Першотравневый район
МБОУ «Ялтинская школа№1»
Мастер – класс
«Методические приемы и формы реализации
системно – деятельностного подхода в обучении биологии».
Подготовила учитель биологии
МБОУ «Ялтинской школы№1»
Аверьянова Наталья Егоровна.
Теоретические основы мастер – класса.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Биология одна из дисциплин, которая красной нитью проходит по всем школьным предметам и по жизни каждого человека.
Фундаментальные биологические знания несут важнейшую мировоззренческую функцию, ставя вопросы о жизни, ее происхождении, цели и ценности.
Слайд 2
«Мышление- путь к познанию».
Учитель не должен научить на всю жизнь, учитель должен научить учится всю жизнь - это принцип моей работы.
Читаю текст слайда…
Учение через познание. А к познанию ведут три пути: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий и путь опыта – это путь самый горький. (Конфуций) .
Каждый ученик и учитель выбирает свой путь- приемлемый ему.
Образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили в школе.
Забыть?! А как можно забыть то, до чего ты додумался лично!
Вопрос как? Научить учеников думать, мыслить, рассуждать, сравнивать, доказывать - это требование нового времени.
Слайд 3 Основным требованием современного общества к образовательному процессу является необходимость связать обучение с жизнью в условиях рыночных отношений и подготовить учащихся к эффективной деятельности вне стен школы.
Что это означает деятельностный подход?
Слайд 5 В коре головного мозга…
Это значит, что уровень информации растет с удивительной скоростью, а головной мозг имеет все тот же предел возможностей, что и сотни лет назад. Мы не можем вместить весь объем «нарастающего» знания в голову ребенка. Необходимым становятся не сами знания (предмет гордости школы в прошлом), а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Поэтому - обучение должно осуществляться через деятельность.
Слайд 6 А что для этого нужно?
1.Психологическая подготовка .
Прежде всего, мы с вами психологически должны быть готовы изменить свой стиль преподавания.
2 Теоретическая и методическая подготовка.
3 Практическая подготовка.
Нужно владеть разным приемами и формам работы «по-новому». Причем, не только теоретически, но и практически. Ребята легко выполняют задания репродуктивного характера. Но не умеют применять их в практических, жизненных ситуациях. А ведь для будущей жизни важно именно это (можно рассказать о масле и холестерине).
Учить мыслить школьников – это значит, учитывая их природные и психологические особенности, обеспечить усвоение содержание учебного материала.
Побуждает логически мыслить - учебная ситуация, а учебная задача направляет мышление в определенное русло.
ИТАК, Главной целью деятельностного подхода является побуждение учащихся к активной деятельности.
Слайд 7 Какой он, деятельностный урок?
Моя позиция:к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика:за познанием мира, (в специально организованных для этого условиях).
Слайд 8 Как построить деятельностный урок?
Слайд 9 Что такое учиться???
Слайд 10 Деятельностній поход
ТЕПЕРЬ – РЕЗЮМИРУЯ
Одним из сильнейших мотивов побуждающих к учебной деятельности является интерес. Прежде, чем захотите призвать ребенка к деятельности, заинтересуйте его ею. Существует множество приемов повышения мотивации.
Практическая часть.
11 Слайд . «Верите ли вы?»
Вначале, мне хотелось бы, чтобы вы ответили себе на следующие вопросы:
1. Верите ли вы, что по окончанию мастер – класса, вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?
2. Верите ли вы, что можно детей научить учиться?
Как вы считаете, для чего я задала вам эти вопросы?
Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
Чтобы включить вас в деятельность я использовала один из приемов «Верите
ли вы?»
12 Слайд
Как добиться того, чтобы дети включились в деятельность, а не ждали, пока учитель им все расскажет?
Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимостиего появления».
Г.А. Цукерман
13слайд.
Вы уже обратили внимание на запись. Убрав все латинские буквы , вы прочтете высказывание , которое как нельзя лучше характеризует тему нашей встречи.
ПQRONIЗWVHLDAFSHQYИRVE
HNIAWRЧIYИJHDSARIESVTQNCIVЯ CID УVSДJRИRIВRЛDEWFHYGИLЯ.
Здесь написано: «Познание начинается с удивления».
Прием «Удивляй». – эффект загадки
Дорогие учителя, давайте будем стремиться удивляйть своих учеников!
14слайд.
Методические разработки заданий применяемые на этапе «ВЫЗОВ»
Биология 5 класс.
Тема: Методы в биологии.
Ученикам предлагаются задание, в которых они должны определить ключевые слова, которые подведут их к теме.
Делю участников на 3 группы (вытягивают фигурки - красный , синий , зеленый).
Задание 1.(для первой группы) Миша долго наблюдал за ласточкой , которая очень низко летала над водой.
Ученики:наблюдал за ласточкой. (наблюдение)
Задание 2.(для второй группы) Ученики первого класса посадили возле школы маленькую елочку. Все были в недоумении, когда же она вырастит? Любопытный Саша, каждый день бегал к елочке с линейкой и измерял ее.
Ученики: бегал к елочке с линейкой и измерял. (измерение)
Задание 3.(задание для третьей группы). В дневниках наблюдения за природой проанализируйте дни в начале месяца и в конце. Какие изменения произошли в природе.
Ученики: сравнивают температуру, какой был день, как изменились растения.(описание, наблюдение, сравнение)
Определяют методы: наблюдение, измерение, сравнение, описание.
15слайд.
Тема: Свойства живых организмов.
Цель: стимулировать творческую мыслительную активностьчерез приемы, побуждающие к мотивации, расширение знаний по теме; расширение понятийной базы.
16слайд.
Задание 1. (выписывают свойства через анализ процессов).
1.Из проросших семян выросла пшеница. (рост)
2. Цапля поймала лягушку.(питание)
3. Под дубом лежало много желудей.(размножение)
4. Дед посеял репку. Выросла она большая пребольшая. (рост, развитие).
5.Волк со всей скоростью погнался за ягненком. ( движение, питание).
Задание 2.
1.Выделение углекислого газа и поглощение кислорода.(дыхание).
2. Кролик ест капусту.(питание)
3. Листья растения тянутся к свету.( рост, движение).
4. «Парашютики» одуванчика подхватил ветер и унес далеко.(распространение, движение).
5. Ласточка оберегала своих птенцов от назойливой кошки.(движение, защита, потомство).
Задание 3.
Сначала был я солнышком желтым, прилетали бабочки угощенья брали. Но вскоре вместо желтого цветка, появился хрупкий, легкий, легкий белый шарик. Чуть подул ветерок и шарика не стало.
Ученики:питание, рост, развитие, движение, размножение.
17 - Слайд Прием «Жокей и лошадь».
Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Этот прием применим на уроках изучения нового материала.
Приём интерактивного обучения
Форма – коллективного обучения
Задание для участников мастер-класса.
Отрабатываются навыки командной работы и коммуникативная компетенция. Этот приём стимулирует мотивацию у большинства учеников.
Сегодня у «жокеев» и «лошадей» части высказываний имеющих непосредственное отношение к нашей учительской работе. Предлагаю Вам собрать их воедино и представить общему вниманию.
Слайд 18
1.Скучные уроки годны лишь на то, /чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому.
Жан Жак Руссо
2.Самостоятельность головы учащегося — /единственное прочное основание всякого плодотворного учения.
Константин Дмитриевич Ушинский
3.Ученик, который учится без желания, — /это птица без крыльев.
Саади
4.Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, —/ все, что может сделать учитель, это указать дорожки.
Олдингтон Ричард
технология « Проблемно-диалогическое обучение»
Творческому усвоению знаний способствует технология «Проблемно-диалогического обучения» (специально организованного диалога). Применяю на уроках изучения нового материала.
В чем инновационность? На уроке возможно проработать два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения.
Давайте попробуем проследить этапы проблемного диалога на простом примере.
пример из практики.
- Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами будем исследователями.
- Кто такие исследователи?
(Люди, которые путем исследования получают, открывают новые знания)
- Но прежде я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком
(вместе рассматриваем рисунок человечка без лица)
- Чем он интересен? Что же в нем странного?
(У этого человечка нет лица. У него нет ушей, глаз, рта, носа, рук) (Приложение 1)
На основании ответов я ученикам выдвигаю проблему - А нужны они ему? (Конечно)
- Как, одним словом можем назвать эти органы? (Органы чувств)
Постановка учебной задачи.
- Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? (Органы чувств)
- Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего урока:
Познакомиться с ……(органами чувств)
- В конце урока вы мне ответите на вопрос:
Почему органы чувств называют нашими помощниками?
В ходе урока и ознакомления с органами чувств дети рисуют лицо человечка и в конце урока я даю задание дорисовать недостающий орган (губы) с учетом понравился урок или нет (улыбка, грусть, равнодушие) и разместить своих человечков на классной доске. Таким образом можно узнать отношение ребенка к уроку (понравился, нет и т.п.).
Вывод - данная технология позволяет формировать навыки системного мышления - т.е отбирать нужные факты, связывать их между собой в единую логическую цепочку.
Народная мудрость – Здоровье всему голова. Современный урок – здоровье сберегающий урок.
Слайд 19 Интеллектуальная пауза.
Для того, чтобы немного отдохнуть, я предлагаю всем выполнить упражнение, которое называется “перевод с русского на русский” Это упражнение хорошо использовать в качестве паузы на уроке для развития образного мышления, чувство юмора.
Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно все равно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит)
Сбился с азимута среди 3 голосемянных. (Заблудился в трех соснах)
Приблизительно 20 г продукта полукоксования твердых топлив приводит в непригодное к использованию состояние весь продукт переработки нектара растений представителями перепончатокрылых, находящейся в большой деревянной емкости. (Ложка дегтя портит бочку меда)
Слайд 20-21
Разбор причинно-следственных связей.
(Шуточная задача)
Однажды к Чарльзу Дарвину обратились фермеры с вопросом, как увеличить надои молока.
Великий естествоиспытатель ответил: «Разводите как можно больше кошек!»
Причем здесь кошки?
Ч. Дарвин знал, что цветки клевера опыляют шмели, гнезда которых разрушают мыши. Чем больше мышей съедят кошки, тем больше будет опылителей-шмелей и тем выше будет урожай семян клевера.
Слайд 22
Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь.
Итак, современный урок с позиции деятельностного подхода подразумевает применение разнообразных приёмов , позволяющих не только усваивать материал ( знания) , но и овладевать компетентностями - самая важная умение учиться. Этому способствует применение творческих заданий или постановка проблемных вопросов и создание проблемных ситуаций.
Ученик, выполняя такие задания, осуществляет умственное усилие по проектированию способов действия. Именно в этом случае происходит развитие личности. Именно это является одной из основных задач современного - деятельностного урока.
СЛАЙД24
Домашнее задание: в рабочей тетради
Творческий уровень: вылепить из пластилина модель клетки с ее органоидами или сделать модель из цветной бумаги,
сочинить сказку о клетке, составить кроссворд.
А сейчас вспомним вопросы из приема «Верите ли вы?», Оправдались ли ваши ожидания? Кто дал утвердительный ответ, покажите «согласие», кто сомневается «Другое»
( СМАЙЛИКИ )
Слайд 25
Большое всем спасибо за участие и работе. Желаю Вам бодрости, сил, здоровья, счастья. И чтобы после каждого урока на лицах ваших учеников были такие эмоции.