Маршрутный лист разработки решения педагогического кейса
Вашей проектной группе необходимо разработать комплекс образовательных активностей по финансовой грамотности для СОШ, находящейся в сельской местности по тематике «Планирование и управление личными финансами: займы и кредиты» для учащихся 10 класса, в котором учатся 21 ребенок. Особенностями класса является то, что дети хорошо воспитаны, дисциплинированы, в классе позитивная и добрая атмосфера, дети из семей со средними доходами, родители имеют высшее образование, постоянную работу, мобильны. | ||||||
Анализ условий реализации образовательной деятельности (по 6 позициям) | Характеристики | Возможности | Ограничения и риски | Решения/ рекомендации | ||
1. Сельская школа | Есть потребность в приобретении дополнительных финансовых знаний | Плохой доступ в интернет, возможно его полное отсутствие | Заранее скачать видео, презентации, распечатать необходимую для занятия информацию | |||
2.Тема: «Планирование и управление личными финансами: займы и кредиты» | Тема имеет практическое значение и дает возможность рассмотреть реальные жизненные ситуации | Дети осторожны и ограничены в предоставлении информации о финансовом положении семьи, воспринимают доходы как нечто связанное с родителями, как должное | Использовать практико-ориентированные задания | |||
3. 10 класс | У обучающихся есть трудовой опыт, опыт распоряжения личными финансами, готовность к восприятию важных тем по финансовой грамотности, знакомы с цифровыми ресурсами | Совершают эмоциональные покупки, риск непродуманного финансового шага.. | Дети, в большинстве своем с интересом воспринимают информацию, особенно такую, которая связана с жизненными ситуациями, в которых они оказываются | |||
4. 21 человек | Возможность организации групповой работы; знают возможности друг друга; | Отсутствие желания работать в группах, несколько лидеров. | Предложить самостоятельно в группах распределить обязанности; Продумать состав команд; | |||
5. Дети хорошо воспитаны, дисциплинированы, в классе позитивная и добрая атмосфера | Восприимчивы к любым заданиям и видам деятельности, предлагаемым учителем; -хорошо адаптируются к новой информации; - Уже знают правила работы в группах, готовы к сотрудничеству и совместной деятельности; - Делятся примерами из жизни; | -Выстраивание группового финансового поведения; | Вовлечение всех обучающихся в процесс занятия; - повышение мотивации обучающихся; - использование различных форм взаимодействия, чередование различных видов деятельности; | |||
6. Дети из семей со средними доходами, родители имеют высшее образование, постоянную работу, мобильны. | Дети перенимают модель родительского поведения, в том числе и при приобретении покупок. - Принимают участие в планировании покупок и выборе товаров/услуг. | У родителей разные ценностные установки, которые усвоены их детьми, поэтому сложно вырабатывать с детьми совместные общие решения кейсов. | Нельзя давать задания с акцентом на уровень дохода конкретной семьи обучающегося, брать для заданий доход условных семей. |
Планируемые образовательные результаты | Знания | Установки (что есть «грамотно» и как надо поступать) | Умения | |||
Понимать, что такое заём и что такое кредит; Знать основные принципы предоставления заёмных средств (условия предоставления заёмных средств и требования к заёмщику); Понимать, в каких случаях заём и/или кредит бывает необходим; Иметь представление о трудностях, с которыми сталкиваются люди с высоким уровнем задолженности по займам и/или кредитам; Иметь представление о разных видах кредитов (потребительский, ипотечный, автокредит, образовательный кредит), их предназначении и потенциальных рисках; Понимать, что такое кредитный риск; | Брать ответственность за принятие решения об использовании заёмных средств (в том числе при получении кредита); Осознавать ответственность за возвращение средств по кредитам и займам; | Уметь выделять плюсы и минусы использования заёмных средств; Уметь оценивать материальные возможности возврата заёмных средств; Принимать грамотные решения относительно целесообразности обращения за займом и/или кредитом; Уметь рассчитывать размер платы за пользование заемными (кредитными) деньгами в день, месяц, год, за весь период пользования кредитным продуктом; | ||||
Образовательные ресурсы (название УМК, № темы, параграф, название цифрового образовательного ресурса (ЦОР), мультфильма, анимированной презентации + ссылки на указанные ресурсы) и дидактические раздаточные материалы (при необходимости) | 1.Брехова Ю.В. Финансовая грамотность: учебная программа.10–11 классы общеобразоват.орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВАКО, 2018. —48 с. (Учимся разумному финансовому поведению) 2.Брехова Ю.В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10–11 классы общеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВАКО, 2018. — 344 с., - (Учимся разумному финансовому поведению). 3.Брехова Ю.В. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 10–11 классы общеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВАКО, 2018. — 232 с. («Учимся разумному финансовому поведению»). 4.Брехова Ю.В. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 10–11 классы общеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВАКО, 2018. — 96 с.- («Учимся разумному финансовому поведению»). 5. Анимированные презентации. Уроки финансовой грамотности: «Что такое кредит?». Официальный сайт «Образовательные проекты ПАКК» [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/TV2MJu7cG-86.Фильм «Кредит не подарок». Официальный сайт «Образовательные проекты ПАКК» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://edu.pacc.ru/kinopacc/articles/1011/ |
Методический инструментарий (образовательные технологии; методы обучения; педагогические приемы) | Использование элементов групповой технологии, технологии проблемного обучения. Методы: наглядный, практический, частично-поисковый, словесный, ментальная карта, обмен информацией, дискуссия; Приемы: фронтальный опрос, постановка проблемы, беседа. | |||||
Интеграция с другими видами функциональной грамотности (интегративные задания) | Финансовая и математическая грамотность Финансовая и читательская грамотность | |||||
Интегративное задание: Решите задачу. Заработная плата Власова Анатолия Николаевича составляет 25 тыс. руб., а его жены – 23 тыс. руб. Постоянные обязательные расходы семьи – 35 тыс. руб. Какой максимальный платёж по кредиту может позволить себе семья Власовых, чтобы сохранять привычный образ жизни в течение срока кредита и своевременно выплачивать кредитные платежи? Какова в этом случае будет сумма максимального кредита на 1 год при процентной ставке 18% годовых? | ||||||
Что проверяет: Знания: -иметь представление о трудностях, с которыми сталкиваются люди с высоким уровнем задолженности по займам и/или кредитам; -Понимать, что такое кредитный риск; Умения: -уметь рассчитывать размер платы за пользование заемными (кредитными) деньгами в день, месяц, год, за весь период пользования кредитным продуктом; -уметь выделять плюсы и минусы использования заемных средств; Установки: -осознавать ответственность за возвращение средств по кредитам и займам; -брать ответственность за принятие решения об использовании заемных средств (в том числе при получении кредита) | ||||||
Ответ: Совокупный месячный доход семьи Власовых: 23 + 25 = 48 (тыс. руб.). Чистый располагаемый доход семьи Власовых в месяц (то, что остаётся за вычетом суммы, необходимой для удовлетворения минимальных потребностей семьи): 48 – 35 = 13 (тыс. руб.). Максимальный ежемесячный платёж по кредиту, который может позволить семья Власовых: 13 · 0,5 = 6,5 (тыс. руб.). Максимальный платёж за год по кредиту, который может позволить себе семья Власовых: 6,5 · 12 = 78 (тыс. руб.). Обозначим сумму кредита как х и составим уравнение: x + 0,18x = 78 x = 66,10 Ответ: максимальная сумма кредита составит 66 100 руб. | ||||||
Пояснение: обучающиеся работают в парах |
План проведения образовательных активностей
Форма проведения активности: Внеурочная деятельность | |||
Этап 0. Подготовительный | |||
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Образовательный эффект (чему научились, что узнали, поняли) | |
Подготовка раздаточных материалов, кабинета для проведения занятия | Организуют свое рабочее место. Настраиваются на урок. | Дети проявят готовность к предстоящей деятельности, проверка готовности к уроку. |
Этап 1. Мотивационно-целевой (10 минут) | |||
1.1 | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Образовательный эффект (чему научились, что узнали, поняли) |
Прочитайтевысказывания,продемонстрированныенаслайде. Что объединяет эти высказывания? 1.«СталПантелеймонденьгивездезанимать,даиразорился.Икорону,и дворец, и королевство потерял, а сам в долговую яму попал». АндрейУсачёв 2.«Берисейчас,платипотом» 3.«Берешьчужие—инавремя,аотдаешьсвои—и навсегда» 4.«Имеюжеланиекупитькорову,нонеимеювозможности.Имею возможность купить козу, но не имею желания» -Предположите тему нашего урока. -Есть ли у вас личная заинтересованность в изучении предлагаемой темы? -За одну минуту убедите меня в том, что изучение этой темы просто необходимо. Учитель организует показ анимированной презентации «Что такое кредит?» Обсуждение базовых понятий: кредит, заем, ежемесячный платеж, ссуда, кредитный потребительский кооператив, микрофинансовая организация. | Читают высказывания, высказывают свои предположения, проявляют интерес. Определяют тему урока. Актуализируют знания, формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы, анализируют мнения других учащихся; Смотрят презентацию. Отвечают на поставленные вопросы. | Формирование интереса к образовательной деятельности. Внутренняя мотивация на деятельность. развитие коммуникативных навыков. Понимание и правильное использование терминов. | |
Этап 2. Операционно-действенный (25 минут) | |||
2.1 | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Образовательный эффект (чему научились, что узнали, поняли) |
-Сегодня слово «кредит» знакомо всем россиянам. -При каких ситуациях можно воспользоваться кредитными предложениями, а при каких лучше ими не пользоваться? -Как нам решить эту проблему? Предложите план действий. Мы попробуем разложить всю информацию по полочкам, в простой и нагляднойформе.Итогдаувидимчеткоевидениекредитования,«за»и «против»ипримемболеевзвешенноеипродуманноерешение. Дляэтого составим ментальную карту. Вашиидеи,чтодолжно бытьвнашейкарте? (условиякредитования,видыкредитов,требованиякзаемщику, договора, плюсы и минусы кредита) Япредлагаюгруппамсамимвыбратьзадания,скоторымивыбудете работать. Заданиягруппам:Изучаядокументы,составитьсвоюветвькартыпамяти:
Работа по группам. 1 группа – «Принципы кредитования»; 2 группа - «Виды кредитов»; 3 группа – «Плюсы и минусы кредита»; 4 группа – «Кредитный договор»; Защита работы групп, составление ментальной карты (на доске к своей ветке прикрепляют основные понятия, принципы, условия) -А теперь вернемся к нашей проблеме. При каких ситуациях можно воспользоваться кредитными предложениями, а при каких лучше ими не пользоваться? -Если вы пожелаете приобрести дорогую вещь, возьмете ли кредит? | Ученики высказывают свои предположения. Ученики делятся на группы. Анализируют практическую ситуацию, обсуждают, высказывают свои предположения Выполняют работу: придумываютидеюдлякарты;ставят задачи; составляют план действий для реализации задач; распределяют обязанности;сравниваютианализируют, самостоятельно выделяют критерии сравнения;формулируютивысказывают свою точку зрения; создают продукт; представляютиобсуждаютрезультат, формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; участвуют в дискуссии | развитие коммуникативных навыков Обучающиеся работают в группах, что способствует развитию коммуникативных навыков и умения работать в команде. -Аргументировать свое мнение, осознавать значимость полученных знаний Умение применять знания самостоятельно; умение работать в группе - развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы; -формирование умений представлять информацию. |
Этап 3. Рефлексивно-оценочный (10 минут) | |||
3.1 | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Образовательный эффект (чему научились, что узнали, поняли) |
Учитель организует показ фильма «Кредит не подарок». -Выразите свое мнение, позицию по изученной теме. Для этого продолжите предложения: Ясчитаю,чтокредитование… Потому что… Ямогуэтодоказатьнапримере… Исходяиз этого,яделаювывод,что… | Ученики смотрят видео, анализируют, формулируют выводы. Оценивают свою работу, определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Самооценка результатов своей деятельности на уроке |