Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Литература
  3. Любовь и война в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Валерик»

Любовь и война в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Валерик»

Урок литературы в 8 классе по теме "Любовь и война в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Валерик»", соответствует новой программе. Цели урока: проанализировать стихотворение Лермонтова «Валерик», раскрыть особенности изображения войны и человека на войне в лирике поэта, выявить отношение Лермонтова к войне; развивать умения анализировать поэтический текст, представлять и аргументировать свою точку зрения, вести диалог.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Литература

Категория

Литература
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Урок 21 8 класс

Тема: Любовь и война в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Валерик»

Цели урока: проанализировать стихотворение Лермонтова «Валерик», раскрыть особенности изображения войны и человека на войне в лирике поэта, выявить отношение Лермонтова к войне; развивать умения анализировать поэтический текст, представлять и аргументировать свою точку зрения, вести диалог.

Оборудование: презентация, текст стихотворения, карточки – схемы для заполнения.

1. Введение в тему.

- О чём мы говорили на прошлом уроке?

- О чём мать поёт ребёнку в стихотворении Лермонтова «Казачья колыбельная песня»? Почему?

Посмотрите на слайд. Какие слова переведены на разные языки?

Liebe und Krieg (немецкийяз.)

amour et guerre (французскийяз.)

love and war (англйскийяз.)

ljubav i rat (хорватский яз.) Любовь и война.

-Часто ли эти слова встречаются вместе в одном произведении?Такое бывает редко. Лермонтову удалось соединить тему войны и тему любви в одном стихотворении. Стихотворение это называется «Валерик». Название стихотворения очень необычное.

-Что означает название стихотворения?Валерик, или Вларик, - приток Сунжи, впадающей в Терек, название происходит от чеченского «валларич» - мертвый, поэтому у Лермонтова Валерик – «речка смерти».

2. Постановка проблемы.

Почему для Лермонтова Валерик – это речка смерти? Узнаем сегодня на уроке.

Запишите тему: «Любовь и война в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Валерик».

1) Определение целей и задач урока:

1.Узнать историю создания стихотворения «Валерик».

2.Выяснить, как Лермонтову удалось соединить тему любви и тему войны.

3.Понять, как поэт относился к войне.

2) Какова история создания стихотворения «Валерик»?

Стихотворение было написано в 1840 году. Основная его часть представляет развернутое описание походной жизни и военных действий на Кавказе, кровопролитного боя на реке Валерик между отрядом генерала Галафеева и чеченцами 11 июля 1840, в котором участвовал и Лермонтов.

Лермонтов за участие в деле 11 июля 1840 года при Валерике и проявленную при этом храбрость был представлен к ордену Станислава III степени, Николай I этого представления не утвердил. Отказ был получен уже после гибели поэта.

Стихотворение обращено к В. А. Лопухиной - близкому другу и возлюбленной поэта, женщине, к которой Лермонтов испытывал по-настоящему глубокие чувства.

Свои впечатления о бое на реке Валерик Лермонтов запечатлел в этом стихотворении.

Откройте учебники, найдите стихотворение «Валерик»

3. Поиск решения проблемы. Работа с текстом.

Прочитайте первую строфу стихотворения «Валерик» и ответьте на вопросы:

1.К кому обращается лирический герой? К своей любимой.

2.Какое право он потерял? Право на любовь, право на надежду о том, что она ждёт его.

3.Как относится к нему любимая? Лирический герой считает, что она его не любит и не ждёт.

Прочитайте стихотворение «Валерик» до слов «Во-первых …» и ответьте на вопросы:

1.Что осознал лирический герой? Что его возлюбленная не так близка ему, как казалось. Они не родственные души.

2.На что жалуется герой? Что его огорчает? «В наш век все чувства лишь на срок…»

3.Либит ли лирический герой девушку? Любит, он не забыл её, хотя и осознал, что она не любила.

4.Назовите метафоры. «Страницы прошлого читая», «сердцем лицемерить».

Композиционно это стихотворение можно разделить на три части. Мы прочитали первую часть.

- О чём говорит поэт в первой части стихотворения? Возлюбленная его не любит, он одинок.

Запишем наш вывод в схему.

Прочитайте стихотворение «Валерик» со слов «Во-первых …» до «И к мысли…» и ответьте на вопросы:

1.Что чувствовал лирический герой все эти годы? Страданье, тревогу.

2.Почему раскаяние бесплодное? Потому что ничего изменить уже нельзя, раскаяние бессмысленно.

3.Как герой изменился? Как на него повлияла холодность девушки? Он перестал доверять людям, сближался осторожно.

4.Найдите метафору. «Влачил я цепь тяжёлых лет».

Прочитайте стихотворение «Валерик» со слов «И к мысли…» до «Но в этих сшибках…» и ответьте на вопросы:

1.Что отвлекло поэта от грустных дум и помогло развеять тоску? Кочевая жизнь, заботы, необычная природа Востока.

2.Где находится герой? Спит в густой траве под открытым небом.

3.Какой разговор слышал поэт? О прошлых войнах.

4.Кто поскакал впереди? Генерал.

5.С кем сравнивает казаков поэт? С пчёлами.

6.Назовите метафоры. «Мой крест несу», «штыки горят», «конь весь кипит».

Прочитайте стихотворение «Валерик» со слов «Но в этих сшибках…» до «На берегу…» и ответьте на вопросы:

1.Что напоминали удалые «сшибки» герою? Напоминали трагический балет.

2.С кем поэт сравнивает бойцов, когда они бьются с врагом? Как звери.

3.Почему герой не смог испить воды из ручья? Вода была красная от крови.

4.Найдите олицетворения. «Оживилися леса», «выбрался обоз»

5.Назовите метафоры. «пылал над нами лазурно-яркий свод небес», «под их зелёными шатрами» (про деревья), «кровь загорелася в груди».

6.Найдите гиперболу. «ручей телами запрудили»

7.Каким показал бой поэт? Неоправданно жестоким, многие погибли.

Прочитайте стихотворение «Валерик» со слов «На берегу…» до «Но я боюся…» и ответьте на вопросы:

1.Почему лица у бойцов были мрачные? Их капитан умирал.

2.Что чувствовал лирический герой? «Но не нашёл в душе моей я сожаленья, ни печали». Ничего не было в душе героя, всё онемело внутри.

3.Как поэт показывает последствия боя? Куча тел, кровь струёй течёт из ран, в воздухе пахнет кровью.

4.О чём размышляет лирический герой? Он не понимает, зачем воевать, если на земле всем места хватает.

5.Как называлась речка? Валерик.

6.Как переводится название «Валерик»? Речка смерти.

- О чём говорит поэт во второй части стихотворения? Ужас и трагизм войны.

Запишем наш вывод в схему.

Прочитайте стихотворение «Валерик» со слов «Но я боюся…» до конца и ответьте на вопросы:

1.Рассчитывает ли поэт на сострадание и понимание? Нет.

2.Почему светской девушке трудно понять лирического героя? Она никогда не видела смерти, при

ней никто не умирал. Её мир прекрасен и полон иных забот, ей не нужно выживать и думать о

завтрашнем дне.

- О чём говорит поэт в третьей части стихотворения?Те, кто не были на войне, не смогут понять поэта.

Запишем наш вывод в схему.

Основная идея третьей части стихотворения – показать светскому обществу, что поездка на Кавказ – это не увеселительная прогулка, которой её многие считают. И хотя фактически он обращается только к возлюбленной, здесь явно имеет место обобщение. При этом поэт не скрывает своей зависти к тем, кто не вкусил ужасов сражений.

4. Итог урока. Вывод по проблеме.

- Какое противопоставление есть в стихотворении?Запишем это в схему.

Любовь лирического героя – равнодушие любимой девушки (любовь)

Думы одинокого и несчастного поэта – легкомыслие светского общества (война)

Поэт ярко показывает контраст между светским обществом, о котором он говорил в первой части стихотворения, и людьми, обречёнными на смерть.

- Как на героя влияют военные действия? Как меняются окружающие?Война меняет людей, происходит разрушение человеческой души под влиянием войны. Лирический герой любил, страдал, переживал, но война опустошила его, он уже не чувствует ничего. Человеческая жизнь обесценивается, человек превращается в зверя.

-Лермонтов объединил письмо к любимой и описание военного сражения. Зачем? Лермонтов пишет о войне и о любви; объединяя эти две темы в одну, он говорит о том, насколько хрупка жизнь. Но понимание этого обычно приходит к человеку только перед лицом неизбежной опасности. Вот и лирический герой осознает эту простую истину только оказавшись на войне. Именно эту мысль он пытается передать своей возлюбленной, однако мало надеется на понимание, ведь у них нет “родства душ”.

- Какова тема стихотворения? Любовь и война, ценность человеческой жизни.

- Какова основная мысль?Война трагична и бессмысленна. Поэт призывает всех жить в мире и согласии.

-Почему Лермонтов не героизирует изображаемые события? Лермонтову важно показать не воинские подвиги, а то, что испытывает человек на войне, как война влияет на человека. М.Ю. Лермонтов один из первых в русской литературе показал разрушительное влияние войны на душу человека.

Тема жизни и смерти — вечная во всей литературе — является ведущей и в лирике Лермонтова и своеобразно в ней переплетается. Размышлениями о жизни и смерти проникнуты многие стихи поэта.

5. Рефлексия.

Ответьте на вопросы:

1.Что нового вы узнали на уроке?

2.Согласны ли вы с Лермонтовым?

3.Как вы относитесь к возлюбленной лирического героя и к светскому обществу?

Домашнее задание: выписать в тетрадь определение слову «романтизм».

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Российские цифровые образовательные платформы – это сложные цифровые образовательные продукты, имеющие широкие функциональные возможности, образовательный контент и методические материалы, покрывающие бóльшую часть основной образовательной программы общего образования. Хочу Вас познакомить с сервисам и инструментам, которые позволяют реализовать эффективное взаимодействие и организацию деятельности учителей и школьников в цифровой среде.
0 ₽
Урок литературы в 8 классе по теме "Любовь и война в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Валерик»", соответствует новой программе. Цели урока: проанализировать стихотворение Лермонтова «Валерик», раскрыть особенности изображения войны и человека на войне в лирике поэта, выявить отношение Лермонтова к войне; развивать умения анализировать поэтический текст, представлять и аргументировать свою точку зрения, вести диалог.
0 ₽