колоссальный труд, невероятную ответственность, по существу, он хотел открыть людям глаза на то, что происходит в стране. "Наш народ, забитый и затюканный,необходимо будить, будить во что бы то ни стало", - говорил он. У него был редчайший дар сопереживания. Судьба России его потрясла. Постигнув правду о причинах и истоках ее трагедии, он просто "не мог молчать", надеясь улучшить мир. Посмотрите в его глаза, когда он поет "Россию" и вы согласитесь со мной.
Тальков всегда страшно спешил.
Куда ты так спешишь, Игорь?
Я могу не успеть.
Он чувствовал перспективу своей близкой гибели и старался успеть, как можно полнее высказаться. К тому же он хотел, чтобы его песни прозвучали вовремя, были бы актуальны и тем самым сильнее воздействовали на людей. Тальков "горел" на сцене, ему всегда сопутствовал успех. Срывов не было. Даже в тех случаях, когда был "холодный зал", или отказывала аппаратура, он все равно "вытаскивал" концерт.
Он прекрасно владел словом, мог часами разговаривать со зрителями, которые неуставали слушать его слушать. Люди уходили с концертов счастливые и даже просветленные. Он считал, что русский народ оглушен гигантской пропагандисткой дубиной: у некоторых мозги вывернуты на изнанку так, что развернуть их в нормальное состояние уже невозможно - это потерянная часть поколения, но остальным людям надо просто рассказать правду, и они прозреют. В начале концерта он делал краткий экскурс в историю, чтобы люди настроились на определенный лад и поняли, что происходит на сцене. Он вспоминал времена, когда Россия была мощной державой, вспоминал доблестные подвиги нашего героического народа, давая людям ощутить национальные корни, тем самым доказывая, что русские люди не новый вид человечества, не бездуховнаянация, не Иван не помнящий родства, а Великая нация имеющая великое прошлое, и зрители, присутствовавшие на его концертах, как бы вновь обретали утраченную "связьвремен". Ведь наши идеологи на протяжении многих десятилетий старательно делали ш страны пастбище, ставили пастухов с бичами в руках, которые выгоняли и загоняли людейв стойла. Конечно, такая деятельность Талькова не нравилась тем, кто хотел видеть в нашем народе стадо баранов или ослов, тем, кто был заинтересован в том, чтобы наш народ вообще ни о чем не думал, а только работал на "светлое будущее", которое вот-вот должно забрезжить, но видимо, затянулась полярная ночь и рассвета не предвидится, да и солнце украли, - этакая химера вечно наступающего рассвета, а Тальков ее разрушал. Но по существу он делал то, что не делал никто.
Многое изменила трансляция песни "Россия" по первому каналу телевидения в программе "До и после полуночи". Эффект от ее исполнения был похож на взрыв бомбы. Людей "Россия" потрясла; сразу же после передачи на телевидение стали звонить зрители, некоторые просто рыдали в трубку. После исполнения этой песни Игорь Тальков приобрелколоссальный успех, его начали разрывать на гастроли. Люди поняли, что, наконец - то появился русский певец, которому дорого все то, что называется Родиной. Со своими концертами он исколесил всю страну. Какие только города и организации не приглашали его.
( Звучит песня « Россия»)
Тальков проводил исторические поиски, подбирал соответствующую литературу, чтобы точно знать то, о чем он собирается спеть. Все это, естественно, без отрыва от всех прочих дел. Как только он оказывался дома, в руках у него тут же появлялась либоисторическая книга, либо репринтное издание, либо отснятое что-то на ксероксе, значит,перепечатка с запрещенной у нас книги, изданной на Западе, либо архивный историческийматериал. Обязательно хоть два часа в день да выкраивал он для этой работы; что - топодчеркивал карандашом, выписывал, чтобы потом проставить акценты в своей работе ииспользовать либо на концерте, либо при написании песни. То есть он постоянно накапливал информацию, а сам процесс написания песни происходил молниеносно, вроде бы совершенно неожиданно, под влиянием какого-нибудь внешнего импульса. Он никогда не писал о том, чего не пережил, никогда не писал по приказу. Если чувство взволновалоего, это отражалось в его песнях. Именно поэтому его песни так проникали в душу, так сопереживались людьми: ведь каждый из них вспоминал о своих чувствах, о некогда утраченном счастье.
Хотя поэт и не стал профессиональным драматическим актером, судьбе было угодно распорядиться так, что его мечта сняться в кино сбылась. Кинорежиссер Салтыков увидел отснятый на телевидении клип с "Россией" и отметил актерские данные Игоря Талькова.ту искренность и неподдельную боль, которой был полон его взгляд. Его пригласили попробоваться на главную роль в фильме "Князь Серебряный". Он согласился с радостью, так как это была близкая его духу тематика... Уже во время съемок фильма "КнязьСеребряный" режиссер Николай Стамбула предложил ему сняться в другом фильме, который затрагивал проблемы тогда впервые гласно проявившегося рэкета, где ИгорьТальков должен был сыграть одного из отцов мафии среднего пошиба. Поначалу он отказывался, не желая разрушать того сценического образа Талькова, что сложился в восприятии зрителей. Но потом его убедили, что мастерство актера проявляется именно в его способности играть разноплановые роли, и получилось так, что он одновременноработал над двумя диаметрально противоположными экранными образами: благородный князь и главарь мафиозной группировки. Уговорили отсняться и меня; я сыграл одного из подручных бандитов.
Его концерт строился из 2-х отделений. Первое - остросоциальные песни - Игорь Тальков исполнял в форме царского офицера, воссоздавая образ великой русской армии, заплеванной и оболганной советской историей. Зрители очень часто говорили, что он создает удивительно достоверный образ офицера белой армии. Его достойная, истинномужская манера держаться на сцене, скупые, но удивительно красивые жесты, одухотворенное лицо, интеллигентность, всегда печальные, умные глаза, к тому же прекрасные лаконичные тексты,- все это, вместе взятое, убеждало зрителя в том, что передними не артист в соответствующем костюме, а подлинный белый офицер, чудесным образом перенесенный из того времени в наше. Поэтому зритель абсолютно верил ему,ловил каждое его слово, был готов думать, анализировать и делать выводы вместе с ним. Тальков пробуждал у людей способность мыслить. Второе отделение - лирическое,развлекательное. Вначале концерта Тальков нагружал зрителей, а затем давал им возможность расслабиться, отдохнуть.
Его с детства интересовало прошлое нашего государства, было прочитано много книг по истории. Наряду с трудами советских историков, в которых на белых офицероввзвалили непомерный груз преступлений против своего народа, встречались произведениявеликих русских писателей, где он видел совсем других офицеров, образованнейших, порядочных людей, людей чести и совести. Возникали вопросы. Что-то тут не так! Где-то неправда. И вот так, постепенно, читая и анализируя, Игорь Тальков понял, что от русского народа намеренно скрывается великое прошлое его Родины. Он почувствовал,что эту открывшуюся ему правду он должен донести до человеческих душ, разорвавоковы, связывающие самосознание, пробудить народ от спячки. Он прекрасно знал, чтоживое общение артиста со зрителем больше влияет на сознание человека, чем печатноеслово или кинематограф.
Игорь Тальков говорил, что песни - это кратчайший путь к сердцу и уму человека. Сцена для него была полем боя, а зритель - ратью, которая объединялась под стягом егопесен. В последнее время популярность Талькова стала резко возрастать. Его концертышли в переполненных залах и часто переходили в митинги. Он постепенно становилсялидером, за которым могла пойти молодежь. Этого уже не могли стерпеть те темные силы,которым творчество Талькова уже давно стояло поперек горла, как и творчество всехнаших великих русских поэтов, и Игорь Тальков был убит 6 октября 1991 года в К'З "Юбилейный" так же подло, как все те, кто осмелился назвать русский народ Великим.
( Фрагмент из фильма « Игорь Тальков» автор Леонид Дербенев)
Слово 6-й группе о Ю.Э.Лозе
Лоза Юрий Эдуардович (1.02.1954) - композитор, автор слов, певец. Родился в Свердловске, ныне Екатеринбург. В 1971 поступил в Казахский государственный университет на геофак, но через год бросил учебу, затем служил в армии, в 1975—76 учился на отделении ударных инструментов музыкального училища в Алма-Ате, которое также не закончил. С 1977 работал в "ИНТЕГРАЛЕ" (вместе с Б.Алибасовым), в1983 переехал в Москву и в конце года начал играть и петь в группе "ЗОДЧИЕ" (вместе с В.Сюткиным и ЮДавыдовым). С 1987 начал официальную сольную карьеру. Однако именно Юрию Лозе принадлежит один из самых знаменитых "подпольных" магнитоальбомов советского периода — "Путешествие в рок-н-ролл"(1983), причем название "группы" было придумано друзьями певца, которые подклеили в начале записи следующий текст: "Для вас поет свои песни группа "ПРИМУС". Среди песен с этого альбома — "100 часов","Баба Люба", "Мать пишет". В период с 1983 по 1987 Лозе запрещали исполнять песни под своей фамилией, и даже знаменитый "Плот" нередко приписывался другим авторам. В составе "ИНТЕГРАЛА"певец выступал на легендарном рок-фестивале "Тбилиси-80" (вместе с "АКВАРИУМОМ", "АВТОГРАФОМ" и другими советскими рок-исполнителями). С гастролями шесть раз был в Германии (работал для русскоязычной аудитории). Среди наиболее популярных песен Юрия Лозы — "Пой, моя гитара"; "Дорога";"Я умею мечтать"; "Полночный блюз" (в последней впервые в русскоязычной песенной поэзии было использовано слово "секс"). Музыкальный стиль Юрия Лозы тяготеет к синтезу рока и бардовской песни, отличается простотой и задушевностью при достаточно широком стилевом диапазоне — от сентиментальных баллад до иронического рок-н-ролла.
( Звучит песня «Маленький плот)
Родился Михаил Владимирович Круг, 7 апреля 1962 года, в старом районе города Твери, который назывался Морозовский городок, сейчас имеет название «Двор Пролетарки» о котором была написана песня «Милый мой город».
Первые свои стихи Михаил написал в 14 лет,
которыепосвятил своей однокласснице. В то время кумиромМихаила был В.С.Высоцкий. После армии Михаил под впечатлением его песен стал играть на гитаре и петь в его стиле.
Михаил закончил в городе Твери 39 училище наСоминке по профессии слесарь-авторемонтник.Придя из армии, Михаил женился, родители его жены настояли на том, чтобы он пошел в институт, так как их дочь окончила с отличием институт легкой промышленности, а его образование не соответствовало их принципам. В 1987 году Михаил успешно поступает в институт, в котором узнает о конкурсе авторской песни, принимает в нем участие и занимает первое место. После этого он серьезно занимается написанием песен, но не малую роль в этом сыграл Е.И.Клячкин, который был председателем жюри на 8 фестивале авторской песни, где и увидел скрытый талант в Михаиле, и сказал: «Миша, тебе надо работать...»
Первый свой альбом «Тверские улицы» Михаил записал на студии «Тверь», потом был записан второй альбом «Катя», и третий альбом без названия, все они не имели выхода, но были украдены и разошлись пиратским способом. Практически все песни с этих альбомов были переписаны и спеты в альбомах: «Зеленый прокурор», «Мадам», «Роза», «Мышка». В 1994 году вышел первый официальный альбом «Жиган - лимон».
Первое выступление Круга прошло в городе Москве, в Театре Эстрады на фестивале «Русский Шансон» в ноябре 1996 г. В этом же году был показан первый клип на песню «Это было вчера».
Летом 2000 года закончена съемка фильма «Апрель», в котором Михаил Круг сыграл криминального авторитета.
В его группе в течение трех лет был сухой закон.
Михаил отдал деньги на новый клип, но ему их вернули, так как его песни запретили на телевидении.
Блатные выражения для своих песен Михаил берет из словаря выпуска 1924 г. для внутреннего пользования НКВД, который приобрел случайно.
Второй клип на песню «День как день» ему сняли друзья. Его можно увидеть на видеокассете «Песни Михаила Круга».
Песня «Колыцик» писалась три года, и имела три разных варианта. Последний вариант на альбоме «Жиган - лимон».
На концерте в Бостоне итальянцы подарили Михаилу крутые брюки.
Все свои песни в первых четырех альбомах Михаил посвятил своей первой любви Марине. Песня «Девочка-пай» была написана в 1987 году и посвящена ей.
Первый раз Михаил Круг выступил за границей в 1997 году на фестивале «Русский Шансон в Германии», на котором спел четыре песни, одна из которых «Мадам» была спета в гитарном варианте. Её можно услышать на диске «Русский Шансон в Германии» выпущен немецкой фирмой «Solo-Florentin».
С февраля 1997 года с Михаилом работает новая солистка Светлана Тернова, которую он услышал на фестивале песни «Заволжье», и взял ее в группу. Параллельно со своим творчеством он пишет ей альбом в эстрадном стиле.
Песни «Поле зелёное», и «Моя королева» которые поет Света. Михаил написал в 16 лет и также посвятил Марине. Он их переделал для исполнения от женского лица.
27 марта 1998 года в гостинице «Космос» Михаил участвовал на вручении премии «Овация» и получил ее в номинации «Русский Шансон».
В 1994 году был снят д\ф «Бард Михаил Круг» и показан по каналу «Культура» только в 1999 году.
В ночь с 30 июня на 1 июля 2002 года известный мэтр Российского Шансона - Михаил Круг убит в своем доме в Твери.
Белый снег
И вот опять пришла красавица-зима,
Пушистый снег ложится снова на дома.
И этот белый снег напомнит мне о том,
О тех далёких днях, что были мы вдвоём.
Я вспоминаю этот вечер, этот снег,
Я вспоминаю твой весёлый звонкий смех,
Я вспоминаю ясную нежность твоих глаз,
О, сколько б отдал я, чтоб с ними быть сейчас,
И в той далёкой, самой дальней стороне,
О, как я счастлив был с тобой наедине,
А вот теперь лишь белый снег кружит,
И моё сердце в одиночестве грустит.
Я не забуду этих первых дней любви,
Владимирский централ
Весна опять пришла,
И лучики тепла
Доверчиво глядят в мое окно.
Опять защемит грудь,
И в душу влезет грусть,
По памяти пойдет со мной…
( В исполнении учащихся 10 класса звучит песня М.. Круга)
Заключение
К сожалению, мы завершаем разговор сегодня в литературной гостиной о авторской песне, которая признана зрелым видом искусства – с особыми средствами, своей эстетикой и своеобразной « технологией творчества», а главное – с выраженной нравственностью.
Когда – то в дискуссии с слушателями поэт – песенник Михаил Анчаров задал вопрос « Почему многие люди берутся сейчас за сочинение песен?» И сам же на него ответил « Да потому, что в песню просится жизнь»
.Предлагается завершить литературную гостиную песней О.Митяева «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»
16