Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Химия
  3. Мастер-класс на тему: «Химические эксперименты. Функциональная грамотность на уроках химии»

Мастер-класс на тему: «Химические эксперименты. Функциональная грамотность на уроках химии»

Показан опыт работы по развитию естественнонаучной функциональной грамотности школьников на уроках химии..Задача системы образования главным образом состоит в Формирование и оценка способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Химия

Категория

Химия
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Мастер-класс на тему: «Химические эксперименты. Функциональная грамотность на уроках химии»

Подготовила:

учитель химии

Воробьева Елена Владимировна

Уважаемые присутствующие здравствуйте, разрешите представить вашему вниманию химический эксперимент.

Мои действия: беру пищевую соду и добавляю ее в уксусную кислоту. В результате реакции надувается шарик.

Скажите Вы догадались, какие химические вещества я использовала?

Вам подсказка вы данную реакцию используете при выпечки хлебобулочных изделий.

Ответы: Уксусная кислота и сода

Что произошло? Почему шарик надулся?

Ответы: Выделился газ- углекислый.

Верно. Выделяется газ, благодаря которому наша выпечка становится

воздушной и пышной. Именно за счет этого газа и надувается шарик.

Многие могут и не знать о механизме этой реакции, но, однако используют

ее в быту постоянно. Поэтому знания, полученные в школе мы умело

применяем в жизни.

Слайд 2

Я хочу представить вашему вниманию мастер класс на тему: «Химический эксперимент. Функциональная грамотность на уроках химии»

Слайд 3

Цель: познакомить с опытом работы по развитиюестественнонаучной функциональной грамотности школьников на уроках химии.

Задачи:

 познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его

целевыми установками;

 раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с

разными типами заданий.

 показать практическую значимость использования разных типов

заданий при работе.

Оборудование: компьютер, проектор, листы заданиями для работы.

Все мы уже понимаем, что задача системы образования главным образом

состоит в Формирование и оценка способности учащихся применять

полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.

И вы согласитесь, что наши педагоги дают сильные предметные знания.

Однако результаты диагностических работ ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, не всегда

высоки.

Как вы думаете, почему?

(Педагоги отвечают: Задания этих диагностических процедур нацелены

на оценку (проверку) сформированности функциональной грамотности.

... сложные новые задания, ...)

Я согласна с вами.

Слайд 4

Недостатками сегодняшнего образования являются, то что ребята

 Недостаточно владеют смысловым чтением

 Не справляются с задачами на интерпретацию информации

 Затрудняются в решении задач, требующих анализа, обобщения

 Не умеют высказывать предположения, строить доказательства

 Недостаточно сформировано умение работать с моделями

Слайд 5

Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно или в сотрудничестве осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.

А функционально грамотная личность: это человек самостоятельный,

познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными

качествами, ключевыми компетенциями. (Искать. Изучать. Думать.

Сотрудничать. Оценивать.)

Слайд 6

Сущность функциональной грамотности школьника заключается в

готовности его

 Добывать информацию

 Применять её в жизни

 Оценивать себя

Давайте вместе с вами пройдем все эти этапы.

Слайд 7-8

Так при изучении темы: «Сера и ее соединения» в 9 классе обучающимся предлагается выполнить следующее задание, я использую прием «Проблемная ситуация»

Цель – побудить ребенка самостоятельно искать выход из затруднения. Это задание я даю на начальном этапе урока.

Shape1

Давайте с Вами сделаем это и мы! И так Вам предлагается

Задание 1. Изучить рисунок и ответить на следующие вопросы.

-перечислите основные источники оксида серы (IV),

(Ответы:техногенные источники поступления оксидов серы в атмосферу —

топливная энергетика (55 %), металлургическая промышленность (25 %),

очистка и переработка нефти и угля (10 %), химическая промышленность,

транспорт и другие виды хозяйственной деятельности человека (10 %).)

- внесите в рисунок недостающие элементы, (Н2О, Н2SO3)

- написать уравнения реакции; (Н2О + SO2 = Н2SO3 )

- как отразится на биоценозе водоема воздействие кислотных дождей

(образовавшихся с участием SO2), выпавших на почву?

Педагоги пользуются приложением 1. так как создается слабая кислая среда: pH 4,5. Гибнут земноводные, рыба, околоводные насекомые.

Приложение № 1. Окисление водных ресурсов

Классифицируют 3 стадии последствий кислотных дождей в водоёмах.

 PH воды С повышением кислотности сокращается количество

кислорода в водоёме. Происходит заболачивание, гибнут водные

растения и креветки. Активно развиваются зелёные и бурые водоросли.

 pH 5,5. Гибнет планктон, являющийся основным объектом питания

живых организмов. Исчезают донные бактерии, разлагающие мусор

органического происхождения.

 pH 4,5. Гибнут земноводные, рыба, околоводные насекомые.

При выполнении задания 1 дети опираются на знания, полученные в 8 классе при изучении темы: «Химические свойства кислотных оксидов», кто-то обратиться к сети Интернет, многие воспользуются приложением.

А вот задание 2, ставит детей в проблемную ситуацию и учащиеся должны опираясь на свои знания, решить данную проблему.

Слайд 9

Задание 2. Вы директор предприятия, изображенного на рисунке.

Экспертами-экологами обнаружены отклонения от нормы состава воды из

близлежащего озера и установлена причина: большие выбросы SO2 вашим

предприятием.

Что вы предпримете?

А) закроете предприятие; (не реально, этого никто не сделает )

Б) совершенствуете очистные сооружения;

В) займетесь очисткой воды в озере. (газ продолжит выделяться и будет тоже

самое)

Здесь создается проблемная ситуация, которую ребята должны решить.

Ответы педагогов - совершенствуете очистные сооружения

Воздействие на почву. Происходят процессы, приводящие к изменению

видового состава микроорганизмов и обеднению плодородного слоя.

Последствиями вредных осадков становятся подкисление почвы и

связывание азота, делающее его недоступным для растений. Мы с вами

замечательно справились с этой задачей.

Задания:

Слайд 10

1.Какие химические элементы названы в честь стран? Приведите не менее четырех названий. Укажите количество  протонов и нейтронов, содержащихся в ядрах атомов, названных вами элементах.

Ответ: Рутений (Ru) – назван в честь России; протонов  44, нейтронов 57.

Полоний (Po) – в честь Польши; протонов  84, нейтронов 37.

Франций (Fr) – в честь Франции; протонов  87, нейтронов 35

Германий (Ge) – в честь Германии; протонов  32, нейтронов 40.

Слайд 11.

2. Вы входите в малознакомую квартиру, которая затемнена. Электричество отключено, но есть две лампы: газовая и керосиновая. Что Вы зажжете в первую очередь?

Дополнительный вопрос: где еще применяется газ (предположите, какой) и керосин?

Ответ: Спичку

В газовой лампе- природный газ (применяется как топливо)

Керосин (растворитель, дизельное и авиационное топливо, удаление ржавчины)

Слайд 12.

3. Чтобы Золушка не смогла поехать на бал, мачеха придумала ей работу: она смешала древесные стружки с мелкими железными гвоздями, сахар и речным песком и велела Золушке очистить сахар, а гвозди сложить в отдельную коробку. Золушка быстро справилась с заданием и успела поехать на бал. Объясните , как можно быстро справиться с заданием мачехи.

Ответ: Древесные стружки от мелких железных гвоздей можно разделить при помощи магнита. Сахар с речным песком растворить в воде , профильтровать, выпарить воду.

Слайд 13.

4. СОБАКА БАСКЕРВИЛЕЙ

Прочитайте отрывок из повести «Собака Баскервилей» А. Конан Дойла

и ответьте на вопросы.

«...Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана... Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. — Фосфор, — сказал я».

Вопрос 1. Фосфор бывает белый, красный, черный.

О каком фосфоре идет речь в отрывке. Объясните, почему вы так считаете?

Вопрос 2.

В этом отрывке Артур Конан Дойл допустил существенную химическую ошибку. Он не учел химических свойств фосфора и его соединений.

Проанализируйте содержание отрывка. Почему описанное в нем маловероятно. Назовите не менее двух причин.

Ответ: А.Конан-Дойл в своем произведении не учел химических свойств фосфора. Давайте подумаем вместе. Фосфор светится в темноте, следовательно, это белый фосфор, т.к. красный фосфор не светится вообще. Далее, белый фосфор очень ядовит, и использовать его столь необычным способом несколько раз, вероятно, было бы сложно. Кроме того, белый фосфор на воздухе легко окисляется, переходя при этом в степень окисления 5+. Трудно представить себе, что собака, обмазанная ядовитым веществом и кислотой, может еще что-либо сделать.

Функциональная грамотность не обошла стороной ВПР и ГИА. При

подготовке учащихся к ГИА на уроке закрепления знаний, ребятам, которые

собираются сдавать экзамен по химии. Я использую индивидуальный или групповой прием. Дети получают карточки с заданиями из КИМ ОГЭ по химии, где встречаются вопросы по функциональной грамотности.

Слайд 14

Пример 1 вы видите на экране.

Пример 1. Задание ОГЭ

Ребятам предлагается выбрать нужное суждение о правилах обращения с веществами, которые встречаются в быту. В каждой семье наверняка был

такой случай, что разбился градусник, что сделать в этом случае ребята

должны знать/вспомнить о физических и химических свойствах ртути.

А какие действия предпримете вы?

Ответы: (ртуть единственный жидкий металл, который легко испаряется,

поэтому после ее сбора (щприцом, грушей, кисточкой скотчем), ее

помещеают в банку стеклянную и заливают водой, для того чтобы ртуть не

испарялась. Место разлива ртути обработайте раствором марганцовки или

хлорной извести. Хлорная известь — сложное вещество, представляющее из

себя смесь нескольких соединений: гипохлорида кальция Ca(ClO)2, хлорида

кальция CaCl2 и гидроокиси кальция (гашеной извести) Ca(OH)2, а также

кристаллизационной воды. Эту смесь для краткости часто называют просто

хлоркой, иногда белильной известью. Формулу можно записать как

Ca(OCl)2·CaCl2·Ca(OH)2·2H2O или в более удобном виде: 3Ca(OH)2·2Cl2.

Слайд 15

При подготовки к ВПР учащихся 8 классов. На уроке закрепления

знаний, Я выборочно или если позволяет время, всему классу раздаю задания

из ВПР прошлых лет или беру на различных сайтах.

Пример 3. ВПР. 8 класс.

Восьмиклассница Мария выпила после обеда один стакан ( 200г) яблочного сока.Shape2

Используя данные приведённой ниже таблицы, определите какую массу углеводов получил при этом организм девушки. Ответ подтвердите расчетом.

Содержание углеводов в некоторых соках

Сок

Лимонный

Яблочный

Апельсиновый

Гранатовый

Сливовый

Массовая доля углеводов, %

2,5

9,1

12,8

14,5

16,1

Решение __________________________________________________________________

Ответ:­­­­­­­­­­­­­­__________________________

5.2. Какую долю суточной физиологической нормы (400г) составляет потреблённое Машей количество углеводов. Овет одтвердите расчетами.

Решение __________________________________________________________________ Ответ: _______________________________________________________________

При выполнении этого задания ребятам без математике никуда! Вот вам

метапредметные связи.

Задания на формирование функциональной грамотности, есть на некоторых цифровых платформах. Например, в Яндекс. Учебнике. Заходишь на сайт и принимаешь участие.

Хотелось бы надеяться, что Вы получили знания о разных типах заданий по

формированию функциональной грамотности школьников на уроках

естественного цикла и сможете использовать услышанную информацию в

своей практике.

И так на этом я завершаю свой мастер- класс, вывод хочу сделать следующий: мы

должны развивать функционально-грамотную личность, которая будет:

 Добывать информацию

 Применять её в жизни

 Оценивать себя

Спасибо за внимание!!!

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Показан опыт работы по развитию естественнонаучной функциональной грамотности школьников на уроках химии..Задача системы образования главным образом состоит в Формирование и оценка способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.
0 ₽