Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение
Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга
«Журавлик»
Мастер-класс для слабовидящих детей по созданию аппликации
(группа 10-12 человек, возраст 7-9 лет)
Автор: Савинская Надежда Александровна
педагог-организатор
ГБНОУ Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
2023
Мастер-класс для слабовидящих детей
Содержание:
1. Пояснительная записка ___________________________________ 2
2. Описание мастер-класса __________________________________ 3
3. Анализ проведенного мастер-класса ________________________ 4
Пояснительная записка
В процессе формирования личности значительная роль принадлежит искусству, которое формирует духовный мир человека, его морально-нравственные убеждения, определяет систему моральных и эстетических ценностей. В процессе изображения участвуют не какая-либо отдельная функция - восприятие, память, внимание, мышление и т. д., а личность человека в целом. Это особенно важно для детей, которые в силу некоторых своих физических недостатков, встречаются с большими трудностями при включении в мир культуры, мир духовных радостей, что затрудняет их социальную адаптацию.
Одной из эффективных форм распространения собственного педагогического и творческого опыта, на мой взгляд, является мастер-класс как особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи. И педагог и обучающиеся включаются в единую творческую деятельность.
Мастер-класс «Журавлик» проводился для слабовидящих детей в рамках Регионального фестиваля-конкурса инклюзивного художественного творчества «ВЕРА. НАДЕЖДА. ЛЮБОВЬ.» на базе ГБНОУ Дворца учащиеся молодежи Санкт-Петербурга.
Цель: приобщить детей с ОВЗ к изобразительному творчеству.
Задачи:
-научить создавать композицию, размещать детали аппликации
-развивать усидчивость, терпение, внимание и воображение;
-воспитывать интерес к совместному творческому процесс у детей с
ОВЗ и детей без нарушений здоровья;
-создать комфортную психологическую обстановку.
Условия для проведения мастер-класса.
В ходе предварительной работы по подготовке к мероприятию для выполнения была выбрана аппликация, как доступный для детей с нарушением зрения вид творчества, поскольку материал должен быть четким, точным, ярким и красочным, без излишней детализации. Кроме того, аппликация позволяет использовать разность фактур бумаги (более шершавая основа, глянцевая бумага для деталей), чистые локальные цвета (по рекомендациям, предпочтительнее использовать темные изображения на белом или желтом фоне и наоборот). Детали к проведению мастер-класса, были заранее изготовлены педагогами-организаторами.
Кроме выбора материала, следует обратить внимание на то, что для работы с группой детей с различной степенью нарушения зрения потребовалась помощь педагогов-организаторов. Педагоги помогали слабовидящим детям находить и распознавать необходимые предметы и детали, направляли движения их рук, общались с ребятами.
При работе был снижен темп ведения занятия, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, осмысления задачи. Педагог-организатор должен говорить медленнее, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание, выполнить то или иное действие.
Материалы: плотный шершавый картон для основы, заготовки для аппликаций (из гладкой глянцевой цветной бумаги), клей-карандаш, фломастеры, образец.
Описание мастер-класса.
1. Приветствие, знакомство с темой мастер-класса.
«Добрый день, дорогие друзья. Сегодня у нас пройдет интересный творческий мастер-класс. А, что мы будем делать, сейчас узнаем. Для начала угадайте загадку
« Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти» (Журавли, журавль)
У нашего фестиваля «ВЕРА. НАДЕЖДА. ЛЮБОВЬ.» есть символ – белый журавль, которого мы и будем создавать. Вы готовы, ребята?»
2. Выполнение работы.
Весь процесс создания аппликации требует четких поэтапных указаний педагога. Педагоги-организаторы помогают детям распознать необходимую заготовку, если в этом возникают затруднения, направляют руки детей, помогают в размещении деталей композиции.
- Педагог просит найти среди заготовок 2 белых крыла. Дети должны поднять нужную деталь и показать ее педагогу-организатору;
- туловище журавля намазываем клеем;
- берем 2 белых крыла и приклеиваем их к туловищу нашего журавля.
- приклеиваем туловище с крыльями к тонкой шее журавля (заготовка уже должна лежать на столе;
- находим маленький белый круг и приклеиваем его к шее и туловищу нашего журавля.
- рисуем фломастером глазки;
- приклеиваем лапки журавля;
- приклеиваем клюв
Наш журавлик готов!
3. Завершение.
Просим детей продемонстрировать свои поделки, сделать общую фотографию всех участников мастер-класса. Необходимо отметить каждую работу, найти и подчеркнуть в них интересные стороны, выслушать детей.
Анализ проведенного мастер-класса
Целью данного мастер-класса являлось приобщение детей с нарушением зрения к изобразительному творчеству. К работе было привлечено 16 детей с ОВЗ. Каждый ребенок смог выполнить предложенную работу самостоятельно или с помощью педагога-организатора.
Мастер-класс построен на следующих принципах:
- простота
- доступность
- увлекательность
- здоровьесбрежение.
В ходе работы были использованы методы объяснительно-иллюстративный, игровой, индивидуализации, совместная практическая работа.
При проведении мастер-класса были решены оставленные задачи:
-научить создавать композицию, размещать детали аппликации. Мастер-класс учит детей различным приемам работы с бумагой, получают дополнительную информацию о геометрических понятиях, учатся действовать с бумажным листом конкретной формы, расширяют представление о фактуре бумаги, ее свойствах.
-развивать усидчивость, терпение, внимание и воображение. Работа помогает формированию умения следовать устным инструкциям, активизирует фантазию детей, их воображение и художественный вкус. Способы работы мотивируют деятельность, направленную на удержание внимания и аккуратности выполнения работы, стимулируют развитие пространственной и моторной памяти.
-воспитывать интерес к совместному творческому процесс у детей с
ОВЗ и детей без нарушений здоровья. В ходе совместной деятельности расширяются коммуникативные способности детей, формируется культура труда, доброжелательность, уважение к людям. Мастер-класс способствует воспитанию интереса к совместной деятельности для получения общего результата.
-создать комфортную психологическую обстановку. Мастер-класс – это продуктивная деятельность, результат которой ребенок видит практически сразу (не происходит потери интереса). Дети с удовольствием работают с бумагой, поскольку она легко поддается обработке, когда ребенок видит результат своих усилий снижается тревожность, повышается и стабилизируется психоэмоциональное состояние. Важно, что сам ребенок и его родители могут увидеть возможность сделать что-то красивое и интересное своими руками несмотря на нарушения здоровья.
В завершение хочется сказать, что данный мастер-класс был важен и интересен для детей с нарушениями зрения. Но не менее важным он стал и для педагогов, и для здоровых ребят. Дети учатся общаться с людьми невзирая на их физические особенности, и учат этому нас, взрослых. Учатся помогать тем, для кого эта помощь необходима. Учатся понимать, что ценность человека не зависит от его способностей и достижений, что каждый человек способен чувствовать и думать, и что все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. Конечно, каждый из нас по отдельности не сможет помочь детям с ОВЗ, но вместе мы сможем сделать для этих детей гораздо больше, сможем сделать мир вокруг них добрее, а этих детей счастливее!