Слайд | Здравствуйте, разрешите представиться: Емелина Елизавета Игоревна, педагог дополнительного образования по классу фортепиано Дворца детского творчества. |
Слайд 2 | Представляю Вам мастер-класс по теме «Применение творческих методов при знакомстве с основными музыкальными понятиями». Сегодня в ходе нашего мастер-класса я хочу продемонстрировать вам какие творческие методы я использую при знакомстве учащихся с основными музыкальными понятиями для развития их музыкальных способностей. Формат мастер-класса позволит вам повысить свой профессиональный уровень и расширить методическое мышление. |
Слайд 3 | Приглашаю Вас совершить путешествие в прекрасный удивительный мир музыки. Музыкальное искусство - это искусство звуков, которые мы воспринимаем с помощью слуха. Развить музыкальный слух помогает ассоциативное мышление, что мы и попробуем сделать вместе с вами |
Слайд 4 | Важным в развитии музыкального слуха является звуковысотный слух и чувство лада. Этот вид музыкальных способностей подразумевает под собой восприятие и воспроизведение звуков по высоте в ярких образных интонациях, мотивах, мелодиях. Предлагаю Вам несколько несложных упражнений |
Слайд 5 | а) Вы знаете, что все звуки делятся на высокие, средние, низкие. В музыке это еще называется регистром Высокий регистр - звонкий, светлый. Средний регистр - мягкий, удобный для пения. Низкий - густой, тяжёлый, мрачный. Сейчас мы с вами попробуем определить на слух звуковысотность. Я проиграю мелодию, а вы попробуете определить, какой это звук: высокий, средний или низкий (Играю в разных регистрах, а фокус- группа определяет их) |
Слайд 6 | б) А теперь хочу обратить Ваше внимание на экран. Определите, пожалуйста, какое это движение? Правильно сходящееся движения, когда двигаются навстречу друг к другу и расходящееся движение, или по другому противоположное. Вот и мелодия тоже может «двигаться» навстречу друг к другу (привести пример) и противоположно (тоже пример). |
Слайд 7 | А теперь попробуем вместе определить движение мелодии. (Играю мелодию, фокус-группа определяет направление движения мелодии) |
Слайд 8 | в) А теперь разрешите вас познакомить еще с одним понятием – лад. Это система отношений звуков, устойчивых и неустойчивых, как бы “дружба” звуков между собой, лад - это ещё и настроение. А каким может быть настроение? Ответить на этот вопрос нам опять поможет экран (картинки с разным настроением). Первая группа картинок в музыке определяет мажорный лад – это чаще всего лад света и веселья. Он пригодится для создания музыки радостной, бодрой и веселой. Другая группа картинок помогла нам определить минорный лад– это “мастер” печальной и задумчивой музыки. Давайте попробуем на слух определить, где у нас минорная музыка, а где мажорная. Определяем по слуху лад (мажорный и минорный). Играю несколько фрагментов из детских песен. Песня «Чунга-чанга» «Песенка Чебурашки» «Лев и брадобрей» «Если добрый ты» Из этих песен играю. Только небольшой кусочек. |
Слайд 9 | Мы определили с вами, что музыка может звучать по-разному и с разным настроением, то есть в разных регистрах и на разный лад. Теперь поговорим о другой особенности музыки – ритме. Ритм - это чередование звуков и пауз разной продолжительности, то есть ритм показывает нам сколько по времени и по счёту ноты должны выдерживаться. Самые длинные по счёту длительности - это целая, и половинка. Целая считается до четырёх (1и, 2и, 3и, 4и), половинка до двух. (1и, 2и) А короткие –это четверть и восьмые. Четверть считается 1и, восьмая - раз. Эти длительности считаются ровным ритмом, с ним легко справиться. И мы с вами попробуем прохлопать ровным ритмом песенку «Весёлые гуси» Но также в музыке встречается и не совсем ровный ритм. Например: пунктирный ритм или синкопированный ритм. Мы с Вами сначала разберём что же такое пунктирный ритм. Пунктирный ритм - это чередование удлинённой сильной и укороченной слабой долей.Акцент, падающий на сильную долю, обостряется (показать). Теперь попробуем прохлопать все вместе эту же песенку с пунктирным ритмом. Так же в музыке часто встречается синкопированный ритм- это смещение акцента с сильной доли такта на слабую. (показать) Теперь попробуйте прохлопать этот ритм в той же песенкой. А теперь я предлагаю вам разделиться на три группы: Первая группа - будет хлопать ровный ритм Вторая группа - пунктирный ритм Третья группа - синкопированный ритм. Я играю песенку и по очереди называю, кто должен хлопать. Например: Сначала хлопает первая группа -ровный ритм Потом пунктир, потом синкопа. Как показывает практика освоение этого несложного упражнения значительно упрощает освоение этих ритмических трудностей. |
Слайд 10 | Музыка - это состояние души. Когда мы слушаем музыку, у нас возникают разные ассоциации и определённые эмоции. Я предлагаю прослушать небольшой фрагмент и поделиться своими впечатлениями (после ответов фокус-группы) |
Слайд 11 | А сейчас я предлагаю вам посмотреть, какие ассоциации вызвал этот музыкальный фрагмент у моих ребят (на слайде рисунки детей). Музыка волнует сердце, заставляет сопереживать, вызывает разные чувства и эмоции у слушателей. Поэтому важно, чтобы музыкант исполнял произведение, опираясь на свои чувства, то есть эмоционально. |
Слайд 12 | Но чтобы выразительно исполнять произведение, нужно свободно владеть нотной грамотой. А теперь в заключении мастер-класса предлагаю вам собрать из нескольких фраз одну детскую песенку, и угадать ее. Вам нужно опять разделиться на группы. 1 группа ищет начало произведения. Тут для вас будет небольшая подсказка. В начале произведения всегда стоит музыкальный ключ. В середине произведения обычно бывают такты с нотами. Тут мы ориентируемся по слуху и по ритму. А в конце произведения обязательно ставится две тактовые черты. Это означает что произведение закончилось. И обычно произведение заканчивается на тонике, то есть на той ноте, в которой написана тональность. Мы сейчас с Вами посмотрим и попробуем определить, что это за тональность. Произведение закончилось на ноте «до», при ключе знаков нет, давайте попробуем напеть первые ноты, и мы узнаем в каком характере эта музыка. Да, в весёлом, значит это мажор. Заканчивается произведение на ноте до, значит это До мажор. Группы выстраиваются в ряд, и держат листочки с нотами. А теперь давайте мы вместе споём песенку, которая получилась, а я вам буду аккомпанировать. |
Слайд 13 | Я благодарю Вас, уважаемые коллеги, за участие и хочу подвести итог нашей встречи. Уважаемая фокус-группа, скажите, вам было интересно выполнять задания? Вы испытали затруднение? Что вам помогло выйти из него? Чем больше всего запомнился мастер-класс? |
Слайд 14 | Я хочу закончить наш мастер-класс словами великого композитора Дмитрия Шостаковича: «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет Вам целый мир чувств, страстей, мыслей. Оно сделает Вас духовно богаче. Благодаря музыке Вы найдёте в себе неведомые Вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках» (слова на слайде) Спасибо за внимание. |