«Играемвнейроигрыдома»
Повыситьпсихолого-педагогическиезнанияродителейоролинейропсихологических игр в развитии детей с тяжелыминарушениямиречи.
Познакомить родителей с кинезиологическими и нейропсихологическимииграми и упражнениями для использования в совместной деятельности сдетьмивдомашнихусловиях.
Добрый день, уважаемые родители! В самом начале нашей встречи я хочурассказать вам о роли нейропсихологических игр в познавательном и речевомразвитиидетей.Длядетейснарушениямиречихарактерновыраженноенарушениемежполушарноговзаимодействия.Нарушениемежполушарныхсвязей(илинедоразвитиемозолистоготела)искажаетпознавательнуюдеятельностьдетейиприводитктому,чтонарушаютсявсеосновныекомпоненты речи: звукопроизношение, фонематические процессы, словарныйзапас, грамматический строй речи, связная речь. Задержка речевого развития, всвоюочередь,влияетнастановлениепсихики–страдаютвсепсихическиепроцессы,тесносвязанныесречью:память,внимание,восприятие,воображение, особенно на уровне произвольности и осознанности.Поэтомувстал вопрос о применении эффективных методов и средств для преодоленияимеющихсяудетей трудностейвпознавательноми речевомразвитии.
Сегодняяхотелабываспознакомитьсновойтехнологией,которуюмыстали применять в коррекционно-развивающей работе с детьми. Для того чтобысинхронизироватьработуобоихполушарийголовногомозга,мысталиприменятьнейропсихологическиеигры.Чтотакоенейропсихологическиеигры? Это специальные игровые комплексы, которые способствуют развитию иактивизациипознавательныхпроцессовтакихкак:внимание,память,мышление,воображение,развитиемежполушарноговзаимодействия,пространственнойориентацииизрительнойкоординации,атакжеспособствуютречевомуразвитию.Главнаясутьигр—этоработадвумяруками одновременно.Нейропсихологические игры просты и доступны. Ихможноиспользоватькак виндивидуальной,таки вгрупповойработе.
Предлагаювашемувниманиювидеопрезентации,вкоторыхдетииграютвнейроигры.(«Классикидляпальчиков»,«Горизонтали»,«Веселыецифры»,
«Кулак-ладошки»,«Нейродорожки»,«Передайдругдругу»,«Выполнидвумяруками одновременно»).
Асейчаспредлагаювамстатьактивнымиучастникамивразныхнейроиграх.
«Классики для пальчиков»Ходигры:
вариант:задачапройтиклассикиодновременнодвумяруками.
вариант:задачапройтиклассикиодновременнодвумяруками,читаяприэтомстихотворение.
Яназываюцвета.Задачабыстропоказыватьцветодновременнодвумяруками.
Ход игры: Вы кладёте кисти рук на плоскостные фигуры в соответствии с ихформой.Накруги-ставитекулачки;наовалы-кладётекулачки;напрямоугольники – ладошки; на плоскостные фигуры в виде листика – ладошкиребром.Каждыйразколичестворядовизплоскостныхфигурможетувеличиваться.Играя, можетечитатьстихотворение.
Ходигры:Рукилежатнастоле.Каждомупальцусоответствуетсвояцифра.Я называю цифры в разбросанном порядке (1, 8),(2, 4), а вы поднимаете тотпалец,которыйсоотносится сназваннойцифрой.
Ходигры:ребенокодновременнодвумярукамипроходитпонейродорожкам.
Ход:необходимоодновременнодвумярукамипопунктирнымлиниямнарисоватьрисунок.
Сегоднямысвамипоигралитольковнесколькоигр.Аихбольшоеколичество.
-Скажите,сможетеливыприменитьданныеигрыдома?
А поможет вам в этом, разработанная нами картотека, в которой семьприложений разнообразных нейропсихологических игр. Для удобства вкаждом приложении есть не только описание каждой игры, но и видео.Данная картотека находится на сайте нашего детского сада. Уверена, чтонейроигры помогут вам в вашей работе с детьми и пригодятся для вассамих.
В завершении я хочу вам пожелать, чтобы самым лучшим отдыхом для васбыласовместнаяиграсосвоимребенком,лучшимднембылдень–
«сегодня», самым большим даром любовь, а самым большим богатствомздоровье!
Нейропсихологическая профилактикаикоррекция. Дошкольники:Учебно – метод. пособие/А. В. Семенович, Я. О. Вологдина, Т. Н. Ланина; подред.А.В.Семенович. – М.:Дрофа2019.– 240с.
СеменовичА.В.Влабиринтахразвивающегосямозга.Шифрыикодынейропсихологии/А.В.Семенович.- М.: Генезис2017. —432с.
«Нейроигрывдомашних условиях»
Педагогическоепросвещениеродителейоразвитииребенкасприменениемнейропсихологическихигр.
Научить создавать нейропсихологические игрыиз подручныхсредствиприменятьихвсовместнойдеятельностисдетьмивдомашнихусловиях.
Как говорил известный педагог, психолог Иван Петрович Павлов «Руки учатголову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуютразвитиюмозга».
Известно, игра – одно из средств воспитания детей дошкольного возраста.Играя,ребенокпознаетмирвокругсебя,получаетудовольствиевзаимодействуядругсдругом,стараетсяпобедить,соревнуется.Игровыетехнологииповышают интерес имотивацию,помогают небоятьсяошибок,развивают коммуникацию. Игра – это естественное состояние и потребностьлюбого ребенка. В современном мире существует великое множество разныхигр–настольно-печатные(лото,домино,пазлы),дидактическиеигры,развивающиеигры,словесные(считалки,потешки,скороговоркиит.п),подвижныеигры.
Давайтевспомнимсвамикакмыпроводиливремявнашедетство:поднимите руки те, кто в детстве бегал босиком? Кто прыгал на скакалке, врезиночку, крутил обруч, играл в классики, играли с мячом. А наши дворовыеигрыссоблюдениемправил:этопрятки,12палочек,казаки-разбойникиимногоедругое…
Атеперьподнимитеруките,ктовидитвнашевремяпрыгающихибегающих детей на улице? А со скакалкой, с обручем? Современные дети ведутмалоподвижныйобразжизни,сидятвозлегаджетов,втелефонах,укомпьютера.Дасейчасвремяцифровыхтехнологий,иотэтогоникуданедеться, наши маленькие дети больше нас разбираются в технике и это здорово.Но мы идем с вами к тому, что в светлом будущем дети будут психически,физически,соматическиослаблены.
Сегодня,яхочурассказатьвамонейройграх.Итак,чтожетакоенейроигры? Нейроигры – это игровые комплексы, способствующие развитиюпсихических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию координации,активизацииречи,улучшаютчувстворитма,способностькпроизвольномуконтролюиповышаетпозитивныйиэмоциональныйнастрой.Пугающееслово
– нейроигры – не требуют вмешательства медикаментов. Неироигры являютсядоступным средством для развития ребенка. Можно суверенностью сказать,чтонейроигрысодержатвсеберазвивающийпотенциал,алюбуюразвивающуюигруотнести кнейроиграм.
Нейропсихологи(СемакоН.Я.,СудовскаяН.В.,ПраведниковаИ.И.)рекомендуют применять нейроигры с 3-х лет. Кому предназначены такие игры?Ответпрост–всем.Такиеигрыполезныивзрослым,идетям,ведьонипроходятвигровойформе,имеютэмоциональнуюпривлекательность,многофункциональны,сочетаютсясдвигательнойактивностью,формируютпартнерскоевзаимодействие междуребенком ивзрослым.
Уважаемыеродители,предлагаюпогрузитьсявдетство,немногопоиграть.Встаньтепосвободнее,повторяйте за мной.
Замечательно, поиграли, присаживайтесь. Поиграли сами, научите домадеток.Чемпривлекательнынейроигры?Ихможнонетолькоприобрестивмагазине,ноисоздатьсамому.Нужнолишьжелание,авсенеобходимоенаходитсянастолах.
Уважаемыеродители,предлагаювамсоздатьсвоинейроигры.
Материал:листбумагиА4,фломастеры,клей,картинкиовощей.
Структура:вамнеобходимообвестиоберукиналистебумаги,затемприклеитьнаправую/левуюрукуовощитак,чтобонисоответствовалиместоположениюнапальцахрук,науказательныхморковь,набольшихкапуста ит.д.
Как играть: предложите ребенку рассмотреть карточку, назвать овощи, а затемпоказатьсоответствующимипальцамирук,поднимаятолькопальчик.Вариацияможетбытьлюбая–отживотных до фигур,главноефантазия.
Материал:листбумагиА4,фломастеры,цветнаябумага,клей,ножницы,линейка. Структура: вырезаем круги одного размера 8 шт, разных цветов 2комплекта. Расчертить пополам лист бумаги, наклеить круги так, чтоб они неповторялиместоположение.
Какиграть:предложитеребенкуназватьцветакругов.Помогите,еслизатрудняется.Предложитепоказыватьодновременнолевымиправымпальчикомкруги,которые вы назовете.
Если ребенок хорошо знаком с геометрическими фигурами, можно усложнить,добавитьквадрат,треугольник.
Материал:листА4,фломастеры,линейка.
Структура: лист кладем вертикально, расчерчиваем на 5 одинаковых частей. Вверхней левой части рисуем круг, в правой верхней части рисуем овал, затемниже чередуем овал, круг и так рисуем до конца листа. На начальном этапеберемодинцвет.
Как играть: предложите ребенку погулять пальчиками по листу, где круг тамнаходится 1 пальчик, где овал – там 2 пальчика. Пусть пальчики погуляютсверхувниз,азатемобратно.Современем,усложняйтетемп:сначаламедлено
– быстрее–быстро.
Воттакиенехитрыеигрыпомогутвашемумалышувполноценномразвитии.Старайтесьизбегатьдирективноготонавовремяигр.Пустьваша
игра будет легкой, веселой, интересной. Покажите ребенку, как нужно играть сулыбкойналице,аеслионнехочет–незаставляйте. Подождите,покауребенкабудетнастроениеиликогдаонзаскучаетипредложитеемуигру.
«Обратнаясвязь»сродителямипроисходитчерез«виртуальнуюгостиную»вродительскомчате,вмессенджереватсап,гдеродителиразмещают свои фото, видео отчеты по применению нейропсихологических игрдома.
ДороноваТ.Н.Взаимодействиедошкольногоучреждениясродителями.Пособиедляработниковдошкольныхобразовательных учреждений.– М.,2002.– 120с.
СемагоН.Я.Методикаформированияпространственныхпредставленийудетейдошкольноговозраста:практическоепособие.– М.: Айрис– пресс,2007.–112с.
Статья «Нейроигры в работе с дошкольниками». Дошкольник.рфdoshkolnik.ru/motorika/29603-neiroigry-v-rabote-s-doshkolnikami.
Интернет–ресурсhttps://fgos.ru/fgos/fgos-do/