Мастер-класс
«Осенние листочки из солёного теста»
Подготовила и провела воспитатель:
Кобалия Елена Юрьевна
Г.Новочеркасск
2020 год
Тема:«Осенние листочки из солёного теста».
Цель:Создать психологически комфортную обстановку и способствовать творческой самореализации взрослых .
Задачи:
Сделать поделку своими руками.
Развивать творческие способности.
Любить и уважать промыслы народного творчества.
Познакомить взрослых с эффективными приемами и методами работы с соленым тестом на примере создания растительных и цветочных элементов и последующим композиционным решением.
Способствовать творческой самореализации взрослых.
Создать психологически комфортную обстановку.
Предполагаемый результат:
Выполняя свою работу, как взрослый, так и ребенок будет знаком с эффективными, приемами и методами работы с соленым тестом. Сможет творчески самореализавать себя. Улучшится эмоциональный и психологический настрой.
План проведения:
Подготовительный этап.
Постановка целей и задач мастер-класса.
Подготовка необходимых материалов и инструментов для работы (соленое тесто, скалка, стеки, расческа, ножницы, емкость для воды, кисть №2 или №3, куски ткани, клеенки, основа из оргалита).
Оформление помещения творческими работам педагога и обучающихся (этапы выполнения, образцы работ).
Основной этап.
Встреча гостей.
Рассказ об истории возникновения соленого теста и особенностях методики работы с тестом педагога-мастера.
Практическая часть.
История возникновения лепки из соленого теста.
В наши дни возрождается интерес к различным народным ремеслам, зачастую почти забытым. Сейчас все более пристальное внимание привлекает к себе искусство лепки из соленого теста.
Лепка из соленого теста имеет давнюю историю. Изготовление из теста (муки, соли, воды) различных фигурок – это старинный обычай. Фигурки, слепленные из теста, использовались для поклонения богам еще в Древнем Египте, Греции и Риме.
Основной проблемой была недолговечность материала: угрожала влага и главным врагом являлись грызуны, поэтому стали добавлять соль в большом количестве. История не сохранила имени того, кто придумал добавлять в муку соль в таком количестве, что грызуны и насекомые перестали покушаться на изделие.
Во многих районах Европы и на русском Севере также распространен обычай лепить из соленого теста. Раньше изготовление фигурок из муки и соли было связано с магическими действиями. Эти фигурки служили оберегами, ритуальными предметами.
В 19 веке в Германии бедные люди изготавливали из теста рождественские украшения на елку.
Во время 1-ой Мировой войны и в первые годы после нее изготовление фигурок из соленого теста было прекращено из-за острого дефицита соли.
В наши дни это древнее народное искусство возрождается и завоевывает все более широкий круг поклонников. Оно утратило ритуальный смысл и поменяло тематику на художественно-декоративную. Это фигурки-сувениры, настенные украшения, панно, рамки для фото и картин и т.д.
Значимость искусства лепки из соленого теста.
Все более пристальное внимание привлекает к себе искусство лепки из соленого теста. Этому способствует доступность материала, а также простота техники, что позволяет полностью сосредоточиться на воплощении творческих замыслов в поиске новых решений и различных художественных экспериментов.
Одним из разделов моей работы с детьми по изобразительному искусству и самым любимым у детей является лепка из соленого теста. Этим видом искусства дети могут заниматься с любого возраста, так как соленое тесто является экологически-чистым материалом.
Занятия лепкой очень полезны:
Они развивают мелкую моторику у детей, которая способствует развитию мышления и улучшению памяти;
Занятия лепкой являются одним из методов арт-терапии, терапии посредством искусства, они успокаивают и гармонизируют, помогают отдохнуть, снять напряжение, расслабиться, почувствовать себя успешным;
Они расширяют художественный кругозор, формируют нравственное представление и содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру.
Развитие композиционных навыков в процессе лепки из соленого теста.
Понятие композиции.
Композиция – это составление, соединение частей (элементов) в единое целое и их взаимное расположение в художественном произведении. Иван Николаевич Крамской писал: «Композиции нельзя научиться до тех пор, пока художник не научится наблюдать и сам замечать интересное и важное» .
Для развития композиционных навыков детей знакомят с этапами выполнения композиции.
Для выполнения любой композиции необходимо выбрать тему. Тема может быть разной и состоять из 2-х элементов (ежик с грибком, мышь с сыром и т.д.) и более элементов («Цветочная композиция», композиция «Осень», «Весеннее настроение» или рамочки для фото). Взаимное расположение элементов имеет большое значение в композиции. Композиция должна хорошо смотреться, не должна загромождаться мелкими элементами, и в то же время не быть пустой.
Большое значение имеет выбор формата.
Формат – это размер площади размещения элементов композиции.
Существует много вариантов композиции : симметричная, ассиметричная, композиция в круге, овале, ромбе, квадрате, прямоугольника.
Следующим этапом композиции является составление эскиза, в котором выбирается расположение главного элемента.
Теория вымешивания теста и инструменты для работы.
Составление композиции начинается с приготовления соленого теста. Один стакан соли (мелкой), 1 стакан муки, добавить 0.5 стакана воды воды, постепенно перемешивая. Тесто готово.
Готовность теста определяется его эластичностью. Оно не должно крошиться и прилипать к рукам.
Для работы с соленым тестом понадобятся самые разнообразные инструменты:
Скалки 3-4 шт (для изготовления плоских изделий).
Стеки 3-4 шт.
Расчески (для имитации фактуры или прожилок).
Готовые трафареты листьев вырезанные из картона
Ножницы (для подрезов чешуек или иголочек).
Колпачки от фломастеров (для создания рельефной поверхности).
Также необходимы следующие принадлежности: клеенка, основа из оргалита, кисточка, баночка с водой, гуашь и влажные салфетки
Технология лепки из соленого теста.
Технология лепки подразумевает знакомство с приемами и методами работы с соленым тестом на примере создания растительных и цветочных элементов и последующим композиционным решениям.
Лепка листьев.
1-ый способ.
Скатаем 5-6 шариков.
Разминаем каждый шарик в лепешку.
Вытягиваем вдоль и заостряем по 2-м сторонам, получаем «плоскую лодочку».
Для получения рисунка на листочках нажимаем стекой вдоль листа – делаем центральную прожилку и к ней под углом наносим прожилки в виде елочки.
2-ой способ.
Раскатаем из теста колбаску.
Отрезаем стекой нужное количество дисков.
Прищипываем и заостряем каждый диск с одной или с 2-х сторон в зависимости от конфигурации листьев.
Рисунок на листочках можно получить при помощи расчески.
Наносим центральную прожилку зубчиками расчески.
Этим же методом на половину листочка наносим рисунок под углом (как в предыдущем случае).
На другой половине листочка наносим прожилки плоской частью зубчиков расчески.
3-способ
Используем трафарет любого листочка
На трафарет наносим тесто и раскатываем равномерно
Лишнее тесто обрезаем стекой
Также трафарет можно использовать и за основу работы.
Наносим рисунок стекой и раскрашиваем гуашью
Оставить изделие на сутки в теплом месте.
Практика составления композиции.
Основой для составления композиции служит:
оргалит в форме круга, овала, квадрата, ромба и т.д., загрунтованного с ребристой стороны любой масляной краской или гуашью с клеем ПВА.
само соленое тесто, раскатанное в разные формы.
Заключение.
Композиции из соленого теста многочисленны и разнообразны. Они многообразны, как и создававшая их культура народов. Но без определенных знаний, навыков, композицию создавать невозможно.
Следует помнить, что лепка из соленого теста наряду с живописью, музыкой, театром, поэзией является гранью художественной культуры. И для глубокого проникновения в художественную атмосферу эпохи чрезвычайно желательно овладеть навыками этой культурной деятельности.
Всё познается в сравнении. Если сравнить лепку из теста и глины, мы наблюдаем немало преимуществ лепки из теста:
Доступность и дешевизна материала;
Экологичность;
Легкость работы;
Возможность придания любых форм и цветов.
Лепка из соленого теста не перестает удивлять и поражать своими возможностями в творчестве.
Лепка из соленого теста помогает в работе психологам, педагогам, арт-терапевтам.
Список литературы.
Н. А. Горяева., В.О. Островская. Изобразительное искусство. Учебник 5 класса. Москва. Просвещение. 2006 год.
Н. М. Конышева. Лепка в начальных классах. Москва. Просвещение. 1985 год.
М. Н. Конышева. Технология. 4 класс. Секреты мастеров. Москва. Просвещение. 2004 год.
М.О. Синеглазова. Удивительное соленое тесто. Москва. Издательский дом МСП. 2007 год.
Ирина Хананова. Удивительное соленое тесто. Москва. Аст-Пресс. 2007 год.
Краткий словарь терминов изобразительного искусства. Москва. 1961 год.